Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Выдержит ли лекарственная льгота регуляторную гильотину?
17.09.2024

Елисеева Наталия,  Председатель Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области
 
Многие из правовых изменений нынешнего года, по сути, дополнительно закрепляют то, что уже известно и выполняется в практике фармацевтической деятельности. Однако из данной тенденции есть исключение — продолжающееся внедрение маркировки БАД. К этому процессу у аптек возникают вопросы.
 
Например, участники нашей ассоциации сообщают, что по имеющимся сегодня КИЗам биодобавки не могут быть внесены в программу, а также не могут быть выведены из обращения. Причины этого пока неизвестны: возможно, ошибки содержатся в самих контрольно-идентификационных знаках, возможно, программа плохо их распознает… Но уже сейчас Роспотребнадзор предлагает расширить список индикаторов риска в сфере своей деятельности, включив в данный перечень как раз работу с маркированными БАД и антисептиками.
 
И вот что самое любопытное (а точнее, самое опасное): многие наименования — даже в случае принятия новых индикаторов — рискуют ускользнуть из поля зрения надзорных органов. У нас на Сахалине, к примеру, распространены магазины японских товаров. Среди продаваемой ими продукции — огромное количество средств, которые с большой вероятностью являются даже не БАД, а лекарствами. Это глазные капли, различные витамины, препараты для желудка и печени… В нашей стране они не зарегистрированы даже как добавки. Контроля над ними просто-напросто нет! Как все это проверит Роспотребнадзор, как он получит необходимые полномочия?
 
Несколько лет назад я обращалась в областной орган РПН с сообщением о том, что в названных японских магазинах под видом БАД реализуются лекарственные препараты. Ответ пришел «отказной» с обоснованием, что в сферу действия ведомства данные предприятия не входят.
 
Сама же маркировка рискует вновь увеличить нагрузку на «первостольников». И вместо того, чтобы участвовать в достижении целей стратегии предупреждения антибиотикорезистентности (а она охватывает как раз период до 2030 г., и аптекам отведена не последняя роль в ее реализации), провизоры и фармацевты вынуждены сталкиваться с замедлением работы за счет изменений в процедуре отпуска БАД и прочего нелекарственного ассортимента. Между тем, современная аптечная организация — это зачастую один специалист за одной кассой. И в условиях такой нехватки профильных кадров посетителям придется ждать, когда, наконец, биодобавка Х будет видна в программе и появится возможность пробить чек на ее покупку.
 
Вопросы у фармацевтов и провизоров вызвал и недавно принятый закон №292-ФЗ, который внес изменения в статью 57 ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Ведь запрет на продажу просроченных лекарств де-факто действует уже давно! Сама система маркировки устроена так, что никогда не даст возможности пробить чек на препарат с истекшим сроком годности. Более того, соответствующие функции есть и у современного аптечного ПО.
 
Самое главное, чтобы сложившееся положение дел в обращении лекпрепаратов и парафармацевтики не оказалось «бомбой замедленного действия». Сегодня аптекам уже затруднительно разбираться со всеми группами маркированной продукции, а в обозримом будущем возможно даже расширение перечня ПКУ. Порядок включения лекарств в данный список был уточнен этим летом, и, возможно, дополнение ряда формулировок приведет к тому, что число «учетных» медикаментов увеличится. Это также дополнительная нагрузка на фармацевта и провизора в условиях одновременного участия в ряде экспериментов, таких, например, как пилотный проект по маркировке медицинских масок, шприцов и др.
 
А еще с 1 сентября вступают в силу поправки в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и «Об обращении лекарственных средств», разрешающие отпускать лекарства лечебным учреждениям в тех отдаленных поселках, где нет аптек. Во многих случаях это действительно решение проблемы. Но если в малом населенном пункте есть участковая больница, значит, там проживают не менее тысячи человек. И аптека будет там работать, если получит необходимую поддержку.
 
А замена аптечной организации, даже небольшой, на кабинет в медучреждении или ФАП не столь целесообразна, как кажется на первый взгляд. В современных ФАПах, например, на лекарства зачастую предусмотрено… не более семи квадратных метров. Аптечный фонд на такой площади разместить нельзя. Как здесь соблюдать условия хранения? И как соблюдать их в стенах больницы, без отдельного помещения аптеки внутри?
 
Именно поддержка аптек в небольших поселках является первоочередной задачей, если мы говорим о доступности лекарственного обеспечения. Ведь когда действующий аптечный пункт вынужден закрываться, на его место вряд ли придет новый. Как происходит обычно в нашем регионе? Строится здание, первый этаж планируют отдать под помещение аптеки. Но это помещение стоит денег — несколько (а то и десятков) миллионов. И поселковая администрация далеко не всегда сможет найти средства на приобретение будущих аптечных площадей. Кто будет в состоянии их выкупить? Сама аптечная сеть? Тоже вряд ли. И здесь особенно остро встает вопрос о субсидировании.
 
С одной стороны, идея очень хорошая, с другой стороны: там, где есть хотя бы один врач, аптеку стараются сохранить любой ценой (во всяком случае, так происходит у нас).
 
Тревожнее всего ситуация с льготным лекарственным обеспечением. С 13 июня из «белого списка» правовых актов, на которые не распространяется «регуляторная гильотина», исключено постановление Правительства №890 от 30.07.1994. Напомню, что именно оно утвердило перечень заболеваний, предусматривающих льготное приобретение лекпрепаратов и список социальных групп пациентов, имеющих право на такую льготу. Минздрав этим летом выпустил разъяснения и сообщил, что положения документа продолжат применяться, хоть и отметил, что льготное лекобеспечение пациентов находится в ведении местных органов здравоохранения.
 
Достаточно ли ресурсов на это у региональных минздравов и депздравов? И насколько разнятся сейчас бюджеты различных субъектов? Не получится ли так, что в одной области лекарственные льготы сохранятся, а в другой будут сокращены?
 
Да, профильный регулятор подчеркнул: все будет так, как было раньше. Только чем сейчас защищено постановление №890, помимо данного письма? Как оно подкреплено с нормативной точки зрения?
 
Сегодня пациенты-льготники получают свои лекарства, приобретенные в ходе закупок нынешнего года. Но к чему им предстоит готовиться в грядущем 2025 году?
 
В подходе к лекарственному обеспечению (как и здравоохранению в целом) исключительно важна системность. И система должна быть детально проработана. Хочется надеяться, что этот вопрос будет обсуждаться уже в ближайшие недели, на заседании комитета Госдумы по охране здоровья, посвященном лекбезопасности (такое мероприятие анонсировалось в СМИ нынешним летом).
 
Как бы то ни было, к 1 сентября все мы постарались подготовиться. Но дальше, с 1 января 2025 г., начинаются и другие проблемы. Например, вступает в силу обновленное налоговое законодательство, более сложное для небольших аптечных организаций, чем действующие правила налогообложения… И остается с горькой иронией заметить: нужно ли поднимать вопросы о фармацевтическом законодательстве, если перемен в налоговой сфере многие единичные аптеки и малые сети рискуют просто не выдержать?
 
 
 
Алтайская Екатерина