Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Место для дискуссий
12.05.2016

«Формировать отрасль, изменять себя и служить людям» — так формулирует свою миссию Союз «НФП» — Национальная фармацевтическая палата, первый съезд которой состоялся в Москве 22 апреля. Повестка была насыщенной: за день делегаты и участники успели обсудить вопросы государственной политики в сфере лекарственного обеспечения населения, проблемы и ключевые тренды развития фармацевтической отрасли, инициативы в области совершенствования системы подготовки специалистов и стандартизации фармацевтической деятельности. По итогам съезда была принята резолюция, где палата сформулировала широкий спектр предложений, от реализации которых, по мнению делегатов и участников съезда, во многом зависит будущее фармы. Заседание провел председатель Союза «НФП» Александр Апазов.



 Наш номер седьмой
Съезд начался с выступления директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елены Максимкиной. Зачитав приветственное обращение министра здравоохранения Вероники Скворцовой, она перешла к собственному докладу, посвя¬щенному основным тенденциям и трендам развития фармацевтической отрасли.

Елена Максимкина настроила аудиторию на оптимизм и, как минимум, на полчаса отвлекла от тревожных мыслей о сложной экономической ситуации в стране, затронувшей в том числе и фар¬мацевтический бизнес. «Странно читать в прессе, что якобы наш рынок не привлекателен», — заявила она и привела цифры по итогам 2015 г., которые хоть и давно известны читателям «ФВ», все же достойны того, чтобы их напомнить. Общий объем рынка ЛС составил 1,13 трлн руб. (+10,37% к 2014 г.) и 5,56 млрд упаковок (-4,54% к 2014 г.). Доля импортных лекарств сокращается: в минувшем году она составила в денежном выражении 73% (в 2014 г. — 76%), в натуральном выражении — 42% (в 2014 г. — 43%). Наконец, объем розничного коммерческого рынка по итогам 2015 г. составил 813,96 млрд руб. (+10,59% к 2014 г.) и 4,7 млрд упаковок (-4,94% к 2014 г.). С 2014 г. наблю¬дается рост регистрируемых лекарственных препаратов — зарегистрировано более 70 тыс. торговых наименований. Российский фармацевтический рынок остается емким и привлекательным, и по этим параметрам занимает 7-е место в мире, заключила представитель Минздрава.
По словам Елены Максимкиной, один из главных приоритетов Минздрава — физическая и экономическая доступность лекарств для населения. В этом отношении тоже достигнуты успехи. Согласно приведенным данным, в России одна аптечная организация обслуживает 800 жителей. Для сравнения: в Германии на одну аптеку приходится 3,9 тыс. жителей; в Великобритании — 3,8 тыс.; в США — 4,5 тыс. Что же касается роста цен, г-жа Максимкина признала, что это «сложная проблематика», но все же динамика их повышения на препараты из списка ЖНВЛП значительно меньше, чем на препараты коммерческого сегмента.

Всем диклофенакам диклофенак
Весьма ярким и эмоциональным получилось выступление начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева. По его мне¬нию, система регистрации лекарственных препаратов должна быть переосмыслена, а сложившуюся в этой сфере ситуацию эксперт охарактеризовал как «хаос и бардак».
Он привел примеры, когда одинаковые препараты — воспроизведенные и референтные — имеют разные показания. «В настоящее время мы договорились с Минздравом о том, что нужно выработать меры, которые исключат подобные ситуации», — отметил г-н Нижегородцев.

Представитель ФАС также с сожалением констатировал, что наука и научность исчезли из процесса обращения лекарственных средств, уступив место маркетинговым интересам. В результате потребители «тратят безумные средства на лекарства».
«Люди со специальным образованием и знаниями, защитившие докторские диссертации, увлеченно запугивают потребителя, врачей, органы управления здравоохранением, рассказывая, что их диклофенак самый диклофенакестый среди двухсот диклофенаков, — рассказал он. — И раз они пытаются таким образом влиять, их деятельность должна быть соответствующим образом оценена и квалифицирована как недобросовестная, вплоть до лишения научных степеней и запрета на профессиональную деятельность».
Много неясностей, по словам Тимофея Нижегородцева, остается с точки зрения контрольных мероприятий органов, проверяющих ценообразование. «У нас то прокуратура идет проверять, то органы лицензирования, то орган Росздравнадзора вместе с органом лицензирования, то ФАС, то они все вчетвером ходят проверять одно и то же, — сокрушался представитель ФАС. — Это только вносит путаницу и создает дополнительные издержки для аптечных учреждений. Мы вместе с Минздравом работаем над тем, чтобы сделать систему регистрации цен простой, понятной и объективной, как во всем мире. И если аптечная цена не превышает уровень, установленный для конкретного региона, даже нечего лезть дальше, мучать этих людей, которые и так работают в тяже¬лых условиях».
Как сообщил эксперт, результаты проведенного мониторинга показывают, что конкуренция на аптечном рынке имеет тенденцию к снижению, сокращается количество независимых участников, сами аптечные учреждения покупаются сильными игрока¬ми, в результате цены начинают расти. При этом на бытовом уровне нет понимания, что, например, аптеки «36,6», A.v.e, «Витрум», «Горздрав», Luxury, «03», «Стар и млад», «Старый лекарь» — фактически составные бренды одного аптеч¬ного учреждения и управляются из одного центра.
Вопросов к выступающему было много. Представительница небольшой аптечной сети даже поинтересовалась, «в чем смысл антимонопольной службы при таком количестве монополий». «Смысл не в том, чтобы уничтожать монополию, — пояснил Тимофей Нижегородцев. — Монопольное положение на рынках может возникать и в связи с добросовестной деятель¬ностью. Запретить монополию — значит, запретить инновацию и эффективную деятельность в экономической сфере. А наша задача — чтобы монополии не злоупотребляли своим положением и возможностями».
Аудитория явно не хотела так быстро отпускать Тимофея Нижегородцева, но модератор Александр Апазов призвал соблюдать регламент, отметив, что иначе о взаимоотношениях с ФАС «мы можем говорить несколько дней». «Можем!» — согласился зал, но все же аплодисментами проводил докладчика с трибуны.

Доверяй, но проверяй
С большим интересом ожидался доклад начальника Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирины Крупновой. Согласно представленным ею данным, в ходе мер административного реагирования, принятых по результатам контрольных мероприятий, в минувшем году было аннулировано 17 лицензий, еще 14 приостановлено, вынесено 764 решения о наложении административных штрафов.

По словам г-жи Крупновой, даже плановые проверки обозначили тревожную тенденцию: каждая вторая аптечная организация нарушает действующее законода¬тельство. «Вы знаете, что к вам придут, вы готовитесь, и вы не готовы», — констатировала она. Возрастает и количество аптек, которые не успевают вовремя устранить нарушения.
В планах Росздравнадзора — создание открытых чек-листов, чтобы аптеки более четко понимали параметры проверок. Кроме того, обсуждается возможность введения ранжира аптек по степени риска — от того, к какой категории будет при¬надлежать аптека, будет зависеть число контрольно-проверочных мероприятий.
Отдельно Ирина Крупнова остановилась на проблеме борьбы с контрафактом. За 2015 г. было изъято почти 2,5 млн недоброкачественных и фальсифицированных препаратов, сообщила она. Впрочем, было бы не вполне корректно утверждать, что эта цифра связана только с улучшением эффективности проверок, добавила представитель Росздравнадзора. Скорее можно проследить зависимость с периодами активизации самих дельцов, производящих и распространяющих подобную продукцию. И все же масштабы проблемы не стоит пре¬увеличивать. Так, г-жа Крупнова призвала не доверять информации, что якобы до 80% продукции в аптеках — фальсификат.
За последнее время было открыто два крупных уголовных дела, связанных с фальсификатом в фармотрасли, и это важно, потому что те, кто этим занимается, должны понимать неизбежность наказания, заключила докладчик.
* * *
Формат газетной публикации вынуждает оставить за скобками еще много интересных докладов и инициатив, прозвучавших на съезде. Принятая по его итогам резолюция, как отметил исполнительный директор «СоюзФармы» и соучредитель Союза «НФП» Дмитрий Целоусов, стала результатом работы аптечного сообщества за последние два года. Рекомендуем нашим читателям ознакомиться с ее текстом, опубликованном на сайте pharmvestnik.ru. Дискуссия о будущем фармацевтической отрасли остается открытой.


Сергей Рякин, фото И.Чунусова, газета «Фармацевтический вестник» № 16 (845) 4 МАЯ 2016 г.