Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Под одну гребенку
07.10.2016

Забота об улучшении экологии может обернуться санкциями для участников фармрынка. В Госдуму внесен пакет поправок, направленных на совершенствование системы обращения с медицинскими и фармацевтическими отходами. Инициатором законопроекта выступило Законодательное собрание Пермского края. Авторы документа предлагают ужесточить нормы утилизации отходов, а также усилить административную ответственность за нарушение новых требований.

Вытекающие последствия

По мнению экологов, лекарства в загрязнении биосферы уступают лидерство лишь выбросам промышленных предприятий, радиоактивным отходам и пестицидам.

Между тем действующая российская система уничтожения просроченных, использованных и недоброкачественных медикаментов сложна, несовершенна и противоречива.

В стране нет отдельного федерального закона о медицинских отходах, где содержались бы правила по их сбору, временному хранению, транспортировке, захоронению или уничтожению, определялась ответственность за исполнение каждого из этапов, а также меры, применяемые в случае нарушений. Правила обращения с медицинскими отходами регламентируются санитарными правилами и нормами N2.1.7.2790-10 от 17.02.2011 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», заменившими ранее действующие СанПиН 2.1.7.728-99, принятые еще в 1999 г. Медицинские и фармацевтические отходы, согласно Закону «Об основах охраны здоровья граждан», объединены и делятся на категории «А», «Б», «В», «Г» и «Д» — по степени опасности, от меньшей к большей. Безопасными, приближенными по составу к твердым бытовым отходам, признаются отходы класса «А». Класс «Д» самый опасный — это радиоактивные отходы, на уничтожение которых введено лицензирование. Для отходов классов «Б»,  «В» и «Г» вроде бы и установлены свои правила — контроль за их обращением осуществляет Роспотребнадзор. Однако на практике отходы зачастую не обезвреживаются и выбрасываются на общие свалки. По словам члена Совета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при Совете Федерации и общественного совета Минприроды России Владислава Жукова, «90% медотходов в общем потоке попадают на полигоны с бытовыми отходами или вообще на несанкционированные свалки, и на федеральном уровне это никак не регулируется». Не секрет, что и на бытовом уровне просроченные лекарства и сломанные ртутные градусники чаще всего отправляются в обычные помойки — со всеми вытекающими последствиями.

Аптеки в огне

Пермские законодатели — авторы инициативы предлагают ввести лицензирование отходов первых четырех классов.

Законопроектом предусмотрено, что за несоблюдение новых требований должна устанавливаться административная ответственность. Предполагается, что нарушителям будут грозить такие же санкции, как в настоящее время — за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Для граждан размер штрафа может составлять от 1 до 2 тыс. руб., для должностных лиц — от 10 до 30 тыс., для индивидуальных предпринимателей — 30—50 тыс., для организаций — 100—250 тыс. руб.

Первыми жертвами ужесточения ответственности станут аптеки, подчеркнула в беседе с корреспондентом «ФВ» исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина. У аптечных учреждений есть обязанность самостоятельно заниматься вопросами уничтожения контрафактной, некачественной и просроченной продукции в течение месяца, рассказала она. Если они не договорятся об этом с дистрибьютором, то должны сделать это сами. А для того, чтобы это сделать, нужно, по меньшей мере, заключить договор с фирмой, которая имеет лицензию на уничтожение лекарственных препаратов. Уже на этой стадии возникает проблема, поскольку подобные компании заключают договоры, предусматривающие вывоз отходов объемом не менее нескольких тонн, а у аптек таких объемов не бывает.

Попытки внести ясность в законодательство и выяснить, каким образом можно вывозить отходы от фармацевтической деятельности, с кем аптеки могут заключать договоры на вывоз и могут ли они на собственном транспорте вывозить эти отходы, пока не увенчались успехом.

В большинстве стран, ратифицировавших Базельскую конвенцию 1992 г., используются технологии, ведущие к уничтожению около 90% медицинских и фармацевтических отходов и дезинфекции с последующей утилизацией оставшихся 10%. России до этих цифр пока, увы, далеко. Трудно сказать, можно ли достичь прогресса, увеличивая штрафы. Но в том, что необходимо создавать цивилизованную систему переработки медицинских и фармацевтических отходов, сомнений быть не может.

Сергей Рякин

газета "Фармацевтический вестник" № 31 (860) 4 ОКТЯБРЯ 2016 г.