Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

БАНКОМАТ И ТЕРМИНАЛ В АПТЕКЕ: ЭТО ЗАКОННО?
17.05.2017

Самвел Григорян о том, имеют ли аптечные организации право сдавать площади в субаренду

Во время посвященного Надлежащей аптечной практике вебинара, который был проведен на портале «Катрен-Стиль» 14 марта, несколько заведующих аптеками из разных городов России задали вопрос: можно ли сдавать помещения аптечных организаций в аренду и субаренду, размещая на торговых площадях банкоматы. Лектор не успел ответить на него, и мы решили посвятить этой проблеме отдельный материал. Проблема и вправду актуальна. И даже не столько с точки зрения дополнительных доходов аптечных организаций, многие из которых едва сводят концы с концами. У данной темы имеется не менее важный потребительский, сервисный аспект.

Наш эксперт Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»

Субаренда применительно к фармритейлу — это действительно чаще всего платежные терминалы, банкоматы, вендинговые автоматы и т. п., — словом, устройства, предоставляющие посетителю аптеки «попутные» услуги. А если, например, в конкретной аптеке пока еще невозможно оплатить покупку платежной картой, то наличие банкомата в торговом зале можно рассматривать как один из инструментов, помогающих покупателю рассчитаться с аптечной организацией.

С точки зрения логики и здравого смысла терминалы и банкоматы, установленные в торговом зале, не только не мешают осуществлению функций аптечной организации, обслуживанию посетителей, но и, наоборот, содействуют им. Поэтому жизнь берет свое — уже довольно давно эти установки можно увидеть в некоторых аптеках. И вряд ли можно припомнить хоть один случай, чтобы они создали какую‑либо проблему — скорее, только принесли пользу огромному количеству людей.

Что касается остальных аптечных организаций, то их руководители пока осторожничают, пытаясь до установки у себя терминалов разобраться в тонкостях отношения законодательства к данной проблеме. Постараемся им в этом помочь.

Прямого запрета нет

Для начала отметим, что прямого и недвусмысленного запрета — то есть нормы вроде «аптечным организациям запрещается сдавать в аренду свои помещения и площади» — в нашем законодательстве нет. Запрет этот или какое‑либо подобное ограничение может содержаться в договоре аренды, который подписала с арендодателем аптечная организация. Однако мы будем исходить из случаев, когда таких запретов/ограничений нет, либо когда данная организация является собственником занимаемых помещений.

Законодательство также не запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям, обладающим лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, заниматься другими видами деятельности. Примеры структур, занимающихся, помимо фармритейла, также продовольственным, цветочным и т. д. ритейлом, хорошо известны.

Но эти разные виды деятельности осуществляются, разумеется, не в одних и тех же помещениях, потому что относительно аптечных площадей ограничение такого рода в законодательстве имеется.

Не допускается

Оно содержится в пункте 1.6 «вечнозеленой» «Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309: «не допускается размещение на площадях аптек подразделений, функционально не связанных с аптекой». Данное положение распространяется на все аптечные площади и помещения, включая торговые залы. Понятно, что речь, скорее всего, идет о подразделениях другой организации, ибо подразделения самой аптеки вряд ли могут с ней не быть функционально связаны.

Возникает, конечно, вопрос, как трактовать функциональную связь с аптекой или ее отсутствие. Функции аптечных организаций были когда‑то прописаны в Отраслевом стандарте «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80). Но этот приказ уже три года как не действует, а пункт отраслевого стандарта, в котором содержался перечень функций, утратил силу еще раньше.

Остается руководствоваться пунктом 35 понятийной статьи 4 Закона «Об обращении лекарственных средств», где дается определение «аптечной организации» и, в частности, перечисляется то, что является ее функциями: розничная торговля, отпуск, хранение, перевозка, изготовление лекарственных препаратов. Ну а в пункте 7 статьи 55 этого же Закона содержится перечень групп товаров, которые аптечные организации могут приобретать и продавать.

Когда субаренда допустима

Если сопоставить нормы, изложенные выше, то напрашивается следующий вывод: аптечная организация не имеет права сдавать аптечные помещения и площади в субаренду, за исключением случаев, когда субарендатор собирается использовать эти помещения для реализации групп товаров, перечисленных в пункте 7 статьи 55 Закона «Об обращении лекарственных средств», в частности, предметов личной гигиены, парфюмерии и косметики, биологически активных добавок к пище, минеральных вод, очковой оптики и средств ухода за ней, лечебного, диетического и детского питания, дезинфицирующих средств, предметов ухода за больными и др.

Из этого же следует правомерность установления в аптеках так называемых линзоматов — автоматов, предназначенных для продажи контактных линз и прочих аксессуаров, имеющих отношение к коррекции зрения. То же самое касается вендинговых автоматов, посредством которых можно приобрести презервативы, бахилы, а также прочие перечисленные выше товары, если автоматы по их продаже также будут изобретены и получат распространение в аптеках.

Терминалы и банкоматы

Но линзоматы — одно, а платежные терминалы и банкоматы — другое. На первый взгляд, прямого отношения к осуществляемым аптечной организацией функциям они не имеют. Но в этом вопросе не всё однозначно. Во-первых, терминалы и банкоматы — это устройства, а не подразделения. Уже это позволяет усомниться в том, что к их установке в торговом зале аптеки применима норма пункта 1.6 «Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)».

Во-вторых, одной из важнейших функций аптечных организаций является розничная торговля/отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента. Осуществление этой функции невозможно без финансовых расчетов. Банкоматы и даже платежные терминалы могут способствовать этим расчетам, особенно если принять во внимание, что пока далеко не во всех российских аптеках покупку можно оплатить с помощью банковской карты.

Типичная потребительская ситуация — очень часто именно в аптеке выясняется, что на приобретение всех прописанных врачом лекарств наличных в кошельке не хватает. Не бегать же по всей округе в поисках банкомата.

Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», излагает другие житейские ситуации. Покупатель пришел в аптеку с рецептом, но в ходе консультации с первостольником выяснилось, что ему необходимо получить от врача дополнительные уточнения (по дозировке, курсу лечения, замене на аналогичный препарат и т. д.). Он хочет позвонить доктору, но выясняется, что на его мобильном закончились деньги. Надо их срочно внести на счет телефонного номера, но как это сделать, если в аптеке нет платежного терминала? Вот один из случаев, когда отсутствие такого терминала мешает осуществлению аптечных функций и сервису потребителей.

Елена Неволина приводит другой типичный случай. Покупатели один за другим расплачиваются крупными купюрами, и наличных в кассе уже не хватает для сдачи. Конечно, можно в данном случае сказать, что аптека сама виновата — не позаботилась о размене в достаточном количестве — но жизнь есть жизнь, всякое случается. В такой ситуации может выручить наличие в торговом зале банкомата. И опять же, он помогает осуществлению аптечных функций.

Если исходить из такой точки зрения, установка платежных терминалов и банкоматов в торговых залах аптек допустима. Не говоря уже о потребительском аспекте: покупателям удобно, зайдя в аптеку за лекарством, одновременно произвести необходимые житейские платежи через платежный терминал, снять наличные в банкомате.

Однако точки зрения бывают разными. Шесть лет назад Роспотребнадзор собирался инициировать прямой запрет установки в аптеках платежных терминалов, банкоматов и всего остального, что, по мнению этого ведомства, не связано с реализацией и аптечным изготовлением лекарств. Понятно, почему именно Роспотребнадзор заинтересовался тогда этой темой, ведь «Инструкция по санитарному режиму аптечных организаций» с ее пунктом 1.6 — это в первую очередь сфера его контроля и надзора.

Социальное значение субаренды

Не было бы смысла ворошить прошлое, если бы не то обстоятельство, что «Инструкции по санитарному режиму» скоро исполнится 20 лет. В 1990‑е годы, когда разрабатывалась «Инструкция…», банкоматов в нашей стране было еще очень мало, а платежных терминалов вообще не было, не говоря уже о вендинговых автоматах. Соответственно, тот, кто писал ее текст, не имел их в виду.

Зададим себе вопрос: действительно ли банкомат или платежный терминал, установленный в торговом зале аптеки, может являться фактором, нарушающим ее санитарный режим? С трудом можно себе такое представить. Гораздо в большей степени санитарный режим аптечной организации нарушают толпы посетителей в слякотный или снежный день, подвыпившие визитеры и т. п., но это же не означает, что следует запретить им заходить в аптеки или, скажем, обязать пользоваться сменной обувью.

Елена Неволина согласна с мнением, что пункт 1.6 «Инструкции…» — в целом логичный и правильный — тем не менее, банально отстал от времени. Даже несмотря на это, ни в этом пункте, ни в законодательстве в целом она не видит норм, запрещающих устанавливать платежные терминалы и банкоматы в торговых залах аптек, хотя допускает, что контролирующие органы могут трактовать данный пункт «Инструкции…» в противоположном смысле — то есть, что их устанавливать нельзя.

Елена Неволина также обращает внимание на то, что сдача аптечных помещений в субаренду, а также расширение ассортимента товаров, которые можно продавать в аптеке, имеют не только сервисное, но и социальное значение. Дополнительные доходы от субаренды и продажи нелекарственной продукции позволяют аптечным организациям снижать розничные надбавки к ценам на лекарственные препараты — как перечня ЖНВЛП, так и другие. И, наоборот, всякие необоснованные меры контролирующих органов, мешающие этому, де-факто способствуют их повышению.

Братцы!

Поэтому ситуацию на сегодняшний день можно подытожить так. Аптечные организации вправе сдавать часть торгового зала в субаренду только организациям, которые будут реализовывать на этих площадях товары, перечисленные в пункте 7 статьи 55 Закона «Об обращении лекарственных средств». Иными словами, все те товары, которые имеет право приобретать и продавать сама аптечная организация, и не более того.

Другой вопрос — какой смысл аптеке уступать эту часть ассортимента кому‑то еще. Разве только в том случае, если прибыль от субаренды превышает таковую, получаемую от продажи групп товаров нелекарственного ассортимента. Но тогда встает вопрос, будет ли это выгодно субарендатору.

Установка на аптечных площадях вендинговых автоматов по продаже линз, прочих аксессуаров, имеющих отношение к коррекции зрения, других товаров нелекарственного аптечного ассортимента не противоречит пункту 1.6 «Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)». Что касается банкоматов и платежных терминалов, то здесь всё зависит от трактовки конкретного представителя контролирующих органов. Не исключено, что кто‑то из них может при проверке заявить, что они «функционально не связаны с аптекой». Необходимо, чтобы этот вопрос четко и однозначно был бы прояснен в законодательстве.

И в заключение одно житейское соображение. Понятно, что специфика фармацевтической деятельности накладывает определенные ограничения, что вполне логично и правильно. Но эти ограничения должны иметь разумные пределы — как писал Леонид Филатов в одной из своих пародий, «но всему же есть предел, братцы!». В частности, они не должны препятствовать современному уровню сервисных услуг, оказываемых потребителям.

В супер- и гипермаркетах, других предприятиях ритейла продажа пакетов (в которые можно поместить покупки), установка банкоматов и терминалов не вызывает каких‑либо вопросов. А в фармритейле вызывает. Потому что пакеты, например, не упомянуты в пункте 7 статьи 55 Закона «Об обращении…», а банкоматы могут не быть «функционально связаны», о чем говорилось выше.

Возникает вопрос: почему аптеки не должны иметь право банально оказывать сервисные услуги в том же качестве, как и другие предприятия фармритейла? Во всех подобных вопросах исходить следует из того, что аптечный посетитель не должен ограничиваться в сервисных возможностях и правах.