Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Универсал или узкий специалист
05.12.2018

Вузы выбирают концепцию обучения в магистратуре

Какие кадры и сколько нужно готовить для перспективного развития фармпрома, похоже, не знает никто. Работодатели говорят: дайте нам готового специалиста, глубоко разбирающегося в своей специализации. Вузы возражают: где гарантия, что такой узкий профессионал через пару лет будет востребован на рынке труда? А вдруг функция отомрет? Не лучше ли готовить магистров с широкой базой знаний?

От бакалавра до магистра

О том, какие проблемы возникают при создании образовательных программ для системы опережающей подготовки инновационных кадров, дискутировали на всероссийском совещании по развитию кадрового потенциала отрасли в Сеченовском университете.

Одна из проблем — отсутствие преемственности в образовательных программах при переходе от бакалавриата в магистратуру, считают представители экспертного сообщества. Содержание программ нередко дублируется, нет ясности, на каком профессиональном уровне должен находиться специалист, поступающий в магистратуру.

Важно учитывать, что бакалавриат выпускает людей, обладающих навыками, чтобы выполнять тот или иной процесс, а магистратура — тех, кто умеет руководить этим процессом, подчеркнула Ирина Апыхтина, директор по развитию образования РАНХиГС.

Разработчики магистерских образовательных программ, стараясь опираться на профессиональные стандарты, зачастую моделируют профиль специалиста с огромным количеством компетенций. Хотя в реальной жизни вряд ли один человек способен всеми этими компетенциями в полной мере обладать. Как определить оптимальный объем необходимых выпускнику магистратуры знаний и навыков, чтобы с одной стороны, вписаться в стандарты профессии, с другой – выпустить специалиста, востребованного рынком?

У развилки

По словам Ирины Апыхтиной, взы стоят «у развилки» и фактически могут пойти по одному из двух путей. Первый – проводить обучение магистров по широкому профилю компетенций. Но тогда человек выйдет на рынок «не совсем специалистом». И вряд ли выдержит оценку по компетенциям, если его проведут по квалификационным заданиям в каждом из сегментов знаний. Другой путь – ограничиться навыками , необходимыми для работы на каком-то одном направлении, и выпустить очень квалифицированного специалистав узкой области. Он будет знать все , но работать сможет только в своем сегменте. Для работы в других областях не хватит базовых знаний.

«Выбор пути остается за учебно-методическими отделами, отдается на откуп вузам, - констатировала Ирина Апыхтина. – Вузы исходят из принципа : «Мы научим, а там пусть отрасль разбирается». У нас нет регулятора, который информировал бы о потребностях отрасли: сколько нужно широких специалистов, сколько – узких».

Доведут до ума

«Система подготовки специалистов должна быть гибкой. Надо слышать отрасль, а регламентирующие документы  - лишь вспомогательные инструменты», - считает Алексей Панов, доц.кафедры биотехнологий и промышленной фармации (подразделение МИТХ) РТУ МИРЭА, где взялись за подготовку магистров по направлению «фармацевтическая биотехнология» . По его словам, в первую очередь нужно знать потребности работодателей, а у каждого они свои. Что делать, если , скажем по очень узкой теме подготовлены 20 человек, а они окажутся не нужны в таком количестве? Лучше уж пусть специалист будет широкого профиля, хотя и чуть не доучен. Работодатель доведет его до ума.

«Рынку требуются универсальные специалисты, - уверен Алексей Панов. – Мы стараемся готовить магистров на основе общепрофессиональных компетенций и не затачивать на одну тему. Исходим из того, что узкие профессиональные навыки они могут получить в рамках написания магистерской диссертации. Вот там как раз общие знания можно сузить до специализированных».

Не все согласны с тем, что вуз должен дать базу знаний, а глубоко вникнуть в область своей специализации человек сможет, когда придет на производство: «Производители не ждут специалистов, чуть-чуть разбирающихся во всем. Нужны профессионалы, которые глубоко понимают свое дело».

Впрочем, на эту реплику зал дружно отреагировал: «Готовых специалистов после вуза не бывает!» 

Дайте ответ

«Может так случиться, что узкая функция, к которой человека готовили, через пару лет отомрет. Как трудоустроится человек, не имея никакой другой базы знаний?» - задалась вопросом исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина.

По ее словам, если подготовкой специалистов, занимающихся фармацевтической деятельностью , все более или менее понятно (например, какие компетенции включать в профиль специалиста, какие давать знания и пр.), то промышленная фармация остается областью , где много вопросов, на которые нет ответа.

То единственный сектор, который не может сформулировать требования к потенциальным сотрудникам, - посетовала Исполнительный директор НФП. – В сентябре на отраслевой конференции в Татарстане все высказались за необходимость введения независимой оценки квалификаций в области промышленной фармации. Но при этом, к моему удивлению, заявили: профстандарты нам не нужны. Возникает вопрос: а как вы собираетесь оценивать квалификации? К чему готовить студентов? Кому и сколько нужно специалистов, например, в сфере нанотехнологий ЛС? Ответа нет».

В НФП и Совете по профессиональным квалификациям в области фармации ждут более тесного взаимодействия с производителями ЛС. С 2020 г. применение профстандартов в области промышленной фармации будет обязательным для государственных предприятий. В отрасли таких меньше десятка. Все остальные могут использовать профстандарты добровольно. Будут ли их внедрять – вопрос открытый. Но нельзя забывать, что на основе профессиональных стандартов разрабатываются образовательные стандарты, проводится оценка компетенций специалистов. Какие квалификационные требования должны быть заложены в программы опережающей подготовки кадров для фармпрома, каких специалистов готовить, какие знания им давать, чтобы они были востребованы на рынке труда, - эти вопросы должны решать совместно научно-педагогическое и профессиональное сообщества.

«Самое ужасное, если выпускник, имея глубокие компетенции, не сможет трудоустроится», - предостерегла Елена Неволина.

Наталья Маскина