Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

«Барин приедет, барин рассудит»
06.04.2010

Елена Неволина, Исполнительный директор Некоммерческое партнерство содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» 
 

«Барин приедет, барин рассудит»

Не успели аптеки прийти в себя после приведения цен на ЖНВЛС в соответствие пункту 20 Постановления Правительства РФ от 09.11.2001 г. (в редакции ПП РФ № 654 от 08.08.2009 г.), только-только подсчитали убытки от данного действия и невозможности реализации ЖНВЛС с не зарегистрированными ценами, как вдруг выяснилось, что это еще не все напасти на «сверхприбыльный» аптечный бизнес.
Тревожные новости пришли из Поволжья. ТУ Росздравнадзора некоторых регионов ПФО, не найдя правонарушений у «законопослушных» аптечных сетей в ценообразовании на перечень ЖНВЛС, решили проверить соблюдение законодательства в части минимального ассортимента лекарственных средств в «особо извращенной» форме. Многие думают, что после проверок прокуратуры рынок уже ничем не удивишь. Но тем не менее. Некоторым аптекам инкриминировали отсутствие в ассортименте следующих препаратов: Трамал, Бензонал, Клоназепам, Фенобарбитал, Тригексифенидил и т.д.
  Формально, чиновники правы, приказ Минздравсоцразвития от 29 апреля 2005 г. N 312 «О минимальном ассортименте ЛС» уполномочивает Росздравнадзор обеспечить контроль наличия в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Учитывая, что любая аптека имеет лицензию на фармдеятельность, она, априори, обязана обеспечить наличие минимального ассортимента. Особенно цинично звучит «приговор» проверяющих: «С целью устранения выявленных нарушений предлагаю: привести фармацевтическую деятельность юридического лица в соответствии с действующим законодательством об обращении лекарственных средств. Указанные нарушения должны быть устранены… немедленно». 
  Только изощренный госрегулированием участник аптечного бизнеса поймет, что такое «немедленно» обеспечить условия хранения лекарственных средств в соответствии с требованиями приказа Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ. Для менее изощренных сообщаю: это значит, что нужно провести техническое укрепление помещения стальными решетками с толщиной прутьев не менее 16 мм, установить многорубежные системы охранно-пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации на рабочих местах (с последующим ежемесячным обслуживанием, довольно дорогостоящим), приобрести сейфы для хранения препаратов и т.п.. Возникает вопрос: куда смотрели проверяющие, когда принимали решение о выдаче лицензии на данный объект, в котором не предусмотрены условия хранения сильнодействующих средств?
  Удивительно, что чиновники все же не очень внимательно прочитали приказ. Ведь в нем имеется ссылка по группе наркотических анальгетиков и анальгетиков смешанного типа, в которой закреплено, что «в соответствии с Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» аптечные учреждения должны иметь соответствующие лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данное требование спокойно можно отнести к нарушениям п. 8 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и обязать аптеку «немедленно» получить соответствующую лицензию. Если тем же путем идти дальше, следующий шаг — не снижаемый запас в каждой аптеке лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент, причем установить и количество больных, на которых этот запас должен быть рассчитан. «Неповиновение» аптечных организаций рассматривать как нарушение лицензионных требований и условий.
  Интересно, что когда «кошмарят» аптечный бизнес, часто вспоминают фразу Салтыкова-Щедрина «Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения...», иногда хочется прибавить: «со стороны власти». Еще в 2009 году, правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики поставила задачу пересмотреть минимальный ассортимент лекарственных средств, более того на совещаниях и конференциях представители Минздрава называли срок выхода в свет нового перечня, в котором не будут присутствовать наркотические и сильнодействующие средства — апрель 2010. Однако... не похоже, что в ближайшее время мы увидим новый приказ по минимальному ассортименту. 
  Конечно, у министерства есть дела поважнее – новый закон, новая стратегия. Но этот пусть и не столь глобальный вопрос требует, как показывает суровая действительность, незамедлительного прояснения.. По вопросу необходимости наличия во всех аптеках сильнодействующих препаратов «Аптечная гильдия» подготовила запрос в Минздравсоцразвития. Теперь ждем. Опять по классику получается: «Барин приедет, барин рассудит».

"Фармацевтический вестник" №15 (589) 2010,