Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Ликвидация аптек
22.02.2018

В Торгово-промышленной палате РФ 12 февраля обсудили законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статью 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части торговли ЛП в розничной сети. В обсуждении приняли участие представители аптечного бизнеса, профессиональных ассоциаций фармацевтической отрасли, Минздрава, Росздравнадзора, ФАС. Представители Минпромторга — разработчика скандального законопроекта — обсуждение проигнорировали.

Конкуренция или преференция

Впрочем, позиция Минпромторга ясно изложена в пояснительной записке к законопроекту: в ведомстве считают, что свободная реализация в торговых организациях ЛП, отпускаемых без рецепта, позволит повысить уровень их доступности, создаст дополнительные условия для своевременного пополнения «домашней аптечки», и это позволит сэкономить время наиболее занятой части населения. Разработчики считают, что на лекарственном рынке России сложилась монополия фармацевтических и медицинских организаций, имеющих исключительное право на продажу ЛП, а изменения в законе создадут нормальную конкурентную среду, что приведет к снижению цен на безрецептурные лекарства.

Представители аптечной отрасли прогнозируют рост цен на рецептурные препараты, слом аптечного рынка, кратное увеличение нагрузки на контролирующие органы. Наибольшее недоумение вызывает вопрос: зачем принимать отдельный закон, если у торговых организаций и сейчас есть возможность открыть аптечные ларьки, получив соответствующую лицензию? Эксперты рынка высказывают опасение, что лицензирование продажи безрецептурных лекарств будет осуществляться по упрощенной схеме, а это поставит аптечный бизнес в неравное положение перед ритейлом.

Подкинули халтурку

«Сегодня торговая организация любой формы собственности может реализовывать безрецептурные препараты, получив лицензию на аптечный киоск. Поэтому возникает вопрос: зачем этот законопроект нужен? — недоумевает председатель координационного совета РААС, владелец аптечной сети «Нео-фарм» Евгений Нифантьев. — Сегодня в России работает более 60 тыс. аптечных учреждений. А по данным Минпромторга уже порядка 900 тыс. предприятий изъявило желание заняться продажей безрецептурных препаратов! Как при увеличении в 16 раз числа предприятий, торгующих лекарствами, будет осуществляться надзор?» По мнению бизнесмена, дистрибьюторская сеть не справится с таким запросом, и появится искушение торговать препаратами сомнительного качества.

Исполнительный директор НП«Аптечная гильдия» и Союза«Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина назвала законопроект халтурой. «Единственный довод Минпромторга в пользу законопроекта — свобода пополнения гражданами своей «домашней аптечки». У Минздрава нет полномочий утверждать правила торговли ЛП и ограничительный список лекарств для торговых организаций, — рассуждает г-жа Неволина. — Если мы внесем в ФЗ-61 понятие «торговые организации», то мы сразу освобождаем магазины от следования требованиям, потому что у нас они установлены только в отношении аптечных и фармацевтических организаций, а также ИП с лицензией».

Формулировка про «домашнюю аптечку» зацепила многих, заметила первый зам. председателя Всероссийского научного общества фармацевтов Нелли Игнатьева: «В аптечке пациента с хроническим заболеванием впервую очередь лежат рецептурные препараты».

Исполняющий обязанности исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин выразил подозрение, что аптечный бизнес просто испугался конкуренции с продовольственными магазинами: «Если будет создана конкурентная среда, то цены должны снизиться. А доступность не означает вседозволенность. Мы считаем, что объем производимых безрецептурных лекарств должен возрасти».

С этим не согласился директор АРФП Виктор Дмитриев. Он заявил, что ассоциация против этого законопроекта: «В последние 10—15 лет рынок в упаковках не растет. И ожидать, что с приходом ритейла в этот сегмент увеличатся продажи и производство безрецептурных препаратов, не приходится. Если ФОИВ поддерживает халтуру (концептуально), меня это пугает. Так мы дадим заработать ритейлу и убьем аптеки, потому что, если посмотреть структуру ночных продаж в аптеке, лекарств там продается 10—15%, остальное — минеральная вода, резиновые изделия и т.п.».

Есть куда снижаться

Минздрав счел принятие нового закона нецелесообразным, так как законодательство и сейчас не запрещает открывать аптечные киоски в торговых организациях. «В проекте есть перечень нормативных актов, которые подлежат изменениям в случае принятия законопроекта, в том числе и поправки в Постановление Правительства № 584 — об уведомительном порядке осуществления предпринимательской деятельности, так что, скорее всего, торговлю безрецептурными препаратами торговым организациям разрешат осуществлять в уведомительном порядке, — отметила зам. директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Светлана Семечева. — А это означает создание неравных условий для аптечных организаций. По предусмотренным поправкам прослеживается, что не нужно будет никакой лицензии продовольственным организациям. Если в результате этой конкуренции произойдет закрытие части аптечных организаций, то это ударит по доступности лекарств, особенно для льготников».

Ни для кого не секрет, что за счет безрецептурного отпуска социально ответственные аптечные сети, реализующие наркотические и сильнодействующие рецептурные препараты, покрывают свои издержки, отметил зам. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Дмитрий Пархоменко. «Из ассортимента аптек уйдет небольшая часть препаратов, но самых популярных. Риск, что аптечные организации будут закрываться, реален», — рассуждает он. Реализация безрецептурных лекарств через торговые организации ставит под вопрос и осуществление контроля безопасности ЛП, отметил чиновник.

ФАС согласовала концепцию законопроекта с замечаниями по понятийному аппарату обозначила позицию ведомства зам. начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Юлия Ермакова. «Аргумент о разорении аптечных сетей и уходе их с рынка для нас не новый. Мы два года занимаемся согласованием цен на ЖНВЛП, и то снижение, которого мы добились, произошло не по доброй воле аптечных сетей и фармпроизводителей, —отметила г-жа Ермакова. — Тогда нам говорили то же самое — уйдем с рынка, не останется лекарств. Однако никто не ушел и не собирается, а цены все-таки снижают. У них заложена огромная маржа, которую еще можно понижать и понижать. Мы занимаемся согласованием цен на лекарства и видим, что часто конечная стоимость для потребителя превышает себестоимость в 10 тыс. раз».

Екатерина Чалова, Фармацевтический вестник» №6 (919) от 20.02.2018