Баланс для розницы. Аптеки выступают за сохранение налогового режима ЕНВД
Некоммерческое партнерство «Аптечная гильдия» просит сохранить возможность применения налогового режима ЕНВД для представителей средних и крупных аптечных сетей. Ассоциация направила соответствующее письмо в Минздравсоцразвития, правительство, ФАС и Счетную палату. По мнению участников рынка, данное решение может способствовать устойчивости аптечного бизнеса в условиях госрегулирования ценообразования и многих аспектов работы аптечных предприятий.
НП «Аптечная гильдия» обратилось в различные ведомства с просьбой поддержать представителей аптечного бизнеса в вопросе сохранения возможности применения налогового режима «Единый налог на вмененный доход» для представителей средних и крупных аптечных сетей. Соответствующие письма были отправлены 27 марта на имя министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, председателю правительства Владимиру Путину, руководителю ФАС России Игорю Артемьеву и в Счетную палату РФ.
Закон № 155 от 22.07.2008 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» с 1 января 2009 г. вводил новые нормы налогообложения для ряда предприятий. В частности, предприятия не могли применять льготный Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), если их среднегодовая списочная численность составляет 100 и более человек. Однако в конце ноября 2008 г. был утвержден законопроект, который предусматривал отсрочку на два года положений п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, предусматривающих ограничение на перевод организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕНВД для аптечных организаций. Как подчеркнула исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина, отсрочка дала возможность сохранить присутствие аптечных организаций во многих отдаленных и малонаселенных пунктах, где рентабельность бизнеса ниже 1%, обеспечив тем самым физическую доступность лекарственных препаратов потребителям. «В условиях проводимой политики совершенствования госрегулирования цен на лекарственные средства и единого подхода к формированию оптовых и розничных цен возникает ряд проблем», — отметила г-жа Неволина.
Она добавила, что в связи с применением различных налоговых режимов аптечными организациями при четком исполнении требований постановлений Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 и № 782 от 09.11.2001 конечная цена для потребителя будет различаться: «При расчете конечной отпускной цены аптечной организацией, применяющей налоговый режим ЕНВД или УСН (упрощенную систему налогообложения), от цены, указанной в протоколе согласования цен на ЖНВЛС без учета НДС, отпускная цена получается ниже, чем цена в аптечной организации с общей системой налогообложения. Если же аптека с режимом ЕНВД/УСН сделает расчет от фактической отпускной цены производителя с учетом НДС, то конечная отпускная цена будет такой же, как и у аптеки с общей системой налогообложения». Однако в этом случае будут нарушены нормы, установленные п.15 Постановления Правительства РФ № 782 от 09.11.2001 в отношении понятия «фактическая отпускная цена производителя» и искажены данные в протоколе согласования цен на ЖНВЛС, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 654 от 08.08.2009. Кроме того, сумма наценки у аптеки, применяющей ЕНВД/УСН, будет несколько выше, чем у аптеки с общей системой налогообложения, что противоречит требованиям Федерального закона «О защите конкуренции».
Представители ассоциации считают, что самым безболезненным выходом из данной ситуации может стать возможность сохранения применения налогового режима ЕНВД независимо от среднегодовой списочной численности, объема реализации и доли участия других организаций в уставном капитале плательщика ЕНВД. «Такое решение будет способствовать устойчивости аптечного бизнеса в условиях государственного регулирования ценообразования и многих аспектов работы аптечных предприятий», — заметила г-жа Неволина.
Президент Самарской областной фармацевтической ассоциации, генеральный директор ООО «Аптека 245» Лариса Янкина подчеркнула, что обращение гильдии весьма своевременно, поскольку с 1 апреля вводится новый механизм госрегулирования ценообразования на ЖНВЛС: «Организации, являющиеся плательщиками ЕНВД, при начислении заработной платы своим сотрудникам до 2010 г. перечисляли взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 14%. Согласно законодательным инициативам с 2011 г. прежний механизм налогообложения отменяется, при этом ставка налогов возрастает до 34% (в т.ч. 26% составят взносы в Пенсионный фонд РФ; 2,9% — взносы в Фонд социального страхования и 5,1% — взносы в Фонд ОМС). Если допустить отмену налоговых послаблений, то рентабельность аптечного бизнеса будет либо нулевой, либо вовсе отрицательной. Для сохранения качества и доступности лекарственной помощи населению и ЛПУ этого допустить ни в коем случае нельзя».
Как заметил в беседе с корреспондентом «ФВ» представитель крупной аптечной сети, в Москве много успешных розничных игроков, которые уже сегодня работают с применением УСН, учитывая специфику столичного налогового законодательства. «Но при этом есть немало примеров, когда достаточно крупные участники региональных рынков делят компанию на более мелкие для обхода в будущем требований измененного налогового законодательства. Это создает предпосылки для недобросовестной конкуренции, так как крупные федеральные сети придерживаются буквы закона, но их условия работы в регионах по сравнению с вышеуказанными игроками ухудшаются», — поясняет собеседник. По его словам, если такая возможность формального обхода законодательства сохранится в 2011 г., наиболее правильными с точки зрения добросовестной конкуренции будут либо отмена ЕНВД для всех участников фармацевтического рынка, либо сохранение статус-кво в налоговом законодательстве.
Ольга Констандогло, Ирина Петрухина
"Фармацевтический вестник" № 12 (586) за 2010 год