Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

«Аптечная гильдия» по пути к максимуму начала с минимального ассортимента
12.01.2010

«Аптечная гильдия» по пути к максимуму начала с минимального ассортимента
  
Созданное в ноябре некоммерческое партнерство «Аптечная гильдия» («АГ») (подробнее об организации — на стр. 7) выступило с первой заметной инициативой. «АГ» обратилась в Минздравсоцразвития России с просьбой пересмотреть минимальный перечень лекарственных средств. НП предлагает исключить из перечня наркотические анальгетики и средства, подлежащие предметно-количественному учету. Кроме того, представители «АГ» предлагают не включать в перечень все имеющиеся зарегистрированные лекарственные формы препарата и расширить перечень за счет недорогих отечественных лекарств, востребованных населением. Эксперты и участники рынка полагают, что при введении перечня необходимо ориентироваться на список МНН с соответствующими формами выпуска и дозировками, что позволит исключить возможность лоббирования интересов отдельных производителей, а также поможет предотвратить возможность возникновения необоснованных претензий к аптечным организациям со стороны проверяющих органов.

«Аптечная гильдия» направила письмо директору Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Диане Михайловой о внесении изменений в минимальный перечень лекарственных средств, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России № 312 от 29.04.2005 «О минимальном ассортименте лекарственных средств» 18 декабря. Аптечная гильдия предлагает исключить из перечня наркотические анальгетики и средства, подлежащие предметно-количественному учету, например этанол, зопиклон, трамадол и др. Как отметила исполнительный директор партнерства Елена Неволина, перечень минимального аптечного ассортимента должен быть согласован с врачебным сообществом и соответствовать утвержденным стандартам лечения. «Сегодня перечень содержит большое количество специфических рецептурных препаратов, практически не назначаемых врачами», — говорит она. Также предлагается вывести из минимального перечня препараты, которые пользуются ограниченным спросом или устарели и не используются врачами в лекарственной терапии. «В перечне до сих пор фигурируют снятые с производства препараты и препараты, имеющие продолжительную дефектуру», — добавляет г-жа Неволина. Также предлагается не включать в перечень все имеющиеся зарегистрированные лекарственные формы препарата. В «АГ» считают, что достаточно одной лекарственной формы препарата для энтерального и одной для парэнтерального введения. «Если в перечень включены таблетки, то обязывать аптеку держать в ассортименте еще капсулы и порошок для приготовления суспензии чрезмерно. Например, препарат Орунгал сироп, цена которого составляет 3,8—4 тыс. руб., практически не назначаемый врачами, по требованиям приказа должен быть в ассортименте всех аптек. Аналогично препарат Зовиракс в ампулах, цена которого составляет около 2 тыс. руб., в то время как в некоторых населенных пунктах нет врачей-специалистов, использующих этот препарат», — поясняет Елена Неволина. Она добавляет, что перед включением в список специфических препаратов и их лекарственных форм необходимо выяснять возможность использования этих препаратов врачами и фельдшерами в населенных пунктах, кроме того, при проведении проверок следует учитывать норму приказа № 785 от 14.12.2005 «О порядке отпуска лекарственных средств» п. 2.12. абзац 3: «Рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию)». 

Елена Неволина: «Перед включением в список специфических препаратов и их лекарственных форм необходимо выяснять возможность их использования врачами и фельдшерами в населенных пунктах»

На этом предложения к ведомству не исчерпываются. В Гильдии считают оптимальным введение минимального перечня по МНН в соответствии с Перечнем ЖНВЛС. Как считают в гильдии, это предоставит возможность выбора оптимального ассортимента, а также оградит аптеки от необоснованных претензий проверяющих. «В связи с тем, что проверки наличия лекарственных средств перечня осуществляют сотрудники прокуратуры, которые не владеют спецификой отрасли и даже при наличии синонимов квалифицируют отсутствие препарата как административное нарушение и карают аптечную организацию штрафом в размере 40—50 тыс. руб.», — поясняет г-жа Неволина. Среди предложений и расширение перечня недорогими отечественными препаратами, востребованными населением. «Аптека, как любая торговая точка, заинтересована в широком востребованном ассортименте. Однако зачастую возникают проблемы из-за отсутствия препаратов у дистрибьюторов, которых не обязывают иметь минимальный ассортимент. В арбитражных судах отсутствие препарата у оптовика не имеет статуса, оправдательного для аптеки, и аптека выступает единственным нарушителем лицензионных требований и условий, вплоть до лишения лицензии», — говорит исполнительный директор НП «Аптечная гильдия».  

Николай Беспалов соглашается с представителями гильдии, что наиболее правильным было бы ориентироваться на список МНН с соответствующими формами выпуска и дозировками

Участники рынка в целом выступают за пересмотр минимального перечня. Вместе с тем директор по развитию ОАО «Фармация» Евгений Богданов полагает, что данные предложения принципиально ничего не изменят. «Рыночная ситуация не будет меняться в связи с небольшими изменениями. Перечень все равно будет большой, наценка будет ограничена. Незначительные коррективы не могут повлиять на объем продаж и ценообразование». Руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов, напротив, считает, что шаги в сторону корректировки перечня делать нужно. «Необходимо очень внимательно относиться к неликвидным позициям, особенно к тем, которые могут быть заменены на аналогичные по составу и действию, например валидол в капсулах и таблетках. Никакой практической пользы для пациентов наличие таких аналогов не несет, а от аптечного предприятия требует дополнительных затрат на покупку, хранение и утилизацию (в том случае, если препарат не был реализован до истечения срока годности)», — говорит он. Он соглашается с представителями гильдии, что наиболее правильным было бы ориентироваться на список МНН с соответствующими формами выпуска и дозировками. Это позволит исключить возможность лоббирования интересов отдельных производителей, а также поможет предотвратить возможность возникновения необоснованных претензий к аптечным организациям со стороны проверяющих органов. 

Ольга Констандогло

"Фармацевтический вестник" № 1 (575) 2010 год