Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Игра на понижение
20.09.2016

В ДФО отмечен рост аптек, использующих стратегию сверхнизких цен. Фармацевтический рынок Дальнего Востока демонстрирует слабоположительные темпы роста по натуральным показателям. В стоимостных показателях он составляет не более 10%. Аптечный рынок региона отличается повсеместным снижением торговой надбавки. Как объясняют специалисты, этот факт обусловлен увеличением в ДФО количества аптек-дискаунтеров, которые при выходе на рынок используют модель «сверхнизких цен».

 

Показатели изнутри

Во Владивостоке в рамках форума «Индустрия здравоохранения», который состоялся 12 сентября на площадке Тихоокеанского государственного медицинского университета, прошла специальная сессия, посвященная анализу тенденций развития аптечного бизнеса. Как отметил бизнес-аналитик, докт. фарм. наук Дальневосточного государственного медицинского университета Алексей Степанов, фармрынок Дальнего Востока имеет свои специфические особенности.

В регионе не только активно развиваются филиалы ведущих российских дистрибьюторов ЛП, исторически присутствующих на рынке, но и появляются новые игроки. Однако ассортимент препаратов снижается. Наиболее активно, по словам эксперта, на рынке Дальнего Востока ведут себя компании «Катрен» и «Протек». Но и их прайслисты на ЛП в 2015—2016 гг. сокращаются. Зато на рынке увеличивается доля БАД. Еще одна тенденция дальневосточного рынка — уменьшение ассортимента препаратов в ценовом сегменте до 50 руб. и значительное увеличение числа препаратов стоимостью свыше 500 руб. «По предварительной оценке, доля фармрынка Дальнего Востока в общем объеме всего рынка России в 2015 г. составила 4,2%», — отметил Алексей Степанов. При этом он подчеркнул, что, несмотря на активное влияние кризиса, в 2016 г. рост рынка восстановился.

Еще одна характерная особенность аптечного рынка Дальнего Востока — процент торговой надбавки на ЛП, которые не регулируются государством, снижается. По мнению экспертов, это напрямую связано со значительным увеличением общего числа аптек-дискаутеров. «Последние два года возрастает число аптек, которые с целью захвата рынка используют модели «сверхнизких цен», — пояснил Алексей Степанов.

Короткий век дисконта

Однако, как уверен управляющий партнер АСНА Александр Кондратьев, никакими дисконтами покупателя надолго удержать невозможно. На смену подобной тактики уже приходят новые механизмы, способствующие уверенному развитию аптечных сетей. В настоящий момент, отметил он, идет процесс интеграции вокруг аптечных сетей: их покупка, консолидация, в свою очередь, АСНА реализует модель объединения.

«Уверен, будущее аптек будет меняться. Классический формат останется, но он будет дополняться стандартизацией основных бизнес-процессов, прямой коммуникацией производителя с покупателем, интернетом, работой через диджитал-средства», — сказал Александр Кондратьев. Новый тренд — человек со смартфоном, и это должен учесть аптечный бизнес.

Объединение и интеграция аптек должны происходить не только в рамках создания прозрачной внутренней оптимизации бизнес-процессов, но и с целью оказания влияния на регуляторные вопросы, уверена исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина. Основной вопрос, который волнует аптечное звено фармрынка Дальнего Востока, это судьба государственных и муниципальных аптек. Елена Неволина пояснила, что эти аптеки с 1 января 2017 г. должны осуществлять закупки в соответствии с ФЗ № 44 о контрактной системе. «На наш взгляд, это сразу поставит в неравные конкурентные условия ГУПы и МУПы с частными аптеками. Речь идет о закупках для государственных и муниципальных нужд, но что это за нужды, законодательством на сегодняшний день не установлено. Мы ждем ответа от Института правоведения РФ, дальше будем инициировать обращения в соответствующие органы, которые помогут эту проблему решить», — заявила Елена Неволина.

Что может помешать Национальной палате изменить ситуацию — это крайне малое число в организации представителей государственных и муниципальных аптек. Поэтому Елена Неволина попросила аптечный бизнес Дальнего Востока принять активное участие в совместном решении вопроса. «Мы можем отстаивать интересы, когда представляем мнение большинства», — пояснила она. Такая схема консолидации, которая, с одной стороны, позволяет оптимизировать внутренние бизнес-процессы, с другой — влиять на регуляторную среду, не чужда аптечному бизнесу ДФО. В частном разговоре с «ФВ» представитель хабаровской аптечной сети признался, что они активно рассматривают предложения ведущих российских аптечных ассоциаций.

Оксана Баранова

Газета «Фармацевтический вестник» № 29 (858) 20 СЕНТЯБРЯ 2016 г.