Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Фармацевты против: кому выгодна продажа лекарств в супермаркетах
22.06.2018

Законопроект о продаже безрецептурных лекарств в продуктовых супермаркетах вызвал негативную реакцию со стороны фармацевтов. Мы решили разобраться, чем грозит принятие закона, что думают о нем участники рынка, и окажутся ли в выигрыше покупатели.

В конце мая представители Национальной фармацевтической палаты (НФП) обратились к Владимиру Путину из-за возможного принятия закона, разрешающего продажу лекарств в продуктовых магазинах. Проект закона разработал Минпромторг в 2017 году по поручению вице-премьера Игоря Шувалова и уже полгода он будоражит профессиональное сообщество.

Изначально вариант документа предусматривал возможность для торговых сетей получить лицензию по упрощенной схеме. Согласно ему, ритейлер мог оформить одну лицензию на юрлицо и торговать лекарствами во всех своих магазинах, в то время как аптечные сети сейчас должны получать разрешение на каждую торговую точку. В версии, которую Минпромторг представил в апреле, в принципе исчезло требование получения лицензии на продажу лекарств.

Это вызвало негодование представителей фармацевтического сообщества. Александр Филиппов, генеральный директор компании "Ригла" (управляет аптечными сетями "Ригла", "Будь здоров" и "Живика"), назвал новую версию документа "неуважением к фармсообществу".

По мнению Филиппова, в случае принятия закона фармацевтическая розница потеряет значительную долю прибыли, а часть аптек просто закроется. В первую очередь, это коснется аптечных пунктов и киосков, расположенных в прикассовых зонах супермаркетов. Отметим, что проект также вызвал недовольство представителей Минздрава.

"Не ясно, зачем это нужно"

В письме, отправленном президенту, НФП говорит о том, что принятие закона негативно скажется на здоровье жителей России и приведет к дестабилизации фармацевтического рынка. Проще говоря, вся система лекарственного обеспечения будет нарушена.

Сложившаяся система, когда лекарственные препараты могут реализовываться только в аптеке, имеет под собой серьезное обоснование, - убеждена Валентина Бучнева, глава евразийского подразделения фармацевтической компании "Босналек": "Помимо отпуска лекарственного средства, одной из важнейших задач аптечного учреждения является фармконсультирование: потребитель должен получить исчерпывающую информацию по способу применения, дозировке и возможным рискам для здоровья. И специалист, отпустивший пусть безрецептурное, но лекарственное средство, несет полную ответственность, в том числе и юридическую, за здоровье покупателя".

Также авторы письма отмечают дискриминационные условия для аптечных организаций. По их мнению, у супермаркетов появятся необоснованные преимущества: например, отсутствие наказания за продажу лекарств сотрудниками без фармацевтического образования. Согласно предложенной инициативе, продуктовые ритейлеры не будут нести ответственность за подобные действия.

"Это не только необоснованные преференции, но, что самое главное - халатность, поскольку подвергает риску самое ценное - здоровье людей, - говорит Валентина Бучнева. - Лекарства не должны находиться в открытом доступе в супермаркетах, ведь их посещают и дети, а это прямая угроза их жизни".

Новость произвела бум на рынке - комментирует Татьяна Ходанович, управляющий директор компании Pharmedu: "Аптеки считают, что у них отбирают хлеб. Второй момент: в магазинах не будет качественной консультации. Точнее, ее, скорее всего, вообще не будет, что противоречит новому законопроекту о качественном информированием населения. Фармацевты категорически не хотят работать в супермаркетах и стоять в зале как консультанты. Супермаркеты тоже не горят желанием получать соответствующие лицензии. Вообще не ясно, зачем это нужно, ведь покрытие аптеками у нас и так шикарное".

А есть ли плюсы?

В то время как фармацевтическое сообщество активно обозначает свою позицию по поводу законопроекта, фуд-ритейлеры высказываются довольно сдержанно. На отправленные нами запросы ответили представители лишь двух торговых сетей.

В пресс-службе супермаркетов "Дикси" прокомментировали, что "в случае принятия закона будут рассматривать возможность" продажи лекарств в своих магазинах. Аналогичную точку зрения высказали в компании "ВкусВилл", добавив, что пока целесообразность расширения своего ассортимента за счет безрецпетурных лекарственных средств всерьез не анализировали.

"Без понимания требований, которые будут выдвинуты к продажам подобной продукции, какие-то предположения делать сложно, - отметил Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам "ВкусВилл". - В целом, данную инициативу мы рассматриваем положительно, поскольку более активная конкурентная среда в итоге должна привести улучшениям для конечных покупателей".

Некоторые эксперты полагают, что предпосылки к принятию закона есть. И фармацевтическая, и продуктовая розница ориентируется на 5 основных показателей, - рассказывает Юлия Петрищева, финансовый директор по фармацевтическим проектам IPT Group. Это: существующая и потенциальная география сети; динамика посещений и их конверсия в покупку, параметры средних чеков; среднее количество дней товара в обороте; шорт-лист продуктов-флагманов у розничной точки.

"По нашим исследованиям, сегодня средний чек крупной сетевой аптеки в Москве составляет порядка 420 - 450 руб. Эта цифра сопоставима с показателями FMCG-ритейлера по Москве: 400 - 450 руб., в зависимости от тяготения сети к формату "дискаунтер". Региональный показатель среднего чека также сопоставим по значению в обоих форматах: 180 - 250 руб. Близость показателей средних чеков - преимущество с точки зрения планирования выручки", - говорит Юлия Петрищева.

Что касается среднего количества дней, которые товар находится в обороте, здесь, в зависимости от категории товара, актуальны следующие показатели: до 30 дней у продуктового ритейлера и 45 - 60 дней у фармацевтического, - продолжает спикер. Оборачиваемость в фарме можно ускорить, если хорошо продумать ассортиментную линейку по отдельным категориям товаров и факторы, мотивирующие спрос. В этом случае темпы оборачиваемости в фуде и фарме сблизятся.

Основные проблемы, которые нужно будет решить фуд-ритейлеру при вводе в ассортимент аптечных товаров - это кадры, клиентский сервис и исключении риска хищений, которым фармацевтический ассортимент подвержен больше, чем продуктовый. Еще один вопрос, возникающий при объединении фармацевтической и продуктовой розницы, - экономика площадей.

"По сути, успешному продуктовому ритейлеру необходимо "превратить" арендную/субарендную ставку в выручку от продаж фармацевтического ассортимента", - отмечает Юлия Петрищева. Чем более высокомаржинальная ассортиментная матрица будет присутствовать, тем выше вероятность того, что проект быстрее окупится.

Преимущество аптек перед супермаркетами - в их расположение "возле дома", где большая часть выручки делается за счет постоянных клиентов: людей, проживающий в радиусе нескольких кварталов, - считает Максим Андреев, заместитель генерального директора по перспективным направлениям бизнеса компании КРОК : "Дополнив ассортимент аптечными товарами, ритейлеры смогут обеспечить себе конкурентоспособность в борьбе за покупателя". Особенно, если учесть стремление людей сэкономить время.

Риски для покупателей и рост цен

На первый взгляд может показаться, что в выигрыше окажутся конечные потребители, поскольку безрецептурные препараты купить станет проще и быстрее. Однако эксперты солидарны во мнении, что принятие закона окажет скорее негативный эффект, поскольку приведет к росту цен.

Для аптечных учреждений сейчас действуют более строгие лицензионные нормы, требования к подбору персонала, внутреннему оснащению и так далее. Поэтому с точки зрения бизнеса аптека - это более затратный проект, который окупается в основном за счет безрецептурных препаратов, БАДов и косметики, - говорит Антон Лифшиц, генеральный директор и совладелец компании Global Health Care:"Сегодня у аптек нет конкурентов в рамках продаж лекарственных препаратов. Если на этом поле появятся ритейлеры, обороты аптек упадут по всей стране".

Следствием таких изменений станет уход с рынка мелких игроков, которые активно работают в регионах, закрытие наиболее убыточных точек аптечных сетей и значительное повышение цен на рецептурные препараты, которые по-прежнему можно будет купить только в аптеках. В итоге в проигрыше окажутся и потребители, и аптечный бизнес в масштабах страны.

С точки зрения комплексного удовлетворения потребностей покупателя инициатива, разрешающая "раздвинуть" границы ассортиментной линейки крупных ритейлеров в сторону фармы - вполне ожидаема, имеет международную практику и востребована, - полагает Юлия Петрищева, IPT Group. Однако есть серьезные риски: появление фальсифицированной продукции фармацевтического ассортимента, несоблюдение режимов специального складского хранения и логистического контроля в отношении термолабильных лекарственных средств и опасность для покупателей из-за отсутствия квалификации и профильного образования у продавцов супермаркетов.

"Добавим к этому дискриминацию аптек с точки зрения условий лицензирования и предлагаемый порядок контроля, согласно которому на магазины не распространяется наказание за продажу лекарственных средств сотрудниками без фармацевтического образования, - комментирует Юлия Петрищева. - В результате мы получим компенсирующий рост стоимости рецептурных лекарств из-за снижения выручки аптек от продажи безрецептурных препаратов".

Плюс для потребителей от принятия закона только один: возможность пополнить свою аптечку лекарствами в "режиме" супермаркета, - считает Татьяна Ходанович, Pharmedu. Говоря о западном опыте, она отмечает, что культура потребления в Европе отличается от российской: "В некоторых странах без рецепта не купите сосудосуживающие капли в нос, не говоря об антигистаминных и других препаратах, которые у нас считаются безрецептурными. В части стран - например, Германии или Австрии - у вас уточнят, сколько дней вы уже закапываете в нос сосудосуживающие средства. Если больше трех дней, их не продадут. А в супермаркетах можно купить только витамины и что-то типа "Терафлю".

Позиция спикера - подобный закон принимать в России нельзя, поскольку общество и так в большинстве случаев занимается самолечением. Покупка лекарственных препаратов без какой-либо консультации приведет к увеличению самолечения и не улучшит качество жизни.