Гладкова Елена
Президент Самарской областной фармацевтической ассоциации, генеральный директор ООО «Аптека 245»
Сегодня фармсообщество обсуждает новые правила отпуска лекарств, вводимые в действие с 1 сентября. Но хотелось бы также обратить внимание на один из важнейших элементов рецептурного отпуска лекарственных препаратов — отпуск препаратов строгой отчетности, а именно наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ) второго и третьего списков. Для данного вида фармдеятельности, жизненно необходимого пациентам с серьезными хроническими заболеваниями, нужна специальная лицензия, которую может оформить далеко не каждая аптека. Поэтому доступность указанной категории лекарственных средств вызывает серьезные опасения. Особенно сегодня.
Затраты на работу с названной категорией препаратов складываются из:
- ежемесячной охраны помещения;
- мотивации сотрудников к работе с данной категорией препаратов (т.к. в условиях острого дефицита фармацевтических кадров и повышенной ответственности на этом участке обращения лекарственных средств такая прибавка к зарплате просто необходима);
- периодических затрат на обучение специалистов, допущенных к НС и ПВ (один раз в пять лет);
- расходов, связанных с получением заключения МВД в целях оформления допуска сотрудников к работе к НС и ПВ.
Также сюда следует отнести дополнительные расходы на уничтожение просроченных лекарственных препаратов НС и ПВ. Ведь даже при надлежащем контроле сроков годности и условий хранения, учитывая специфику данной группы лекарств и сложность прогнозирования поступления рецептов на них, риск истечения срока годности исключить невозможно.
Компенсировать затраты на работу с данной группой препаратов с каждым годом все сложнее. Во-первых, постоянно расширяется перечень ЖНВЛП, что ограничивает шансы получить доход за счет аптечного ассортимента с нерегулируемым ценообразованием, т.к. с помощью этих поступлений и появляется возможность перекрыть часть затрат на работу с НС и ПВ. Во-вторых, целый ассортиментный ряд аптечных товаров уходит на маркетплейсы (БАД, медицинская техника, перевязочные и лечебно-косметические средства, ортопедия, предметы ухода за больными, детское питание и т.д.). Это уже стойкая и, скорее всего, безвозвратная тенденция.
Все реализуемые нашей аптечной сетью НС и ПВ из списка ЖНВЛП входят в ценовой сегмент до 500 рублей, и предельные надбавки к ценам производителей не покрывают ни прямых экономических затрат, ни временных трудозатрат.
Специалисты отказываются работать в аптеках, где отпускают не только НС и ПВ, но и другие препараты ПКУ, поскольку:
- появляются дополнительные обязанности — оформление и ведение журналов учета;
- продляется время обслуживания посетителя, которое включает в себя обязательную экспертизу рецепта на правильность оформления, а зачастую также звонки и иные формы общения с медицинской организацией с целью установления подлинности рецепта;
- повышаются временные затраты на ввод данных о рецептах в систему МДЛП.
- увеличивается поток поддельных рецептов, выполненных в хорошем качестве и оформленных без ошибок (на такие наименования как прегабалин, феназепам, трамадол, алпразолам и клоназепам) – их трудно отличить от настоящих;
- отсутствуют навыки экспертизы рецептов;
- возникают непредвиденные затраты времени на оформление выемки фальшивых рецептов МВД и дачу пояснений;
- присутствует страх допустить ошибку при отпуске и боязнь проверок, что также вполне объяснимо.
Все это зачастую приводит к очередям в торговом зале аптеки, нервозной обстановке и вызывает профессиональное выгорание фармспециалистов.
Отказ в отпуске по неправильно оформленному рецепту, особенно если он выписан в другом регионе (что затрудняет возможность его переоформления), часто ведет к жалобам пациентов. Их можно понять, но для аптеки это тоже дополнительная социальная нагрузка.
В Самарской области отсутствует государственная или муниципальная централизованная аптечная структура, которая могла бы взять на себя нерентабельную, но важнейшую социально значимую функцию по обеспечению граждан наркотическими и психотропными лекарственными средствами. Реализацией в розницу НС и ПВ в нашем регионе занимаются единицы — это местные аптечные организации, количество которых продолжает сокращаться. Федеральные сети этим не занимаются и уже никогда не возьмут на себя эту убыточную функцию.
Если работа с НС и ПВ в существующих аптечных организациях вынуждена будет прекратиться (а это очень вероятная перспектива ввиду планомерного снижения предельных оптовых и розничных надбавок на данную группу препаратов), то в будущем восстановить это направление деятельности станет практически невозможно. Все мы видим, насколько трудно идут попытки восстановления производственных аптек.
Заново лицензировать работу с НС и ПВ крайне невыгодно с экономической точки зрения. Оборудование комнаты для хранения обойдется в сумму от полутора до двух миллионов рублей в сегодняшних ценах: необходимо обшить все стены и потолки полужелезным прутком 1 см и ячейкой 10х10 см, покрасить, установить специальные двери и сейф увеличенной степени защиты, оборудовать помещение сигнализацией. А вот оборот и доход от реализации данной группы препаратов мизерные.
Остается надеяться только на то, что будут разработаны меры господдержки аптечных организаций, которые, несмотря на все трудности, продолжают вести отпуск наркотических и психотропных препаратов (и других препаратов ПКУ) для пациентов с хроническими серьезными заболеваниями. Или, по крайней мере, не произойдет уменьшение размеров предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим ценам производителей на ЖНВЛП, что неминуемо ведет к снижению доступности лекарственных средств в конкретном регионе.