Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Состоялось online-интервью с исполнительным директором НП «Аптечная гильдия» Еленой Неволиной
13.07.2011

Вопрос: Директор аптеки города Сургута Елтышев Владимир Николаевич

Как Вы видите развитие аптечной розницы в 2012 и далее?

Я вижу необходимость бизнесу взять часть власти в свои руки, это касается как полномочий, так и ответственности.   Только при этом можно будет говорить о каком-то развитии. Сегодня у нас главный камень преткновения - это попытки достичь взаимопонимания с отраслевым министерством, которые, к сожалению, заканчиваются ничем. Мы объясняем, доводим до сведения, пишем письма с разъяснением нашей профессиональной позиции, хотим идти на диалог. Мы готовы к сотрудничеству, но, к сожалению, обратной связи нет. Мы находим больше понимания со стороны Минпромторга, однако нам объяснили, что Минпромторг может давать разъяснения в части закона о розничной торговли, а вся остальная наша деятельность подведомственна Минздравсоцразвития. С ФАСом сложилось взаимопонимание. Например,   в  вопросе минимального ассортимента. Там поняли, о чем идет речь. И сразу потребовали от Минздравсоцразвития России внести изменения в Приказ № 805. Министерство внесло, отчиталось перед ФАСом, а теперь, по словам министерства, Минюст никак не зарегистрирует этот приказ.  У нас сложились неплохие отношения с комитетами Госдумы, но и там нам объясняют, что все инициативы должны исходить от отраслевого министерства. Но у меня сложилось впечатление, что министерство не очень хорошо понимает, что это за отрасль такая – розничная торговля лекарственными препаратами. Минздрав - это бюджетозатратное министерство и когда в него входит отрасль, которая обеспечивает себя сама без бюджетных вливаний, наверное, это сложно понять. Поэтому кажется, что если Минздрав все время просит денег из бюджета, а эти, по идее, могут сами себя обеспечить, то их надо и стричь как баранов и никаких льгот. К сожалению, складывается такое впечатление, что нам может быть надо менять отраслевое министерство. Кстати, с такой площадкой как «Деловая Россия» мы достаточно успешно работаем. И то, что не захотел услышать напрямую Минздрав, через «ДР» нам все-таки удалось пронести поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан».  Высшая школа экономики помогла нам сделать расчеты перспективы развития аптечной отрасли в новых условиях  налогообложения и донести их до Экспертного Совет Управления  Президента РФ. Это дает какие-то основания полагать, что влиять на ситуацию можно, поэтому мое мнение - нужно все равно консолидировать наши силы и нужно, чтобы было профессиональное репрезентативное сообщество, с которым Минздрав уже не сможет не считаться. Сложно понять, почему настолько инертны участники фармацевтического розничного рынка, ведь на сегодняшний день у нас  отсутствует общественная репрезентативная  (представляющая большинство участников отрасли) организация. Создается впечатление, что люди мыслят прямыми, материальными стимулами. То есть, если есть прямая материальная выгода, я вступлю в эту ассоциацию, а если нет - пусть они сами все решат, я же все равно воспользуюсь результатами. Это недопустимо. Если мы так и будем поступать, то в 2012 г. ничего не изменится. А потом будет только хуже. Я уверена, что в любом случае, если в государстве будет усугубляться нехватка средств, если вторая, не дай бог, более тяжелая волна кризиса, Минздрав снова будет решать за счет бизнеса проблемы ценовой доступности лекарственных средств для населения. Будет дальнейшее давление на аптечный бизнес в виде расширения перечня ЖНВЛП, снижения уровня наценок и т.д. Поэтому сегодня надо выступать, доносить какие-то объективные, реальные цифры нашей деятельности, чтобы понимали, что существует организованное сообщество, с которым можно разговаривать. И тогда в 2012 году с таким сообществом будут вынуждены считаться.

--------------------------------------------------------------------------------

Вопрос: Малаев М.Г.

На фармацевтический рынок с целью реализации поступают товары, имеющие в соответствии с Общероссийским классификатором продукции название "медикаменты". Однако такого термина, который часто используют в своих выступлениях и Президент, и премьер-министр, в законодательстве вообще нет. Реализация медикаментов осуществляется торговыми предприятиями, имеющими соответствующую лицензию на торговлю (оптовую или розничную), однако эти торговые предприятия называют "аптеками", хотя аптека - это специализированный склад (место хранения) лекарственных средств. Как Вы, Елена Викторовна, относитесь к имеющемуся в настоящее время терминологическому хаосу и делаете ли что-нибудь для использования в законодательстве профессионально грамотной терминологии?

  Конечно, терминология, определения и понятия - это начало любой специальности. Здесь, как и в предыдущем вопросе, надо сказать, что наши чиновники, которые пишут законы, приказы, которые формулируют нормативно-правовую базу, терминами не владеют. Потому что, предположим, в аптечной терминологии должна быть не только фармацевтическая, но и рознично-торговая терминология, которую тоже необходимо знать и понимать. Раньше этим занимался НИИ Фармации. Теперь фармацевтической терминологией никто не занимается. Раньше у нас любой приказ начинался с терминов и определений и было все понятно. Сейчас у нас в обиход так плотно внедрилось слово «фармацевтика», чуждое нам, и ушло слово «фармация», а если оно и появляется на каких-то заседаниях, то даже некоторые профессионалы уже произносят его с неправильным ударением. Здесь опять хочу сказать, что сами профессионалы должны определять терминологию. Если мы не будем создавать саморегулируемые организации, которые будут разрабатывать правила, стандарты профессиональной работы, то мы, наверное, так и будем постоянно с этим сталкиваться. Здесь только вопрос в организации сообщества и чтобы мы сами отрабатывали эти термины и передавали их в наши законодательные органы, которые будут принимать те термины,  которые приняты у профессионального сообщества. Елена Викторовна, каков Ваш прогноз розничного фармацевтического рынка на ближайшие 3 года. Спасибо. В кризисные времена прогнозы - самое неблагодарное дело, но, тем не менее, я думаю, что немало будет зависеть от позиции государства. Как я уже отметила, в тяжелые времена у государства будет великий соблазн сделать ценовую доступность опять же за счет бизнеса. Здесь возможно дальнейшее давление правительства на уровень наценки в регионах, а это может еще снизить рентабельность. Нам, конечно, надо продолжать добиваться расширение ассортимента  товаров, чтобы аптекам законодательно не ограничивали ассортимент, за счет которого они смогут жить, потому что, на мой взгляд, специализированные магазины могут в тяжелые времена уходить с рынка, а вот что касается розничной торговли лекарствами - это достаточно стабильный бизнес. Тогда тот ассортимент, который был представлен в закрывшемся  специализированном магазине, может активнее продаваться в аптеке. И поэтому, конечно, расширение ассортимента, в будущем поможет аптекам выжить. Что касается прогнозов - будем надеяться на лучшее.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Андреев Сергей Анатольевич

Елена Викторовна. Каков Ваш прогноз розничного фармацевтического рынка на ближайшие 3 года. Спасибо.

  В кризисные времена прогнозы - самое неблагодарное дело, но, тем не менее, я думаю, что немало будет зависеть от позиции государства. Как я уже отметила, в тяжелые времена у государства будет великий соблазн сделать ценовую доступность опять же за счет бизнеса. Здесь возможно дальнейшее давление правительства на уровень наценки в регионах, а это может еще снизить рентабельность. Нам, конечно, надо продолжать добиваться расширение ассортимента  товаров, чтобы аптекам законодательно не ограничивали ассортимент, за счет которого они смогут жить, потому что, на мой взгляд, специализированные магазины могут в тяжелые времена уходить с рынка, а вот что касается розничной торговли лекарствами - это достаточно стабильный бизнес. Тогда тот ассортимент, который был представлен в закрывшемся  специализированном магазине, может активнее продаваться в аптеке. И поэтому, конечно, расширение ассортимента, в будущем поможет аптекам выжить. Что касается прогнозов - будем надеяться на лучшее.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Василий Ефимович

 Елена Викторовна, здравствуйте! Сейчас на российском фармрынке фактически работает две профильных ассоциации, отстаивающие интересы аптек. Есть ли существенные различия в работе РААС и АГ и чем был вызван ваш переход в АГ? Не ощущаете ли Вы определённой конкуренции с РААС? Спасибо Вам большое за активную работу, отстаивание интересов наших аптек!

  Большое спасибо за оценку нашей работы. Первое различие РААС и Аптечной гильдии - это участники. Если мы откроем сайт РААС, то увидим, что в состав РААС  формально входит 91 юридическое лицо. А фактически- 47 юрлиц принадлежат владельцу РААС - аптечной сети 36,6, то есть являются аффилированными. Отсюда становиться понятным, что принятие решений простым большинством уже невозможно. А когда по уставу РААС многие решения принимаются, когда есть не менее трех четвертей голосов, здесь вообще говорить нечего. Решение будет принято такое, которое будет выгодно  «36,6». Если кому не понятно, могу сказать, что в условиях рынка, в крупных компаниях в управлении аффилированными лицами всегда существует жесткая вертикаль власти. Иначе как они будут управлять собственным бизнесом? Здесь становится понятным, что основной владелец будет так управлять этой массой зависимых юридических лиц, которая вошла в состав РААС, как интересно ему. С одной стороны это удобно, так как получается, что точка зрения владельца 36,6  здесь будет решающей. Мало того, эта точка зрения будет проходить как решение в целом по ассоциации. Возможно поэтому ГУП «Столичные аптеки», вступив в РААС, приняли решение войти  и в состав НП «Аптечная гильдия». Кстати двойное членство возможно для любого участника, в конце концов, это поможет определиться с дальнейшим выбором при саморегулировании отрасли.   Что касается гильдии, тоже можно зайти на сайт и посмотреть, что наши участники - это бренды - «Имплозия», «Ригла», «Вита», - и независимо от того, сколько в их состав входит юридических лиц, они все голосуют одним голосом и поэтому здесь понятно, что решения могут быть приняты только на демократической основе и очень объективно, поскольку у нас отсутствует прямое давление. При этом  надо отметить, что «Ригла» платит взнос по количеству аптек, ровно как и «Имплозия» и все остальные участники. А количество голосов на сегодняшний день у нас все равно считается именно по количеству брендов. Такое устройство аптечной гильдии представляется всем участникам более демократичным с точки зрения принятия решений. Отсюда - мой уход из РААС, поскольку одно дело - быть исполнительным директором независимой профессиональной организации, а другое - исполнительным секретарем управленца, пусть даже и талантливого и достаточно авторитарного, как один из владельцев «36,6». Могу сказать, что г-н Кривошеев С.А. сильная личность, прирожденный лидер, во всем задуманном идет до конца, даже если всем окружающим уже видно, что он не прав. Понятно, что благодаря своей авторитарности он и построил свой большой бизнес. Однако его давление на других членов РААС по ряду вопросов для меня было мало приемлемым. Я считаю, что все правила и стандарты должны вырабатываться коллективно, всеми участниками профессионального сообщества, а не авторитарно, пусть даже самым большим лидером этого бизнеса. Такую же точку зрения поддержали все участники, которые перешли в тот момент в аптечную гильдию. По подсчетам получилось, что около 80% независимых участников тогда сразу ушли и приняли решение о создании новой организации. Что касается разницы в деятельности, я сейчас очень часто слышу от самих участников рынка, что у РААС отпала методическая функция разъяснения каких-то новых документов, какие-то превентивные меры, которые мы раньше использовали и давали публикации в отраслевых СМИ. Я, к сожалению, не могу прокомментировать это, поскольку это только мнение, которое я слышу - я не отслеживаю эту деятельность РААС. А так, безусловно, деятельность РААС полезна на рынке и формирует мнение.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Максим

 Елена, добрый день. Сейчас многие заявляют о катастрофической ситуации в сфере розничной торговли в связи с изменениями в отношении налоговой политики. Я представляю среднего размера региоанальную сеть и должен сказать, что мы действительно столкнулись с сокращением рентабельности, но оно не такое катастрофичное, как об этом все вокруг гооврят. Более того наши коллеги тоже не отмечают никаких сверх проблем. Что это на Ваш взгляд? Зачем раздувается вопрос катастрофического падения прибыльности? Спасибо за ответ.

Здесь мне трудно судить, что такое средний размер сети, не зная условий работы в  регионе. Ведь рентабельность сильно упала от того, что достаточно ходовой ассортимент практически весь попал в ЖНВЛП, т.е. на него ограничена наценка, в ряде аптечных организаций он составляет до 40 % товарооборота. Если речь идет о сети в крупном городе, то, когда тебя, обложили универмаги с аналогичной санитарно-гигиенической продукцией, с аналогичными изделиями даже медицинского назначения и по ценам аптека, конечно, не может конкурировать с супермаркетами, она теряет этот достаточно высокодоходный оборот. Получается, что там, где аптека сидит на голодном лекарственном пайке (скажем, у нее 80%- лекарственного ассортимента), она сильно потеряла в рентабельности из-за увеличения налогов и из-за того, что средний уровень наценки упал. Но опять же, трудно судить, потому что в некоторых регионах наценка стала выше, чем была до того, отменили регулирование цен на изделия медицинского назначения и весь ассортимент лекарственных средств. Разный подход в регионах у проверяющих в «прочему ассортименту». Из-за того, что у нас региональное регулирование именно оптовой и розничной наценки, нельзя говорить, что картина одинаковая во всех регионах, в некоторых из них аптеки попали в жесткие тиски с резким падением рентабельности. Будет абсолютно разная картинка из-за того, что большое количество регулирования передано на уровень субъекта Федерации.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Сергей

 Является ли назначение гомеопатических лекарств врачами законным?

 Если у нас в законе «Об обращении лекарственных средств» присутствует определение гомеопатического лекарственного средства как ЛС, изготовленного по специальной технологии, то, естественно, абсолютно законно. Оно приравнено к лекарственным средствам.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Ашинова Наталья Николаевна - фармацевт, зав. апт. пунктом, стаж 29 лет.

 Добрый день Елена Викторовна,может этот вопрос не имеет ни какого отношения к вашей работе, но я уже не однократно обращалась с вопросом о пенсии по выслуге лет в сельской местности для фармацевтов в разные инстанции, но ответа так ни от кого не получила. Почему медсестра, которая сидит с врачом на приеме заслужила такое право, а мы нет? Хотя когда проходим медосмотр говорят, что вредный цех, почти у каждого второго фармацевта увеличена щитовидная железа.Когда поступали учиться нам говорили зарплата маленькая, но через 25 лет сможете пойти на пенсию.А потом куда то все исчезло. Спасибо.

  У нас, во-первых, в течение ряда лет ужесточалось законодательство в плане пенсий, и я уже не помню того периода, когда фармацевты имели какую-то льготу при выходе на пенсию. На сегодняшний день при оценке рабочих мест по уровню вредности даже при наличии производственного отдела не установлено вредных условий в работе, чтобы претендовать на какую-то льготную пенсию. По поводу астмы. Мы, к сожалению, не располагаем такой статистикой. Говорить о каких-то льготных пенсиях для фармацевтических работников, наверное, сегодня не приходится, потому что, если в торговле они отсутствуют, а надо всегда помнить, что вид экономической деятельности у нас - розничная торговля, если продавец не имеет право на досрочную пенсию, то соответственно и фармацевт не будет иметь это право.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Виктория

 Елена Викторовна, добрый день. Как Вы думаете, какая аптечная сеть по итогам года станет первой на рынке. Последняя покупка А5 выводит сеть на 2-3 место на рынке, Ригла планировала активное развитие ещё в прошлом года, 36,6 объявили о намерении удвоить количество точек и долю через 5 лет. Кто из этих трёх сетей имеет наилучшие шансы стать первой?

  На мой взгляд, все три имеют равные шансы. Все зависит от настроя, выделенного бюджета и команды управленцев. Еще важно, какая стоит задача – если именно расширения бизнеса с точки зрения количества аптек, то все, конечно, будет зависеть от бюджета, выделенного компанией на эти цели. Поэтому, на мой взгляд, все три имеют равные шансы стать первыми.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Николай, аналитик

 Елена, здравствуйте! Сейчас много говорится о сокращении рентабельности аптечного бизнеса в связи с увеличением налоговой нагрузки, тем не менее в отрасли начинается очередной инвестиционный бум (Здоровые люди, А5, планы, которые озвучил Бектемиров и т.д.), как это всё коррелирует? Вероятно снижение рентабельности не столь серьёзное, если инвесторы вкладывают в этот бизнес?

 Во-первых, надо сказать, что этот инвестиционный бум начался не вчера, и, когда было объявлено о повышении страховых взносов, мы все до последнего момента надеялись на то, что аптеки все-таки будут выделены в отдельную льготную категорию, потому что у нас на самом деле есть специфика государственного регулирования, которая нас отличает от других видов розничной  торговли. Поэтому, конечно, приравнивать нас полностью к торговым, как это случилось, было нонсенсом, и я считаю, что здесь именно Минздравсоцразвития России не захотело вникнуть в проблему и отстоять интересы аптек. Но, тем не менее, можно сказать, что и мировой финансовый кризис, и кризис в России приводят к тому, что капиталы ищут надежного вложения. Практика показала, что производство в кризис снижается, как следствие снижается потребление энергоресурсов. Если, как прогнозируют, нас ждет вторая, более тяжелая волна кризиса, то в этом случае большие капиталы будут с удвоенным азартом искать себе применение. Опять повторюсь, что никогда массово не умирает – это розничная торговля товарами, на которые присутствует устойчивый спрос. Это в первую очередь продукты питания, и, естественно, лекарства. На сегодняшний день у нас все-таки есть ниша, потому что кроме аптек, к счастью, лекарства никто не имеет право продавать. Может меняться ассортимент, могут меняться поставщики, но розница не умрет нигде и никогда. Именно поэтому этот инвестиционный бум и эти дополнительные вложения, безусловно, имеют место быть, несмотря на снижение рентабельности аптек.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Матриаха Инда

 Елена, здравствуйте! Недавно было объявлено о том, что сеть Мособлфармация была куплена. В России есть ещё много государственных сетей, они занимают большую долю в регионах, например в Москве. Кто может купить такие сети? Например Столичные аптеки в Москве?

  Чтобы их купить, нужно, чтобы кто-то их продавал – это первое условие. Второе условие - ГУПы и МУПы купить нельзя, сначала их надо преобразовать в акционерные общества, а после этого уже продавать. Если будет принято стратегическое решение о продаже, то, наверное, это будет на основе какого-то конкурса и тогда любой, кого устроят его условия, может в нем поучаствовать.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Васильев Н.Н.

 День добрый. Как Вы относитесь к тому, что право на розничную торговлю лекарственными средствами, закупленных главными врачами ЦРБ, предоставлено фельдшерам и акушеркам без использования кассовых аппаратов. Например, Коллегия Минздравсоцразвития от 22.06.2011г. одобрила уникальный опыт лекарственного обеспечения жителей, проживающих в труднодоступных местах Омской области, в которой торговые аптечные пункты расположили непосредственно на территории центральных районных больниц, а не в сельской местности.

  Получается, что этот вопрос состоит из двух частей. Первый – касается ККМ. Изначально эта законодательная инициатива, разрешить фельдшерам продавать, в первую очередь, касалась только тех районов, где отсутствуют аптечные организации. Иногда фельдшер едет в деревню и везет с собой эти лекарства. Обеспечивать каждого фельдшера переносным кассовым аппаратом будет дорого и нецелесообразно. Кроме того, там будет очень небольшой объем реализации. По крайней мере, в советские времена было именно так и я думаю, что сейчас эта ситуация значительно не изменится. Поэтому с точки зрения доступности для того населения, которое проживает в местности, где отсутствуют аптечные учреждения, работа без применения кассовых аппаратов - это нормальный подход. Мы даже выступали против того, чтобы ФАПы получали лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Раньше ФАПы снабжались лекарствами через ЦРА (центральные районные аптеки), теперь для них поручили проводить закупки ЦРБ (центральные районные больницы). Будем надеяться, что при таком подходе учитываются и нозологии, и специфика этих регионов. Врачи, надеюсь, будут ответственно подходить к  закупкам, чтобы лекарства не пропадали, а продавались. Второй вопрос – место расположения ФАПов, которым разрешена реализация лекарств. Если ЦРБ находится в таком населенном пункте, где отсутствуют аптечные организации, то это справедливо, по закону. Если там есть аптеки и все равно одобрено открытие торговли через ФАПы, то это является прямым нарушением закона, поскольку в законе четко сказано, что органами местной власти определяется перечень ФАПов, где разрешена торговля и что эти ФАПы должны располагаться в тех местах, где отсутствуют аптечные организации.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Кочеткова Татьяна Васильевна

 Как Вы считаете, насколько правильно применение аптечными сетями при прочих равных условиях разных систем налогообложения (ОСНО, ЕНВД), разных методик ценообразования на ЖНВЛП ( от цены производителя без НДС - при ОСНО; от цены производителя с НДС - при ЕНВД) для получения одинаковой розничной цены, не учитывая, что при разных системах налогообложении - разная в стоимостном выражении розничная торговая надбавка. Наша аптечная сеть -43 чел.; т/об за 2010 - 86 млн. руб.; > 25% - доля участия государства (при отсутствии этого участия на самом деле).

  Здесь я могу сказать, что мы неоднократно обращались и в Минздрав, и в Госдуму, и даже в ФАС, чтобы показать, что государство, регулируя цену на жизненно важный препарат, в заведомо более выгодные условия ставит малые и средние предприятия, которые применяют специальные режимы налогообложения – единый налог на вмененный доход (ЕНВД0 или упрощенную систему налогообложения (УСН). Если аптеки с УСН и ЕНВД формируют цены с учетом НДС, в соответствии с разъяснениями Минфина, то у них сумма наценки получается больше, чем у предприятия, которое применяет общую систему налогообложения. Если они отбрасывают НДС и формируют стоимость по методике формирования цены, установленной Постановлением Правительства, получается, что на выходе цена будет ниже на 10% в аптеках в УСН и ЕНВД. Потребитель, который сравнивает цены, будет покупать только в малых предприятиях, потому что их цена всегда будет ниже. Он скажет, что государство регулирует цены, а здесь все равно дешевле. Т.е. государство уже ставит в неравные конкурентные условия малый и крупный бизнес. Следующий момент - мало того, что у малых предприятий заведомо представлена либо более низка цена, либо выше сумма наценки, т.е. уже есть преференция, полученная от государства, плюс еще и особый режим налогообложения (УСН, ЕНВД), который тоже в общем налогообдожении дает определенную льготу. Если лишили крупные аптечные сети права применять ЕНВД, потому что по объяснению Минфина, этот особый налоговый режим был предназначен для предприятий, где затруднительно вести налоговый учет, то получается, что в малых предприятиях Минфин заведомо предполагает затрудненный  налоговый учет? Однако налоговый учет, что в аптеке крупной сети, что в одиночной аптеке, представляющей из себя малое предприятие, все равно будет одинаковым. Поэтому разделение крупных и малых по этому признаку непонятно. Мы, конечно, говорим о том, что в этой ситуации, когда цены регулируются государством, условия налогообложения и условия формирования цены должны быть одинаковыми для всех участников. Это будет, в первую очередь, справедливо по отношению к потребителю.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Как принимался приказ №805 в 2010 г? Если препараты такие как ампицилин в капсулах , снят с производства и мазь дексаметазон не ввозится с 2002 г., а прокуратура за это дает штраф аптеке 50 тысяч . Так куда же вы смотрели и смотрите?

  Мы считаем большой заслугой, что приказ вышел значительно с более сокращенным перечнем, чем был до того (приказ Минздрава № 312), и все же он не стал менее затратным для аптек. Тем не менее, мы продолжали работать. Как я уже сказала, ФАС согласилась с нами в вопросе того, что многие позиции вообще выпускаются одним производителем, и они, соответственно, не могут входить в минимальный обязательный перечень, который должна иметь аптека. Но, тем не менее, пострадавшие от этого несовершенства, они, к сожалению, всегда как-то «из тени» подают голоса, а как касается дела, то получается, что вроде никто не пострадал. Дело в том, что Аптечная гильдия не может обратиться в арбитражный суд. В арбитражный суд может обратиться только тот человек, который был оштрафован за отсутствие тех препаратов, которые утратили свою регистрацию, пока этот приказ создавался, согласовывался и регистрировался в Минюсте. Теперь, на наш взгляд, если найдется смелая аптека, которая согласится составить заявление в арбитражный суд (и мы готовы ей в этом помочь) именно чтобы были наказаны виновные сотрудники Минздрава. Во-первых, оспорить положение Минздравсоцразвития России в отношении этих медикаментов, а во-вторых , - вообще поставить вопрос о целесообразности навязывания коммерческому предприятию обязательного, пусть и минимального, ассортимента . Есть автор этого документа - пусть ему хоть раз вменят возместить хотя бы моральный ущерб аптеке. Мы считаем, что только через суд надо доказывать неправоту Минздрава, ровно как и запрет на продажу средств медтехники. Если кого-то наказали за это, дайте нам факты. Пожалуйста, давайте обращаться, давайте цивилизованно, через суд решать эти проблемы, потому что Минздрав по-хорошему не готов к диалогу. Давайте хотя бы один раз создадим прецедент, может быть, потом всем  станет легче.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: президент НП "Фармацевты Прикамья" Рудометова Е.В.

 Добрый день Елена Викторовна. Наше партнерство в 2010 году объявило программу "Правильные аптеки" на нашей территории. В основе- качественный товар и прозрачные поставки в аптеки партнерства. У нас еще сохранени так называемый "входной " контроль на территории и мы обязываем поставщиков добровольно сотрудничать с Нашим Центром контроля качества. Сейчас начался бум по отказу поставщиков носить лекарства в лабораторию. Мы не против государственного порядка контроля качества. Декларирование так декларирование. Но что делать аптеке? Какой приемочный контроль она должна осуществлять? Мы теперь полностью полагаемся на сопроводительные документы по качеству от поставщиков? И , видимо, это их ответственность за корректность и достоверность указанных деклараций на поставляемые серии. Или аптека должна по имеющимся у нее источникам ( интернет) сверять данные о декларациях? Отвечать- то аптеке все равно придется. Наш территориальный росздравнадзор обязывает при приемке товара в аптеке руководствоваться приказом МЗ РФ от 16.07.1997 г. № 214, который требует осуществлять приемку по показателям "описание", "упаковка", внешний вид". Сейчас этой сверкой занимается Центр контроля качества. Понятно, что никакая аптека не вскрывает упаковки для такого контроля. Вопрос: В чем , по-вашему, заключается приемочный контроль в аптеке? rudometova@permpharm.ru

 Во-первых, Приказ №214 никто не отменял, поэтому входной контроль обязательно должен быть именно по этим трем показателям. При этом не требуется вскрывать упаковку. Внешний вид - имеется в виду внешний вид вторичной упаковки, в которой мы продаем препарат, а не его внутреннее содержание. Описание - инструкция по применению – не возбраняется, наверное, открыть и посмотреть, что она вложена. И что касается маркировки – теперь у нас в законодательстве появилось требование наличия  регистрационного номера на упаковке. Все это необходимо проверить. Если нет регистрационного номера, то мы должны убедиться, что лекарство произведено до 1 сентября. После этого аптека имеет право принять товар по качеству. Что касается поиска информации на Интернет-ресурсах о декларациях, аптеку никто не обязывал, поэтому не надо чрезмерно усугублять свои функции – аптека отвечает на основании тех документов, которые имеются в ее распоряжении от поставщика. Что касается работы с поставщиками, здесь, наверное, нужно отбирать поставщиков и выработать критерии, по которым аптека отбирает и работает с добропорядочными поставщиками, чтобы не сомневаться в том, что они поставили качественную продукцию и что эта продукция сопровождается «правильными» документами. А вот за чем аптека обязана очень строго следить - это все забраковки. На сайте Росздравнадзора, на сайтах многих порядочных поставщиков сейчас публикуется данная информация. И, естественно, если аптека не изъяла из продажи тот товар, на который поступило письмо о приостановке или изъятии, аптека будет нести ответственность. Что касается поставщиков, они не обязаны проходить местный контроль, установленный на уровне региона. Качество импортной продукции отслеживается  при пересечении границы и при производстве лекарственных средств, на этом основании выдается декларация. Не надо подозревать каждого поставщика. Еще раз повторюсь, мы сейчас работаем над профессиональными стандартами, общими для членов нашего некоммерческого партнерства, по  определению критериев отбора поставщиков, чтобы аптека была уверена в том, что этот поставщик не «подставит» ее в плане качества поставляемой продукции.

 --------------------------------------------------------------------------------

 Вопрос: Региональная аптечная сеть, провизор

 Елена Викторовна, здравствуйте. Как Вы оцениваете реальные перспективы создания фармацевтических общественных организаций, ассоциаций, сообществ? Судя по имеющимся федеральным документам и проектам оных, конкретных инструментов, влияющих на ситуацию в отрасли, общественные профессиональные объединения снова не получат, как бы мы не хотели объединиться, и как бы актуально это не было в настоящее время. Стоит ли нам объединяться, или наша инициатива, как всегда напрасна?

 Хороший вопрос, потому что он показывает отношение участников бизнеса к проблеме. Создавать надо обязательно, потому что, на мой взгляд, инструменты есть всегда и везде, независимо от законов. Для того, чтобы разговаривать с властью, в первую очередь, профессиональное сообщество должно быть организовано. А мы считаем как: мы «из кустов» посмотрели – нет у них инструментов, не будем объединяться, будем пассивно сидеть, потому что все равно ничего не произойдет. Пассивность всегда наказуема. На сегодняшний день власть видит, что у нас нет такого организованного и саморегулируемого сообщества, с которым можно вступать в диалог, которое готово нести ответственность, в т.ч. перед обществом. У нас - каждый сам по себе. Дело в том, чтобы нести ответственность перед обществом, наше сообщество должно сначала само договориться о рамках этой ответственности. Возьмем даже ситуацию с кодеиносодержащими препаратами.  На сегодняшний день существуют такие аптеки, которые продают эти препараты в огромных количествах, понимая, кому они их продают. Мы собирали информацию, есть аптеки, в товарообороте которых не составляет и  1%. Это наши участники. Если аптека живет за счет продажи таких препаратов, пусть лучше она закроется – это будет лучше для общества в целом и для профессионального сообщества. Когда мы наведем порядок в своих собственных рядах, тогда, наверное, эта общественная организация профессионалов не будет игнорироваться властью, потому что власть увидит, что уже есть, с кем вести диалог. И второе, почему надо объединяться, - очевидная тенденция последних лет – одной из задач власть видит перед собой  передачу полномочий и ответственности на местах, т.е. децентрализация власти, тот же Минздрав, не хочет отвечать за то, что происходит на местах. Это мы видим. Оно с удовольствием поделится этой ответственностью с профессионалами – отвечайте, господа, сами за себя. Но для этого мы должны показать, что мы можем самоорганизоваться, что мы можем отвечать за себя, вырабатывать и соблюдать профессиональные стандарты деятельности. На мой взгляд, это единственный выход и единственная перспектива нашего развития. А сегодня я оцениваю ситуацию как очень слабое лобби, представляющее фармацевтическую розницу.

Источник "Фармацевтический вестник"