Елена НЕВОЛИНА, исполнительный директор НП «Аптечная гильдия»
газета "Фармацевтический вестник"
№ 6 (622) 15 ФЕВРАЛЯ 2011 г.
Трибуна
Африка как предчувствие
Несмотря на все усилия представителей аптечного бизнеса, аптечная розница не попала в список организаций, на которые распространяется двухлетний льготный режим по уплате страховых взносов. Отраслевые лоббисты удивлены безучастностью профильного регулятора, отправлявшего их за решением вопроса в Минфин, хотя вопросы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды относятся как раз к компетенции Минздравсоцразвития. Ужесточение налогового режима и увеличение страховых взносов уже негативно сказывается на развитии аптечного ритейла в стране. Прогноз на 1-е полугодие неутешительный — фармрынок может потерять около 30% аптек. Но решить проблему доступности лекарств чиновники сумеют. В конечном счете, как в бедных странах Африки, их ведь смогут продавать врачи.
Аптечные ассоциации не раз обращались к министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой с просьбой рассмотреть вопрос о снижении страховых взносов. К сожалению, все ответы содержали лишь формальную ссылку на Основные направления налоговой политики на 2011 г. и на плановый 2012—2013-й, в соответствии с которыми предусматривается сокращение сферы применения ЕНВД. Исключений для аптечных сетей с 1 января 2011 г. не предполагается. Хотя все письма содержали расчеты, явно свидетельствующие о «плачевном» состоянии экономических показателей аптеки при переходе на общую систему налогообложения и новый размер страховых взносов, по существу поставленных вопросов нам не ответило ни одно ведомство.
В конце концов Минфин дал нам прямой ответ в отношении ЕНВД, объяснив, что данный специальный режим предназначен для тех сфер деятельности, в которых затруднен налоговый контроль, поэтому по его применению всегда присутствовали ограничения: вначале — площадь торгового зла, затем — среднесписочная численность и участие в уставном капитале юридических лиц. На сайте Минфина вывешен проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий ограничение списочной численности для плательщиков ЕНВД до 15 человек и невозможность применения данного режима предприятиями розничной торговли.
Поэтому использование данного режима налогообложения для целей «снижения налоговой нагрузки» крупными аптечными сетями противоречит предназначению ЕНВД. В отношении аргумента «неравных конкурентных условий» между малыми и крупными предприятиями есть свое мнение у ФАС: она располагает данными, что при заключении договоров с дистрибьюторами крупные аптечные сети получают лучшие цены, чем малые предприятия. Поэтому ФАС, которая отслеживает конкурентные условия на рынках, не поддерживает идею создания равных условий для малых и крупных аптечных сетей.
Поняв ситуацию с ЕНВД, «Аптечная гильдия» решила сконцентрироваться на страховых взносах, т.к. увеличение налогообложения даже с 26 до 34% стало критическим для многих аптечных предприятий. А для многих региональных организаций увеличение взносов в Фонд оплаты труда на 20% (с 14 до 34%) стало и вовсе невыносимым и в конечном итоге может привести к закрытию бизнеса.
Мы составили обоснованную справку по финансовым показателям аптек для министра здравоохранения и социального развития. Эту справку член нашего партнерства на заседании Госсовета в г. Козельске передал лично Татьяне Голиковой. Поскольку в течение месяца на переданное обращение реакции не последовало, мы написали официальное письмо в Минздравсоцразвития, на которое получили официальный ответ от Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения. Нам в нескольких абзацах процитировали принципы формирования системы обязательного социального страхования, сообщив, что совокупный тариф взносов на все виды обязательного социального страхования составляет 34%. Объяснили отличие индивидуально возмездных обязательных платежей (страховых взносов) от налогов, являющихся безвозмездными платежами, не имеющими адресной основы, рассказали, почему размер выплат будущих пенсий напрямую зависит от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. А после этого «ликбеза» на полутора страницах машинописного текста объяснили, что «вопросы снижения фискальной нагрузки должны рассматриваться министерствами финансово-экономического блока, поскольку в случае предоставления льготного тарифа страховых взносов потребуется компенсация выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета». Почему-то в отношении выпадающих доходов, которые бюджет не получит из-за закрывающихся аптек, Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения ничего не сказал.
Письма, адресованные президенту Дмитрию Медведеву, из его администрации были перенаправлены в Минздравсоцразвития и Федеральную налоговую службу.
В ФНС, впрочем, тоже посчитали, что в сути вопроса лучше всех разбирается отраслевое министерство, и переслали письмо все туда же — в Минздравсоцразвития. Ответ нам дал опять же упомянутый выше Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения. Нужно ли говорить, что текст ответа был идентичен предыдущему?
Правда, в конце было новое дополнение: «Постановка соответствующего вопроса возможна в рамках формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период по согласованию с Минфином России». При этом в телефонном разговоре исполнитель письма пояснил, что позиция Минздравсоцразвития уже изложена Минфину, и эта позиция такова: профильный регулятор не расширяет льготный перечень плательщиков, поскольку это повлечет дефицит средств в страховых фондах.
Мы не опустили руки и решили добиться ответа от Минфина и выяснить, чем тот будет закрывать дефицит бюджета во 2-м полугодии, т.к., по нашим прогнозам, по итогам 1-го полугодия мы можем потерять около 30% аптек, если в ближайшее время вопрос со снижением страховых взносов не будет решен. Минфин дал нам лаконичный ответ: «Ваше письмо направлено по принадлежности, так как вопросы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды относятся к компетенции Минздравсоцразвития России».
Из всей переписки мы окончательно для себя уяснили, что ответственно за решение вопроса все-таки Минздравсоцразвития. Установив госрегулирование цен на ЖНВЛП, ассортимент товаров, которые имеют право продавать аптеки, обязав аптеки иметь обязательный ассортимент независимо от сезона, места расположения и спроса, эта структура не желает разобраться по существу поставленного вопроса и запросить расчеты от крупных, средних и малых аптечных предприятий по финансово-экономическим показателям деятельности. Хотя это, казалось бы, общая и вполне нормальная практика. Ведь именно так в 2008 г. поступил Минпромторг, когда крупным аптечным организациям была предоставлена отсрочка по ЕНВД.
Ну, не хочет Минздравсоцразвития вникать в те финансовые проблемы, которые благодаря госрегулированию рентабельности сегодня имеют аптечные организации.
Но беспокоиться за судьбу пациента нет необходимости. Если аптеки в регионах начнут закрываться скопом, чиновники всегда смогут найти не традиционное, но инновационное решение проблемы. Ведь готовность торговать лекарствами не раз выражали и продуктовые сети, и ФГУП «Почта России». Да что тут говорить, в конце концов можно будет разрешить врачам продавать лекарства, ведь во многих странах Африканского континента существует подобный опыт!
Источник: газета "Фармацевтический вестник" № 6 (622) 15 ФЕВРАЛЯ 2011 г.