Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Розничный сегмент фармрынка – не бизнес, а часть системы здравоохранения
28.05.2024

С аптечным сегментом фармацевтического рынка сталкивается каждый из нас. И для обычных граждан важно, чтобы ассортимент аптек был полным, лекарства – доступными по цене и надежными по качеству, а аптечные специалисты могли дать квалифицированный совет. О том, какие проблемы приходится решать самим аптекам, “РГ” рассказала Елена Неволина, исполнительный директор Союза “Национальная фармацевтическая палата”.

Елена Викторовна, по статистике аптечный сегмент фармрынка все последние годы растет. За счет чего?

Елена Неволина: В основном рост связан с повышением цен на лекарства, в упаковках, к сожалению, роста мы не видим.

А как меняется структура покупок лекарств?

Елена Неволина: Самым востребованным остается средний ценовой сегмент – лекарства стоимостью от 500 до 1500 рублей. Препараты нижнего ценового сегмента вообще в ряде случаев вымываются из аптечного ассортимента, и этот процесс идет все последние годы. И это зависит не от аптек, а от производителей – им выпускать самые дешевые лекарства стало невыгодно.

Продолжается ли рост числа коммерческих аптек или рынок насыщен? Как чувствуют себя государственные и муниципальные аптеки?

Елена Неволина: Одно время у нас довольно бурно создавались новые коммерческие аптеки. Высказывались даже мнения, что аптечный рынок перенасыщен, а аптек чересчур много. Однако это не так, во многих регионах, особенно в отдаленных населенных пунктах, аптек недостаточно. И они нередко закрываются вскоре после открытия. Росздравнадзор констатирует, что процесс насыщения аптечного рынка продолжается: ежегодно открывается несколько больше аптек, чем закрывается. Но рост не такой значительный. Муниципальная аптека отличается от коммерческой только тем, что из-за подотчетности государственным структурам она зачастую не может отказаться от высокозатратных, но социально значимых функций: обеспечение наркотическими и психотропными лекарствами, кое-где сохраняются и производственные отделы. Это требует расходов на оборудование для производства, контроля и хранения, но государственной поддержки такие аптеки не имеют. Как и коммерческие, они живут за счет своей прибыли.

Каков кадровый состав работников – доля фармацевтов и провизоров?

Елена Неволина: Профессионально подготовленных фармацевтов и провизоров по-прежнему не хватает. К сожалению, пока мы не можем назвать конкретные цифры, поскольку лишь с первого сентября 2023 года аптеки обязали подавать в Федеральный реестр медицинских и фармацевтических работников информацию о своих специалистах. Однако данные о количестве работников, прошедших периодическую аккредитацию, неутешительны. Эта ситуация не может не беспокоить – потребители обращаются в аптеку не только за приобретением лекарств, но нередко и за советом или консультацией. Лекарства – товар небезопасный, и поэтому не просто так законодательно установлено, что их реализацией должны заниматься профессионалы.

Несколько обнадеживает тот факт, что идет рост числа абитуриентов, поступающих на специальность “фармацевт” в средние специальные учебные заведения. А вот с подготовкой специалистов с высшим фармацевтическим образованием все не так хорошо – набор сокращается. Необходимы специальные меры стимулирования, иначе с каждым годом все больше будет не хватать грамотных провизоров, которые важны не менее, чем хорошо подготовленные врачи.

Какова сегодня ситуация с отпуском рецептурных препаратов? Уменьшилась ли статистика нарушений со стороны аптек и со стороны врачей?

Елена Неволина: Со стороны аптек нарушений стало гораздо меньше, наличие рецепта проверяют строже. Это результат как принятых Минздравом России решений, так и усилий, которые прилагает в этом вопросе “Национальная фармацевтическая палата”. На всех своих мероприятиях, на вебинарах мы разъясняем, почему важно соблюдать правила отпуска. Однако пока по-прежнему видим нарушения со стороны врачей, которые нередко пишут свои назначения на каких-то “бумажках”, а не на бланках рецептурного отпуска. Хотелось бы найти полное взаимопонимание с врачебным сообществом, поскольку тут ответственность у нас обоюдная. В общем, нам есть над чем работать, повышать качество, удовлетворять потребности людей.

Инфографика “РГ” / Александр Чистов / Татьяна Батенёва

Российская газета – Спецвыпуск: Фарминдустрия России №111(9353)