Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Мы их теряем
13.05.2020

Аптечная гильдия занялась выведением из перечня минимального ассортимента пилокарпина. Это не первый опыт ассоциации по исключению дефектурных препаратов из списка. Участники рынка сомневаются в необходимости перечня: если препараты назначаются врачами и доступны ритейлерам, то они представлены в аптеке. Дефектура же возникает лишь в случае проблем с поставками в федеральном масштабе.

Громоздкая процедура

О том, что Аптечная гильдия подала в Минздрав России пакет документов для исключения пилокарпина из минимального ассортимента, «ФВ» рассказала исполнительный директор организации Елена Неволина. Ассоциация собрала сообщения от производителей, прекративших выпуск капель, и аптечных сетей, которые не могут приобрести препарат.

В Департамент лекарственного обеспечения и обращения медизделий также была направлена аналитическая записка Минпромторга РФ, в которой подтверждается сокращение производства лекарства.

Сейчас Аптечная гильдия ждет окончания экспертизы и рекомендаций специалистов департамента. Их обсудят на заседании комиссии Минздрава по формированию перечня лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента препаратов, необходимого для оказания помощи.

Если препарата нет на рынке, то никакие требования, даже законодательно обоснованные, не заставят его появиться в аптеках. Если, конечно, у последних нет волшебной палочки.

В 2019 году ассоциации таким образом удалось вывести из списка ампициллина тригидрат в капсулах — его не было ни у одного дистрибьютора. Инициатива по исключению из минимального перечня парацетамола в форме суспензии для взрослых провалилась из-за законодательных препон.

«Несмотря на длительность процедуры, мы занимаемся ею, чтобы защитить своих участников, — говорит Неволина. — Заявка на исключение препарата, поданная в Минздрав, не убережет их от замечаний проверяющих, но будет учитываться судом, если речь пойдет о штрафе».

Диктует рынок

За последние годы по инициативе Аптечной гильдии список препаратов из минимального ассортимента был существенно сокращен. «Мы увидели, что многие аптеки держат препараты из списка по формальному принципу — одну-две упаковки, чтобы показать проверяю­щим. Но когда препарат исчезает, а у того, что был в «коробочке», истекает срок годности, заменить его нечем», — объясняет Неволина.

Это приводит к несправедливым штрафам, добавляет она. «В перечень входил осельтамивир («Тамифлю») в двух формах — таблетки и раствор, оба препарата рецептурного отпуска. В одной деревне в Вологодской области, где есть только ФАП, аптеку оштрафовали за отсутствие суспензии «Тамифлю». Для сельской аптеки штраф в 40 тыс. руб. может стать фатальным», — возмущается Неволина. По инициативе ассоциации суспензия была выведена из перечня.

Проверки минимального ассортимента проходят очень часто, особенно со стороны прокуратуры, рассказывает директор ГУ ОТП «Фармация» (Сахалинская обл.) Инна Гребнева. Она отмечает, что компетенций проверяющих не хватает на то, чтобы оценить вину аптеки: «Из списка нужно исключить невостребованные позиции и сделать его более мобильным, чтобы один препарат можно было заменить другим».

По данным Аптечной гильдии, за отсутствие препаратов из минимального ассортимента аптекам чаще всего назначают штрафы в размере 40 тыс. руб.

В суде обвинения в адрес аптеки выглядят весомо. «Нарушаются законодательные требования, установленные п.6 ст.55 ФЗ № 61, — так это звучит для суда. За этой формулировкой сложно увидеть, что речь идет лишь об одном препарате, который давно не производится на территории страны», — указывает Неволина.

А нужен ли список

Список препаратов минимального ассортимента необходим для оказания медицинской помощи. Большинство входящих в него позиций относятся к низшему ценовому сегменту. «Мы знаем, что, если врачи назначают препарат, он обязательно будет в аптеке», — говорит Неволина.

Эксперт напоминает, что изменения в приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н от 31.08.2016 «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» рано или поздно будут приняты. «А значит, правило предлагать потребителю сначала самый дешевый препарат из линейки будет согласовано», — размышляет она.

Неволина сомневается, что законодательно утвержденный минимальный ассортимент необходим современному рынку. «Бизнес созрел до моментальной реакции на спрос. Так работает весь рынок. Поэтому можно ставить вопрос не о пересмотре, а об отмене этого перечня», — считает она.

Современная идеология работы фармрынка такова: препарат производится для того, чтобы дойти до пациента, который в нем нуждается, подтверждает руководитель пресс-службы «Губернских аптек» (Красноярский кр.) Анатолий Патюков.

«При этом неважно, покупает его сам потребитель или закупку этого препарата обеспечивает государство в рамках льготных программ. Если препарат произведен и он есть у дистрибьюторов, то он имеется и в аптечных сетях. Люди могут его приобрести, — говорит он. — Если препарата нет на рынке, то никакие требования, даже законодательно обоснованные, не заставят его появиться в аптеках. Если, конечно, у последних нет волшебной палочки».

Требование к аптечным сетям иметь минимальный обязательный ассортимент — рудимент в практике функционирования фармацевтического рынка страны, резюмирует Патюков.

Пока он действует, аптеки продолжат платить штрафы по формальному признаку. «Но в конечном итоге их заплатит потребитель: источника для покрытия санкций, кроме наценки, у аптек нет», — добавляет Неволина.