Законопроект готовят ко второму разночтению. БАД предлагают исключить из аптечного ассортимента
В готовящийся ко второму чтению законопроект «Об обращении лекарственных средств» парламентарии и лоббисты предлагают новые дополнения. Представители Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» просят внести в проект закона запрет на реализацию биологически активных добавок в аптеках. Их позицию поддерживают и некоторые депутаты Госдумы РФ. Контраргументы авторам инициативы представило НП «Аптечная гильдия», в котором считают, что БАД и без того в текущей версии законопроекта находятся в довольно уязвимом положении. Примечательно, что против ограничения отпуска БАД через аптеки выступают депутаты, давно ратующие за ограничения для игроков рынка парафармацевтики.
Как говорится в заключении на законопроект «Об обращении лекарственных средств» НП «Опора России» (имеется в распоряжении «ФВ»), «продажа пищевых добавок (БАД) должна производиться исключительно в торговой сети и требует исключения из ассортимента аптек». В отраслевых организациях утверждают, что предложения «Опоры России» поддержали и некоторые депутаты. В ходе «нулевого чтения» законопроекта за запрет реализации БАД через аптечную сеть ратовал депутат от КПРФ, член профильного Комитета по охране здоровья Олег Куликов. «Законопроект разрешает аптекам торговать и тем, что касается оказания медицинской помощи. Так было в предыдущем законе. Но нам кажется, это одно изделие, одна номенклатура, а разрешение торговли БАД имеет негативное отступление от предыдущего закона», — отмечал в ходе прений депутат Куликов. Уточнить, готов ли он поддержать предложение «Опоры России» и отстаивать дальше свою позицию на уровне комитета, к моменту подписания номера в печать не удалось ? мобильный телефон депутата был отключен. Заключение «Опоры России» по законопроекту тем временем направлено в Российский союз промышленников и предпринимателей.
Быстро на предложения «Опоры России» отреагировало НП «Аптечная гильдия». 17 февраля письмо с комментариями к инициативе лоббистской организации (копия имеется в распоряжении «ФВ») было направлено председателю Комитета Госдумы по охране здоровья Ольге Борзовой. Как замечает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина, в отличие от действующего закона № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» в новом проекте закона «Об обращении лекарственных средств» БАД были сразу включены в перечень разрешенной к реализации через аптечные учреждения продукции. Еще один аргумент г-жи Неволиной заключается в том, что реализация через аптеки остается самым безопасным путем попадания к потребителю биодобавок. «Это гарантирует потребителю безопасность и стабильное качество. Важным является и тот факт, что индустрия по производству БАД одна из немногих в России с явным доминированием отечественного производителя (соотношение 70 к 30% в пользу отечественного производства)», — говорится в письме «Аптечной гильдии». Елена Неволина отмечает, что около 25% всех БАД в России выпускается в условиях фармацевтического производства в соответствии с GMP, остальные 50% — в условиях стандарта ISO. «75% рынка соответствует международным стандартам производства биологических активных добавок, и это только те предприятия, которые работают с аптечными организациями, т.к. особую важность для потребителя имеет профессиональная консультация по применению БАД, достоверная, исчерпывающая информация о взаимодействии (совместимости) лекарственных средств, БАД и пищи», — говорится в письме НП «Аптечная гильдия». «Большинство случаев мошенничества возникает при реализации БАД с рук путем дистанционных продаж и через нелегальную сеть частных распространителей», — подчеркивает г-жа Неволина.
Елена Неволина: «Реализация через аптеки остается самым безопасным путем попадания биодобавок к потребителю»
Интересно, что предложение «Опоры России» по БАД категорически не поддерживает депутат от «Справедливой России» Антон Беляков, известный громкими инициативами по регулированию сегмента парафармацевтики. «Считаю, что «Опора России» вместо того, чтобы лоббировать реальные интересы бизнеса, все больше отдаляется от реальных проблем бизнеса и лоббирует сомнительные проекты, а вещи, которые реально волнуют бизнес, находятся вне их компетенции, — говорит г-н Беляков и добавляет, что внес законопроект, регламентирующий продажу БАД исключительно в аптеках. — БАД должны подаваться исключительно в аптечной сети, должна быть консультация как минимум провизора, должно быть разъяснение, что любая БАД не обладает никаким терапевтическим эффектом». У депутата от «Единой России» Анатолия Иванова, выступающего за жесткое ограничение рекламы БАД, в отношении предложения «Опоры России» двоякая позиция: «Продажа БАД в продовольственных магазинах имеет под собой определенную основу. В аптеках люди воспринимают эту продукцию как лекарственную, а в обычной продовольственной сети такого фактора не будет. Исходя из этого, данное предложение можно было бы поддержать, — рассуждает парламентарий. — Но в чистом виде я бы такую поправку не поддерживал. Речь все же нужно вести о ценовом регулировании, ужесточать требования к рекламе БАД».
В «Аптечной гильдии» тем временем считают, что даже без инициативы «Опоры России» нелекарственный ассортимент аптек в текущей редакции законопроекта весьма уязвим. В частности, п. 7 ст. 52 «Порядок розничной торговли лекарственными препаратами» проекта закона устанавливает перечень товаров, разрешенных для реализации в аптечных организациях, объединяя их в группы. Так, аптечные организации наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать биологически активные добавки к пище. «Однако эти группы не привязаны к кодам общероссийского классификатора продукции, и, как показала предшествующая практика, при проверках каждый проверяющий определяет возможность реализации того или иного товара в аптеке на свое усмотрение», — говорит Елена Неволина и выходом из ситуации считает установление приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти конкретного перечня средств и предметов.
Изменение правил игры на рынке парафармацевтики может больно ударить по участникам рынка. По данным ЦМИ «Фармэксперт», объем аптечного рынка БАД и космецевтики в 2009 г. составил 785,4 млн долл. США, или 25 млрд руб. Спад в долларах к прошлому году составил минус 18%, в рублях был отмечен рост на 5%.
Ольга Констандогло
"Фармацевтический вестник" № 7 (581) за 2010 год