Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Фармацевтическое консультирование: новые функции и полномочия аптечных работников
05.09.2018

И.В. КОСОВА, д. фарм. н.,  профессор, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации Российского Университета Дружбы Народов

Е.В. НЕВОЛИНА, к. фарм. н., исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и НП «Аптечная гильдия»

И.В. КРУПНОВА, к. фарм. н., начальник управления лицензирования и соблюдения обязательных требований Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ (Росздравнадзор)

В статье приведено нормативно-правовое обоснование обязанности фармацевтического работника по консультированию граждан, раскрыто понятие «ответственное самолечение». Обобщены результаты исследования потребности населения в фармацевтическом консультировании при выборе препаратов, в том числе по назначению медицинского работника.

Роль фармацевтического работника в развитии ответственного самолечения

Совершенствование системы лекарственного обеспечения, предусмотренное «Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г.» предполагает, в том числе, решение проблем низкого уровня ответственности граждан за свое здоровье, а также за здоровье своей семьи и высокого уровня самолечения лекарственными препаратамив отсутствии медицинских показаний.

Вопросы самолечения всегда были в зоне пристального внимания ВОЗ и FIP[1]. Признание прав человека на выбор лекарственного препарата и его ответственность за последствия такого выбора легли в основу определений понятия самолечения.

«Самолечение является неорганизованной деятельностью по охране здоровья и принятию связанных со здоровьем решений отдельными личностями, семьями, друзьями, коллегами по работе и т. д. Оно включает самостоятельный прием лекарств, социальную поддержку в случае болезни, первую медицинскую помощь в случае необходимости. Самолечение является первичным звеном в системе здравоохранения и не требует создания какой-либо организации. Самолечение — это одна из составляющих повседневной жизни» (WHO publication (1982): Self-help and health in Europe).

«Самолечение включает профилактику заболеваний, здоровый образ жизни, отказ от курения, умеренное употребление алкоголя и правильное использование лекарств. В случае неэффективности профилактических мер следует прибегнуть к самолечению, которое заключается в устранении симптомов, которые пациент заметил у себя, с помощью препаратов, отпускаемых без рецепта» (Statement of Principle on Self-Care including Self-Medication — The Professional Role of the pharmacists, FIP 1996).

«Самолечение — это применение пациентом безрецептурных препаратов по собственной инициативе и под собственную ответственность с учетом советов фармацевта или другого работника здравоохранения» (The European Commission 1997. Pharm. J. 1997; 258: 354–355).

Как мы видим, в последнем определении закреплена роль фармацевтического работника в ответственном самолечении.

Итоги исследования потребностей населения в фармацевтическом консультировании

Кафедра управления и экономики фармации Российского университета дружбы народов провела социологическое исследование с целью выявления потребности населения в фармацевтическом консультировании.

Опрос проводился в 2016 г. в аптечных организациях, поликлиниках и больницах г. Москвы и Московской области. В опросе приняли участие 144 посетителя аптек (среди которых превалируют женщины с высшим образованием работоспособного возраста), 72 фармацевта/провизора (70% опрошенных имеют стаж работы в аптеке от 3-х лет, из них более 50% работают по данной специальности уже более 10 лет), а также 15 врачей различных специальностей, в основном терапевтов и акушеров-гинекологов (стаж работы у 90% опрошенных от 6 лет и выше).

Всем посетителям был задан вопрос, как часто они посещают врачей и как часто обращаются в аптеки для покупки лекарств. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Количество обращений к врачу/в аптеку в месяц (%)

Полученные результаты были ожидаемы – люди посещают аптеки чаще, чем врачей. Этому можно найти несколько объяснений: в аптеки обращаются при легких недомоганиях или уже известных симптомах, некоторые не имеют достаточно времени для похода к врачу, боятся врачей или считают их недостаточно компетентными, в ряде случаев оказывает влияние отсутствие в медицинской организации врача-специалиста и долгое ожидание записи к узким специалистам.

В следующем вопросе отражено, чем руководствуются посетители аптек при покупке лекарственного препарата (табл. 1).

 

Таблица 1.  Основные приоритеты в выборе лекарственных средств

 

Покупка лекарственного средства осуществляется:

%

– по рецепту врача;

36,8

– по собственному выбору с помощью интернета, советов знакомых и т.д.;

34,0

– с помощью консультации фармработников.

29,2

 

Результаты демонстрируют довольно высокий процент посетителей, предпочитающих самолечение, несмотря на наличие консультантов в аптеках и возможности обратиться к врачу. С точки зрения работы фармацевтического персонала, этот результат говорит о необходимости давать расширенную консультацию о приобретаемом лекарственном препарате посетителю, уточнять симптомы, на основании которых он выбрал лекарственный препарат, чтобы предупредить неверный и, возможно, потенциально опасный выбор лечения.

Несмотря на то, что лишь треть опрошенных сказали, что выбирают лекарственный препарат с помощью консультации фармацевтического персонала, следующие вопросы показали, что около половины их них обращаются к фармацевтическим работникам именно с целью подбора препарата. Фармацевтический персонал на аналогичный вопрос дал однозначный ответ – более 70% специалистов указали именно подбор лекарственного препарата основной причиной обращений к ним посетителей (рис. 2).

 

Рисунок 2. Основная цель обращения к фармацевтическому персоналу (по результатам опроса фармацевтических работников) (%)

 

Около 85% опрошенных посетителей считают фармацевтических работников компетентными специалистами и именно к ним обращаются с просьбой подобрать лекарственный препарат.

При этом более 70% опрошенных обращаются к фармацевтическим работникам для получения дополнительной информации о лекарственном препарате, назначенном врачом. По мнению фармацевтического персонала, более 80% посетителей задают вопросы об уже назначенных препаратах.

Уровень доверия к фармацевтическому персоналу среди населения стабильно высок, и это демонстрирует как опрос посетителей аптек, так и опыт фармацевтических работников. В ситуации, когда посетителю при покупке советуют выбрать другой препарат, изменить дозировку или длительность приема лекарственного препарата, около 90% всех опрошенных признались, что следуют советам фармацевта/провизора даже при условии, что получили рекомендации на приеме у врача.

Рисунок 3. Реакция посетителей на советы фармацевтического персонала об изменении препарата/дозировки и др. (%)

Такое же количество посетителей, прислушивающихся к советам фармацевтического персонала и следующих им (около 90%), отметили и работники аптек (рис. 3). Свыше 85% посетителей хотели бы, чтобы фармацевтический персонал оказывал более широкий спектр услуг по информированию населения, замене препаратов, их подбору. Лишь 30% считают, что для этого необходим более высокий уровень специалистов в аптеках (табл. 2).

Таблица 2. Отношение посетителей к расширению спектра услуг, оказываемых  фармацевтическими работниками

 

%

– положительное, это бы улучшило качество лекарственной помощи;

55,6

– положительное, но необходим более высокий уровень специалистов;

29,9

– отрицательное, фармперсонал недостаточно компетентен.

14,6

 

Полученные результаты еще раз подтверждают важнейшую роль фармацевтического персонала в оказании лекарственной помощи населению. Несмотря на возможность обратиться к врачу за назначением препаратов, большая часть опрошенных доверяет выбор лекарственного препарата фармацевтическим работникам и консультируется с ними по уже назначенным лекарственным препаратам, прислушиваясь к советам и рекомендациям.

Однако, как показал наш опрос, врачи достаточно негативно отозвались о компетенции фармацевтических работников в консультировании по назначенным лекарственным препаратам (рис. 4), а также об их праве рекомендовать безрецептурные лекарственные препараты (рис. 5).

 

Полную версию читайте в журнале "Вестник росздравнадзора" №4, 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] International Pharmaceutical Federation