Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Необходимо соблюсти баланс коммерческих и социальных интересов
11.02.2011

Необходимо соблюсти баланс коммерческих и социальных интересов

Неволина Елена Викторовна, Исполнительный Директор НП «Аптечная гильдия»

Начало 2010 г. «ознаменовалось» появлением нового Перечня ЖНВЛС и вступлением в силу всех изменений в постановление Правительства РФ от 09.11.01 №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», за исключением пункта 20, который вступал в силу с 01.04.10. Причем, эта отсрочка была принята 30 декабря 2009 г.

А сколько было мнений насчет даты вступления в силу самого Перечня! Ведь его утвердили специальным документом – распоряжением Правительства РФ, которое вступает в силу с момента подписания. Правда, с момента подписания до момента опубликования на сайте Правительства РФ прошла почти неделя. Пока вся страна наслаждалась новогодними каникулами, фармацевтические работники пытались «совладать» с документами, устанавливающими порядок ценообразования на ЖНВЛС. И ведь, собственно, эти документы даже не вызывали отторжения, а лишь вопросы, потому что многие установленные нормы требовали дополнительных разъяснений от органов исполнительной власти федерального уровня. Здесь хочется высказать слова особой благодарности Росздравнадзору и Федеральной службе по тарифам, которые в конце января провели совещание и дали разъяснение участникам фармрынка по многим вопросам, закрепив ответы в письменном виде.

Однако проблемы нарастали как снежный ком и многие из них проявлялись лишь при проведении проверок сотрудниками прокуратуры. Так возникла проблема с препаратами, цены на которые были зарегистрированы в иностранной валюте. Позволю себе напомнить суть проблемы: в постановление №782 в августе 2009 г. (постановление Правительства РФ от 08.08.09 г. №654) были внесены изменения, в частности, в пункт 20, указывающий, как формировать отпускную цену на лекарственные средства организациям оптовой торговли и аптечным учреждениям.

 В соответствии с этим пунктом оптовая и розничная наценка применяется к фактической отпускной цене производителя, декларируемой при пересечении товаром таможенной границы РФ, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза, которая не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. При этом предельная отпускная цена производителя, зарегистрированная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату оформления грузовой таможенной декларации. Сложно сказать почему, но при внесении в 2009 г. изменений в пункт 20 их забыли сопоставить с уже присутствующей в постановлении 2001 г. нормой. Так, в пункте 11 постановления Правительства от 09.11.01 №782 уже был установлен отличный порядок пересчета в рубли цены ЖНВЛС, зарегистрированной в валюте: «Цена, регистрируемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату ее государственной регистрации и при обновлении государственного реестра цен на лекарственные средства». Налицо вопиющее несоответствие пунктов 11 и 20 при формировании цены: например, если на препарат при его ввозе курс евро на день составления таможенной декларации был равен 43,78 руб., а на день обновления реестра 39,70 руб., то разница в 4,08 руб. по установленному порядку должна была покрываться за счет наценки аптеки. И здесь опять хочется поблагодарить Росздравнадзор и ФСТ, которые «по умолчанию» решили этот вопрос в пользу аптек. Только как-то устоялась ситуация с ценами, прокуратура с рвением кинулась проверять наличие в аптеках всех лекарственных форм минимального ассортимента (приказ №312). И даже в некоторых регионах начали давать указания об обязательном наличии СДВ, а отсутствие условий хранения предлагали устранить немедленно! Несмотря на заверение Минздравсоцразвития РФ о появлении весной нового Перечня минимального ассортимента, аптечные работники увидели его только в середине осени… и опять с обязательным наличием лекарственных форм. Работники аптек в большинстве своем не понимают необходимость этого документа, но при этом стараются соблюдать требования.

Несмотря на слишком жаркое лето, Минздравсоцразвития РФ продолжал выпускать проекты для нормативно-правового обеспечения «незакрытых» принятым законом вопросов регулирования. Некоторые из них уже заработали.
Особо хочется остановиться на 1 сентября 2010 г. Значимая дата для всего фармацевтического сообщества. Причем, аптеки столкнулись с вопросом, на который не обращали внимания ни при обсуждении проекта, ни при его принятии в трех чтениях: маркировка упаковки. Не буду подробно останавливаться на описании всей проблемы, главное, что со второй поправки проблему сняли. Единственно, что осталось понять аптекам, как определить, когда нанесена маркировка на упаковку: до 1 сентября или позже, зато ясно сказано, что продавать можно до истечения срока годности, а это главное.
Отрадно отметить, что Минздравсоцразвития РФ к концу года начал «открываться» для участников отрасли. Участие в Госсовете в г. Козельске представителей двух крупнейших аптечных сетей мы рассматриваем как позитивный сдвиг.

С подробной стенограммой заседания можно ознакомиться на сайте kremlin.ru, но здорово, что благодаря «36,6» даже Президент России теперь знает что такое «розничное импортозамещение». И особую благодарность хочется выразить руководителю Ассоциации российских фармацевтических производителей В. Дмитриеву, который озвучил перед президентом проблему того, что сегодня только аптеки законодательно обязывают иметь в наличии минимальный ассортимент. Больше ни на одного участника отрасли это требование не распространяется. Министр пообещала, что дистрибьюторов тоже обяжут.

Еще один важный шаг Минздравсоцразвития РФ навстречу профессиональному сообществу – проведение форума «Национальная лекарственная политика».

Секционные заседания, проведенные в рамках форума, позволили участникам получить ответы на многие злободневные вопросы. Министр обещала, что форум теперь будет проходить ежегодно.

Положительным трендом года можно назвать и то, что в разработанном Минздравсоцразвития РФ проекте закона «Об охране здоровья граждан РФ» были учтены предложения членов «Аптечной гильдии» и появились понятия «фармацевтическая организация» и «фармацевтический работник». Это очень важно с той точки зрения, что сегодня аптека по кодам видов экономической деятельности относится к разделу «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», код вида:

52.3 Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами;

52.31 Розничная торговля фармацевтическими товарами;

52.32 Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;

52.33 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами;

52.33.1 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла;

52.33.2 Розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом

И никакого упоминания о социальной направленности деятельности аптек нет! А поэтому нет и льгот по налогам. Действительно, как можно давать льготы торговле? Даже самой зарегулированной в России! Безусловно, читателям это хорошо известно, но еще раз приведу основные направления регулирования коммерческой деятельности, от которых напрямую зависит прибыль торгового бизнеса: 
• регулирование уровня розничных надбавок на ЖНВЛП, которые составляют до 40% от общего товарооборота аптеки;
• требования по наличию минимального ассортимента в каждой аптеке – постоянно держать в наличии препараты, многие из которых имеют сезонный спрос, а некоторые и вовсе не пользуются спросом;
• ограничение ассортимента товаров, которые может продавать аптека наряду с лекарственными препаратами (мы неоднократно вносили предложения о расширении этого перечня, без ущерба для основной деятельности, однако наши предложения не рассматривались);
• правила хранения лекарственных средств: изолирование от других видов продукции трав и настоек, поддержание необходимого температурного режима и влажности требуют значительных финансовых вложений;
• затраты на хранение сильнодействующих и подлежащих предметно-количественному учету лекарственных препаратов в 15 раз превышают прибыль, получаемую от их реализации;
• квалификационные требования к специалистам: высшее или среднее фармацевтическое образование, интернатура, регулярное повышение квалификации (затраты оплачиваются за счет работодателя).

Однако большое количество аптек в крупных городах дает основание нашим законодателям думать, что аптечный бизнес по прибыльности можно сравнить с торговлей оружием. Хотя мало кто знает, что подавляющее большинство аптек работает в отрицательном финансовом цикле и с огромным кассовым разрывом.
 
Включение фармацевтических организаций и фармацевтических работников в дефинитивный аппарат законопроекта дает слабую надежду на то, что можно будет добиться отнесения аптечных организаций к социальной сфере деятельности. А это даст возможность продления договоров муниципальной аренды без проведения аукционов и конкурсов, возможность отстоять необходимость переходного периода на страховые взносы...

Очень надеемся, что та «черная полоса», которая началась для аптечных организаций еще в 2009 г. и продолжалась практически весь 2010 г., наконец, пойдет на убыль. Наши законодатели будут с большим пониманием относиться к представителям розничной сферы аптечного бизнеса. И, наконец, при разработке нормативных актов будет учитываться, что в соответствии с Гражданским кодексом основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. По крайней мере, НП «Аптечная гильдия» будет этому всячески способствовать. Во главу деятельности общественных организаций следует поставить профессионализм. Профессионализм – наше наследство – как фактор будущего аптек. Сегодня негативное отношение к отрасли формируется именно из-за желания некоторых игроков рынка, которые считают профессионализм лишь атавизмом, получать прибыль любой ценой, будь то нарушение установленного уровня наценки, продажа спиртосодержащих, применяемых не по прямому назначению, продажа фальсификатов и т.п. А отсюда скандальные репортажи СМИ и экстраполяция такого отношения к профессии на всех представителей отрасли. Трудно даже представить, что про нас после этого думают потребители. Поэтому, на мой взгляд, борьба должна вестись не за количество участников, а за их качественный состав. Если предприниматель выбрал такой специализированный вид торговли, как лекарственные средства, то необходимо понимать, что всегда придется искать баланс интересов коммерческих и социальных. И сегодня во главу угла мы должны поставить восстановление доверия потребителей к аптеке и аптечным работникам, чтобы аптека опять служила эталоном: «точно как в аптеке». А при консультировании больных помнить изречение немецкого философа Ламберта: «Есть больные, которым нельзя помочь. Но нет больных, которым нельзя навредить».

Московские аптеки № 1 / 2011г.