Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Прибрать к рукам
14.10.2016

 

Президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов заявил, что если владельцы супермаркетов всерьез заинтересуются торговлей лекарственными препаратами, то аптечное сообщество, которое уже несколько лет ожесточенно отбивается от инициативы легализации продажи безрецептурных ЛП в магазинах, не успеет заметить, как продовольственный бизнес окажется среди них. В ответ на столь самоуверенное заявление представители аптек потребовали равных условий и объявили о своей готовности торговать алкогольной продукцией. Представителей продуктового ритейла эта угроза явно не испугала, они уверены в сильном лобби и посоветовали аптечным сетям скинуться на создание своего.

Это бизнес, детка

Громкие заявления прозвучали 4 октября в ходе специальной сессии, которая состоялась в рамках VII аптечного саммита. Фармобщество, воспользовавшись присутствием представителей ритейла, решило расставить все точки над i, но на полное непонимание. Конечно, заявление о готовности аптек продавать алкоголь, которое исходило от исполнительного директора Национальной Фармацевтической палаты Елены Неволиной, стоит расценивать не более как «наш ответ Чемберлену».

А начался разговор вполне мирно. Говоря о повышении доступности лекарств, а это основной аргумент инициаторов законопроекта, аптечный бизнес просил не забывать, что существует две категории людей- те, кому лекарства жизненно необходимы, и те, кто назначает их себе сам и пьет время от времени. Конечно, последним будет удобно, закупая продукты бросить в корзину две-три упаковки таблеток. Но в этом случае пациенты, страдающие хроническими заболеваниями и вынужденные постоянно принимать рецептурные препараты, окажутся под ударом. Аптечный бизнес, потеряв большую часть прибыли, которую им приносить торговля безрецептурным сегментом, вряд ли сможет окупить себя лишь продажей Rx-препаратов, предупредил фармбизнес.

Продуктовый ритейл отреагировал на это вяло. «Идея продажи лекарств от ритейла не исходила» - заявил Андрей Карпов. «Но аптека – прекрасный пример сервиса, который обеспечит дополнительный приток потребителей», - добавил управляющий партнер Holmes&Moriarty, экс-директор по развитию бизнесаТС «пятерочка», Дмитрий Бергельсон. И по мере развития диалога дисскусия становилась все жарче. «Если появится возможность продавать ограниченный ассортимент высокомаржинальных позиций , было бы глупо этим не воспользоваться», -разоткровенничался Дмитрий Бергельсон.

Померились лицензиями

Продуктовый ритейл и сейчас может вполне законно открывать аптеки на своей территории, настаивало фармсообщество. Для этого достаточно пройти путь любой из аптечных организаций: выделить помещение, поставить оборудование, соответствующее лицензионным требованиям, нанять персонал с фармобразованием, получить лицензию. Почему он этого не делает, но при этом не отрицает , что сделает, как только инициатива обретет свой законный статус., аптечному бизнесу  понятно. Получение лицензии довольно утомительный и непростой процесс. Но торговые сети в этом не признаются. Они стоят на своем: если бы ритейлу был интересен аптечный бизнес , вопрос с получением лицензии их бы не смутил.

«Ритейлу не важно, нужна лицензия или нет. Если захочет, он ее получит», - константировал Дмитрий Бергельсон и аргументировал это тем, что для организации торговли требуется получить не менее серьезный пакет разрешительной документации.

Купить лобби

«Слова красивые, но 80% - от лукавого. У фармобщества нет лобби в Думе и в правительстве, у вас, ритейла, есть. Когда вы начинаете говорить красивые слова о доступности, что-то я не замечаю ни одного ритейла, который собрал волю в кулак и пошел в населенные пункты с населением меньше 4 тыс.человек, чтобы открыть фельдшерские пункты и увеличить доступность медикаментов. Вы говорите: рынок открытый, равные возможности – это от лукавого. Мы торговать продуктами в аптеках по закону не можем, а они будут торговать нашим ассортиментом, который составляет 75% наших продаж», - включился в дискуссию генеральный директор АС «Флория» Игорь Страмилов. Он также напомнил, что практически в каждом супермаркете есть аптека, владеют которой на правах аренды или субаренды аптечные сети. После легализации продажи ЛП в торговых сетях ритейл их уберет и поставит свои.

Дмитрий Бергельсон решил подкинуть в костер дискуссии полено и обратился в зал: «Вы сожалеете, что у вас нет лобби. Поднимите руку те, кто готов скинуться по миллиону рублей на создание лобби?»

Зал, в котором собрался весь цвет аптечного бизнеса, обескуражено молчал.

«Вот вам и ответ, почему у вас не лобби. Потому что люди не хотят скинуться и все вместе чего-то добиться», - пожурил фармсообществопредставитель Holmes&Moriarty.

Сидящих в сцене Елену Неволину и исполнительного директора РААС Нелли Игнатьеву подобная вольность возмутила. Возглавляемые ими организации очень давно и активно ведут борьбу с легализацие продажи ЛП в торговых сетях. Но, вероятно, силы не равны. Так и не сумев договориться, спикеры покидали сцену в весьма возбужденном состоянии. И последнее предложение Елены Неволиной о том, что аптечный бизнес готов забрать долю ритейла и выставить на своих полках алкоголь , благо лицензия имеется, зал встретил аплодисментами. Это лишний раз доказывает, что аптечное сообщество – народ гордый и принципиальный, без борьбы не сдается.