Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Год реформ с точки зрения ассоциаций...
04.02.2011

"Проблемы нарастали как снежный ком..."

Подошел к концу сложный, насыщенный различными значимыми для аптечной розницы событиями 2010го. Аптекам он принес в первую очередь новые законодательные нормы, согласно которым им пришлось вносить существенные коррективы в привычный ход своих бизнес-процессов. Учитывая важность произошедшего, подвести итоги и сделать первые прогнозы на год грядущий мы попросили глав ведущих аптечных ассоциаций страны.
Начало 2010 года «ознаменовалось» появлением нового Перечня ЖНВЛС и вступлением в силу всех изменений в Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», за исключением пункта 20, который вступал в силу с 01.04.2010 года. Причем эта отсрочка была принята 30.12.2009 года. А сколько было мнений насчет даты вступления в силу самого Перечня! Ведь его утвердили специальным документом – Распоряжением Правительства, которое имеет силу с момента подписания. Правда с момента подписания до момента опубликования на сайте Правительства прошла почти неделя. Пока вся страна наслаждалась Новогодними каникулами, фармацевтические работники пытались «совладать» с документами, устанавливающими порядок ценообразования на ЖНВЛС. И ведь собственно эти документы даже не вызывали отторжения, а лишь вопросы, потому что многие установленные нормы требовали дополнительных разъяснений от органов исполнительной власти, причем федерального уровня. Здесь хочется высказать слова особой благодарности Россздравнадзору и Федеральной службе по тарифам, которые в конце января провели совещание и дали разъяснение участникам фармацевтического рынка по многим вопросам, закрепив ответы в письменном виде. Однако проблемы нарастали как снежный ком, и многие из них проявлялись лишь при проведении проверок сотрудниками прокуратуры. Так возникла проблема с препаратами, цены на которые были зарегистрированы в иностранной валюте. Позволю себе напомнить суть проблемы: в постановление № 782 в августе 2009 года (Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 г. №654) были внесены изменения, в частности, в пункт 20, указывающий как формировать отпускную цену на лекарственные средства организациям оптовой торговли и аптечным учреждениям. 
В соответствии с этим пунктом оптовая и розничная наценка применяется к фактической отпускной цене производителя, декларируемой при пересечении товаром таможенной границы РФ, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза, которая не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. При этом предельная отпускная цена производителя, зарегистрированная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации. Сложно сказать почему, но при внесении в 2009 г. изменений в пункт 20 их забыли сопоставить с уже присутствующей в постановлении 2001 г. нормой. Так, в пункте 11 Постановления Правительства от 09.11.2001 г №782 уже был установлен отличный порядок пересчета в рубли цены ЖНВЛС, зарегистрированной в валюте: «Цена, регистрируемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату ее государственной регистрации и при обновлении Государственного реестра цен на лекарственные средства». Налицо вопиющее несоответствие пунктов 11 и 20 при формировании цены: например, если на препарат при его ввозе курс евро на день составления таможенной декларации был равен 43,78 руб., а на день обновления реестра 39,70 руб., то разница в 4,08 руб. по установленному порядку должна была покрываться за счет наценки аптеки. И здесь опять хочется поблагодарить Росздравнадзор и ФСТ, которые «по умолчанию» решили этот вопрос в пользу аптек.
 Только как-то устоялась ситуация с ценами, прокуратура с рвением кинулась проверять наличие в аптеках всех лекарственных форм минимального ассортимента (приказ № 312). И даже в некоторых регионах начали давать указания об обязательном наличии СДВ, а отсутствие условий хранения предлагали устранить немедленно! Несмотря на заверение Минздравсоцразвития о появлении весной нового минимальный ассортимента, аптечные работники увидели его только в середине осени. И опять с обязательным наличием лекарственных форм. Практические работники аптек в большинстве своем не понимают необходимость этого документа, но при этом стараются соблюдать требования.
  Несмотря на слишком жаркое лето, Минздравсоцразвития продолжал выпускать проекты для нормативно-правового обеспечения «не закрытых» принятым законом вопросов регулирования. Некоторые из них уже заработали.
 Особо хочется остановиться на 1 сентября. Значимая дата для всего фармацевтического сообщества. Причем аптеки столкнулись с вопросом, на который не обращали внимание ни при обсуждении проекта, ни при его принятии в 3-х чтениях: маркировка упаковки. Не буду подробно останавливаться на описании всей проблемы, главное, что со второй поправки проблему сняли, единственно, что осталось понять аптекам, как определить когда нанесена маркировка на упаковку: до 1 сентября или позже, зато ясно сказано, что продавать можно до истечения срока годности, а это главное.
 Отрадно отметить, что Минздравсоцразвития к концу года начал «открываться» для участников отрасли. Участие в Госсовете в г. Козельске двух крупнейших аптечных сетей мы рассматриваем как позитивный сдвиг. С подробной стенограммой заседания можно ознакомится на сайте kremlin.ru, но здорово, что благодаря «36,6» даже Президент России теперь знает что такое «розничное импортозамещение». И особая благодарность руководителю Ассоциации Российских Фармацевтических Производителей В. Дмитриеву, который озвучил перед президентом проблему того, что сегодня только аптеки законодательно обязывают иметь в наличии минимальный ассортимент, больше ни на одного участника отрасли это требование не распространяется. Министр пообещала, что дистрибьюторов тоже обяжут.
 Еще один важный шаг Минздравсоцразвития навстречу профессиональному сообществу — форум «Национальная лекарственная политика». Секционные заседания проведенные в рамках форума позволили участникам получить ответы на многие злободневные вопросы. Министр обещала, что форум теперь будет проходить ежегодно.
 Положительным трендом года можно назвать, что в разработанном Минздравсоцразвития проекте закона «Об охране здоровья граждан РФ» были учтены предложения участников Аптечной гильдии и появились понятия «фармацевтическая организация» и «фармацевтический работник». Это очень важно с той точки зрения, что сегодня аптека по кодам видов экономической деятельности относится к разделу «ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МОТОЦИКЛОВ, БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ», код вида:

52.3 Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами;
52.31 Розничная торговля фармацевтическими товарами;
52.32 Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
52.33 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами;
52.33.1 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла;
52.33.2 Розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом.

И никакого упоминания о социальной направленности в деятельности аптек нет. А поэтому нет и льгот по налогам. Действительно, как можно давать льготы торговле? Даже самой зарегулированной в России!

Тем не менее включение фармацевтических организаций и фармацевтических работников в дефинитивный аппарат законопроекта дает слабую надежду на то, что можно будет добиться отнесения аптечных организаций к социальной сфере деятельности. А это даст возможность продления договоров муниципальной аренды без проведения аукционов и конкурсов, возможность отстоять необходимость переходного периода на страховые взносы...

Очень надеемся, что та «черная полоса», которая началась для аптечных организаций еще в 2009 году, продолжалась практически весь 2010 год, наконец пойдет на убыль. Наши законодатели будут с большим пониманием относится к представителям розничной сферы аптечного бизнеса. И наконец, при разработке нормативных актов будет учитываться, что в соответствии с Гражданским кодексом основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. По крайней мере НП «Аптечная гильдия» будет этому всячески способствовать.  
 
Российские аптеки №24, 2010