Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Заведующий за первым столом: можно или нельзя?
23.07.2018

Новый приказ Минтруда вызвал большие споры — разбираемся, что он изменил и стоит ли руководителям аптек вставать к кассе

В разгар лета вновь на первый план вышла тема допустимости для руководителей аптечных организаций работать за первым столом. Можно ли заведующей иногда замещать провизора или фармацевта и отпускать ЛС покупателям? 19 июня в Минюсте был зарегистрирован приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.04.2018 № 214н «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих…». Некоторые эксперты считают, что с вступлением в силу приказа № 214н заведующие могут вставать за первый стол и обслуживать посетителей. Но с этой точкой зрения согласны не все. О двух взглядах на новый приказ и пойдет речь в настоящей статье.

Наши эксперты:

Елена Неволина,  исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и  Союза «Национальная фармацевтическая палата»

Александр Гришин, ректор Сибирской фармацевтической академии, профессор, академик РАЕН

Вычеркнули три должности

Ранее, еще до вступления в силу приказа № 214н, «Катрен-Стиль» обращался к экспертам и регуляторам по этому вопросу: см. материалы «Фармабсурд: заведующему нельзя быть первостольником» и «Ответ Минздрава России, может ли обладатель сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» участвовать в розничной реализации в аптеке?».

На начало июня 2018 г. проблема выглядела так. Контролирующие органы время от времени привлекали аптечные организации, их работников к административной ответственности за несоответствие тех или иных сотрудников квалификационным требованиям. Они прописаны, в частности, в приказе Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием…» и в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Причем привлекали, если можно так выразиться, в обоих направлениях. То есть наказывали не только те аптеки, где, например, провизор, имевший сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология» («ФТ»), руководил аптекой. Известны также случаи привлечения к административной ответственности, когда заведующая, имевшая сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», сокращенно «УЭФ» (но не имевшая сертификата «ФТ»), — о ужас! — «попадалась» на том, что обслуживала посетителей за первым столом и отпускала лекарства. А это уже, в отличие от предыдущего примера, близко к абсурду.

Что же изменил приказ № 214н? Если вы окинете взором раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» приказа Минздравсоцразвития № 541н в его новой редакции, то заметите следующее:

•          Из квалификационного справочника должностей руководителей исключены должности «Директор (заведующий) фармацевтической организации» и «Заведующий аптечным складом»;

•          Из квалификационного справочника должностей специалистов исключена должность «Провизор».

Вот так взяли и одним росчерком пера исключили, оставив нас в раздумьях над тем, к чему это изменение ведет.

Фигура первая, оптимистическая

Для начала представим оптимистическую точку зрения на внесенные приказом № 214н изменения. Понятно, что исключение упомянутых выше трех должностей из квалификационных справочников означает, что теперь квалификационные требования к ним в приказе № 541н отсутствуют.

Соответственно, остается руководствоваться требованиями (трудовые действия, необходимые действия, необходимые знания), прописанными в профессиональных стандартах (ПС) «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». А в них, как полагают сторонники этой точки зрения, не содержится каких либо препятствий для специалиста с сертификатом «УЭФ» осуществлять отпуск лекарственных препаратов.

Подчеркнем важный нюанс. До внесения изменений в приказе № 541н содержались профессиональные требования к провизору-первостольнику, которым заведующий с сертификатом «УЭФ», но без сертификата «ФТ», мог не соответствовать. Но поскольку теперь должность провизора вообще исключена из квалификационного справочника, то отпадает и основание для несоответствия.

Комментирует Елена Неволина

По просьбе издания «Катрен-Стиль» тему комментирует один из разработчиков профессиональных стандартов Елена Неволина. Начнем с ответа на наш прямолинейный вопрос: «Может ли теперь, со вступлением в силу приказа № 214н, директор/руководитель аптечной организации отпускать за первым столом лекарства, не опасаясь штрафов и прочих административных наказаний?».

«Мое мнение — конечно, может», — утверждает Елена Неволина и приводит следующие аргументы. Во-первых, функции, заложенные в профстандарте «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», подразумевают в том числе умение отпускать лекарственные препараты, консультировать по вопросам их применения, осуществлять прочие трудовые действия первостольника.

Во-вторых, эксперт обращает внимание на процесс, в ходе которого фармспециалист становится руководителем аптечной организации. В частности, она напоминает, что в его дипломе указана специальность «Фармация», и это указание является первой необходимой ступенью к его будущей руководящей работе (если не считать высшего фармобразования). Специальность эта включает все необходимые умения, знания и навыки работы первостольника, что дополнительно подтверждает процедура аккредитации специалиста.

Далее, напоминает Елена Неволина, невозможно стать аптечным руководителем, не пройдя путь рядового аптечного работника, первостольника. «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности» — см. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 — обязывает иметь для этого, помимо сертификата: специалистам с высшим образованием — не менее 3 лет стажа работы по специальности «Фармация», со средним — не менее 5 лет того же стажа. Очевидно, что речь идет в подавляющем большинстве случаев о стаже работы за первым столом.

«То есть навыки работы первостольника у специалиста по управлению фармдеятельностью уже есть», — подчеркивает Елена Неволина. А став руководителем, он к своим уже имеющимся трудовым навыкам рядового провизора/фармацевта добавляет также управленческие навыки.

Проблему усложняет то обстоятельство, что в ПС «Специалист в области управления фармдеятельностью» нет прямого указания на то, что в функции этого специалиста входит также отпуск лекарственных препаратов. Признавая рабочую необходимость замены первостольника руководителем аптечной организации (или аптечного объекта) в определенных ситуациях, Елена Неволина, тем не менее, считает, что дублировать одни и те же трудовые действия или функции в профстандартах провизора и управленца — это неверный подход, которого разработчики стандартов предпочли избежать. «Просто тогда может возникнуть вопрос, а чем эти специалисты отличаются друг от друга», — замечает в связи с этим Елена Неволина. Елена Неволина обращает внимание на еще одно важное обстоятельство. Профстандарт специалиста по управлению и Правила Надлежащей аптечной практики содержат перечисление множества обязанностей руководителя аптечной организации. Приведем три примера. Первое - осуществлять мониторинг спроса потребителей, в том числе, на новые лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента. Второе - формировать стандарты реализации и отпуска. Третье - организовывать обучение персонала фарморганизации (в том, числе по вопросам фармконсультирования), анализировать и оценивать его деятельность на конкретных участках работы (в том числе, за первым столом).Ну как, скажите, этот мониторинг, это обучение, эти анализ и оценку можно обеспечить без собственной способности руководителя квалифицированно работать за первым столом? Очевидно, что невозможно - здесь двух мнений быть не может

Представленная Еленой Неволиной позиция аргументированна, логична и, прямо скажем, желательна для тех, кто трудится в аптечном звене. Однако, как показывает жизнь, контролеры могут исходить из иной точки зрения. Ключевой вопрос можно сформулировать так: будут ли проверяющие штрафовать, если застанут руководителя работающим за первым столом. Елена Неволина считает, что они не могут этого делать, поскольку после исключения должностей из квалификационных справочников ни из одного нормативно-правового акта не следует, что специалист в области управления фармдеятельностью должен иметь еще и другой сертификат специалиста.

Фигура вторая, печальная

Но есть и другая точка зрения на эту проблему. В частности, ректор Сибирской фармацевтической академии Александр Гришин полагает, что исключение квалификационных характеристик должностей «Директор (заведующий) фармацевтической организации», «Заведующий аптечным складом» и «Провизор» ошибочно воспринимается как разрешение руководителям аптек (обладателям сертификата по специальности «УЭФ») участвовать в отпуске и реализации лекарственных препаратов. По его мнению, опубликованная редакция приказа № 214н не только не позволила решить эту проблему, но и внесла дополнительную неразбериху в квалификационные требования к фармспециалистам.

Имеется в виду следующее. «В связи с отменой квалификационных характеристик вышеперечисленных фармацевтических должностей и необходимостью использования только норм ПС „Провизор“ (утвержденного приказом Минтруда РФ от 09.03.2016 № 91н) наблюдается нарушение требований части 2 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“, согласно которой право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, обладающие свидетельством об аккредитации специалиста (сертификатом специалиста) по соответствующей фармспециальности», — разъясняет Александр Гришин.

Здесь важный нюанс состоит в том, что в упомянутом профстандарте «Провизор» нет этой самой нормы, выделенной курсивом в предыдущем предложении. После вступления в силу приказа № 214н и исключения из квалификационных справочников трех перечисленных должностей нет подобной нормы и в приказе № 541н. «Из этого следует, — обращает внимание Александр Гришин, — что должность „Провизор“ может быть занята специалистом, не имеющим свидетельства об аккредитации или сертификата специалиста, в нарушение указанной нормы Закона № 323 ФЗ».

Плюс еще один момент, который мы уже упоминали выше и на который также обращает внимание Александр Гришин. Анализ перечня трудовых функций специалиста, прописанных в ПС «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» (утвержденного приказом Минтруда РФ от 22.05.2017 № 428н), позволяет понять, что трудовая функция по отпуску и реализации лекарственных препаратов для этого специалиста не предусмотрена. Иными словами, действующий профстандарт для управленцев не способствует их шансам потрудиться за первым столом, когда это необходимо.

На основании изложенного выше Александр Гришин резюмирует: «утверждение о том, что приказ 214н дает право руководителю аптечной организации участвовать в отпуске и реализации товаров населению без наличия у него сертификата (свидетельства об аккредитации) по специальности «Фармацевтическая технология» или «Фармация», не подкреплено действующими нормативно-правовыми актами».

Ответы Минздрава

Несколько слов о позиции регулятора. По состоянию «до вступления в силу приказа № 214н» она была изложена в информационном ответном письме от 07.12.2017 № 2128744/25–4 Минздрава РФ на обращение ректора АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия» Александра Гришина. Коротко содержание этого текста сводится к следующему: Минздрав поддерживает запрет аптечным руководителям отпускать лекарства, если у них нет «первостольного» сертификата/свидетельства об аккредитации.

После появления приказа № 214н Александр Гришин снова обратился в Минздрав по этому поводу. Ответ, датированный 12 июля 2018, краток и исключительно формален. Он сводится к следующему: принятие решений по Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих относится к компетенции Минтруда, а сведения и предложения, изложенные Александром Гришиным, приняты Минздравом во внимание и будут учтены в дальнейшей работе по актуализации профстандарта «Провизор». А вот о профстандарте «Специалист в области управления фармдеятельностью» в письме не сказано ни слова.

Выводы

Всегда хочется дать читателю однозначный ответ. Но если ситуация запутанная, неоднозначная, то дать такой ответ — значит, ввести его в заблуждение, которое может обернуться для него потерями. Ведь административная ответственность за нарушение, о котором идет речь, предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». Для юридических лиц — это штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности (АПД) на срок до 90 суток; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — штраф в размере от 4000 до 8000 руб. или АПД на срок до 90 суток; а для должностных лиц — штраф в размере от 5000 до 10000 руб.

Несмотря на новый приказ Минтруда, редакция «Катрен-Стиль» советует заведующим аптеками пока не рисковать и дождаться более внятного и однозначного заявления Минздрава.

В форс-мажорных ситуациях можно также прислушаться к рекомендации Елены Неволиной и зафиксировать возможность работы руководителя за первым столом в случае рабочей необходимости в функционально-должностной инструкции. Не исключено, что это повысит ваши шансы не получить штраф.

Текст: Самвел Григорян