Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Что достойно аптечного ассортимента?
10.05.2010

Что достойно аптечного ассортимента?

Участники Некоммерческого Партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» просят при внесении изменений в проект закона «Об обращении лекарственных средств» принять во внимание мнение профессионального сообщества в отношении дополнительного перечня товаров, реализация которых разрешена в аптеках.

В письме на имя Председателю Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Ольги Борзовой, исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина в частности говорит: «В проекте закона «Об обращении лекарственных средств» п. 7 ст. 52 «Порядок розничной торговли лекарственными препаратами» устанавливает перечень товаров, разрешенных для реализации в аптечных организациях, объединяя их в группы: «Аптечные организации наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, средства и предметы ухода за больными, за новорожденными и детьми до 3-х лет, изделия очковой оптики и средства ухода за ними, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетическое питания, биологические активные добавки к пище, лечебную косметическую и парфюмерную продукцию, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания для пропаганды здорового образа жизни». Однако эти группы не привязаны к кодам общероссийского классификатора продукции и, как показала предшествующая практика, при проверках каждый проверяющий определяет возможность реализации того или иного товара в аптеке на свое усмотрение. 
Выход достаточно простой: конкретный перечень средств и предметов может устанавливаться приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, что создаст возможность легального расширения ассортимента товаров и будет противостоять возможности «решения» вопроса с конкретным проверяющим о возможности реализации того или иного предмета.
Еще один важный вопрос, что в отличие от предыдущего закона № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» в новом проекте закона «Об обращении лекарственных средств» в данный перечень были включены биологические активные добавки (БАД) к пище. Это новация очень важна для потребителей. Однако есть мнение, что надо запретить реализацию БАД в аптеке. Ошибочность этой точки зрения можно обосновать следующим: большинство случаев мошенничества возникает при реализации БАД «с рук» путем дистанционных продаж (ТВ-шоп, реклама на радио с предложением покупки продукта с доставкой на дом) и нелегальную сеть частных распространителей. На сегодняшний день самый безопасный путь реализации - через аптеки. Это гарантирует потребителю безопасность и стабильное качество. Важным является и тот факт, что индустрия по производству биологических активных добавок одна из немногих в России с явным доминированием отечественного производителя (соотношение 70% на 30% в пользу отечественного производства). Отечественные БАДы успешно конкурируют с импортными гомеопатическими формами и, безусловно, значительно доступнее по цене. Так, биологически активная добавка «Ци-клим» № 60 табл., производимый российской компанией «Эвалар» в 4 раза дешевле аналогичного «Климадинон» № 60 табл., производимого немецкой компанией «Бионорика GmbH» и в 8 раз дешевле «Ременс» № 12 табл., производимого австрийской фирмой «Биттнер GmbH». Если учесть, что данные препараты применяются женщинами в период менопаузы и подразумевают длительное применение (6 и более месяцев), такое соотношение цены в пользу российских БАДов является очень существенным аргументом в пользу данной продукции. Консультации сотрудников аптек создадут дополнительную мотивацию у населения обратить внимание на свое самочувствие и здоровье.
Сегодня важной задачей службы здравоохранения является повышение уровня здоровья, продления жизни человека при обеспечении ее качества. Наши потребители стали более внимательно относиться к своему здоровью и активно использовать положительные привычки, полезные для здоровья, в числе которых правильное питание с одновременным обогащением пищи минералами и минеральными добавками.
Аптеки проводят строгий отбор БАД, которые отвечают критериям безопасности и эффективности, способствуют сохранению и укреплению здоровья. Предпочтение отдается отечественным доступным по цене препаратам, обладающим широким, общим и неспецифическим характером действия, нетоксичным и экологически чистым, приготовленным по оригинальной технологии с сохранением биологически активных веществ.
Впервые биологически активные добавки к пище (БАД) были отнесены к важным факторам устранения дефицита в рационе микронутриентов в 1998 г. в «Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г» Правительства РФ, была поставлена задача активного развития в России производства БАД.
Совершенно оправданно для БАД были выбраны фармацевтические формы: таблетки, капсулы, порошки, экстракты и т.д. Применение биологически активных соединений в этих формах дает возможность их точного дозирования в соответствии с учетом потребностей в них человека.
В настоящий момент качество биологически активных добавок в России достаточно высоко и соответствует всем нормативным требованиям, а иногда и превышает установленное законом требованиям. Например, порядка 25% всех биологических активных добавок в России производится в условиях фармацевтического производства - GMP, остальные 50% в условиях не менее высокого стандарта ISO. Таким образом, 75% рынка соответствуют международным стандартам производства биологических активных добавок и это только те предприятия, которые работают с аптечными организациями, так как особую важность для потребителя имеет профессиональная консультация по применению БАД, достоверная исчерпывающая информация о взаимодействии (совместимости) лекарственных средств, БАД и пищи. 
Все вышеизложенное свидетельствует о важности БАД в формировании здорового образа жизни населения нашей страны и, в целях обеспечения правильного и рационального применения БАД, реализации данной продукции только в аптечных организациях и специализированных отделах торговых организаций, которые будут нести ответственность перед обществом за необоснованное внедрение малоизученных, недостаточно проверенных БАД.

«Российские аптеки» №5 за 2010 год