Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

В гастроном за лекарством
05.04.2016

Фармритейл выступил против продаж лекарств в супермаркетах

Практически впервые в истории современной России профессиональное аптечное сообщество выступило единым фронтом. За последнюю неделю уведомление о разработке законопроекта, который должен разрешить реализацию лекарств из ограничительного перечня в продовольственных сетевых магазинах, набрало 2,5 тыс. голосов «против». Для сравнения: «за» проголосовало только 10 человек. Кроме того, аптечные работники поспешили высказать свое несогласие с инициативой Правительству РФ, Администрации Президента РФ и Совету Федерации.

Кто лоббирует

Инициатива продажи ЛП в супермаркетах стартовала из недр Минпромторгом в 2008 г., но реальный и основной лоббист идеи — первый вице-премьер Игорь Шувалов. За последние полтора года он дважды давал Минздраву поручения разработать соответствующие документы. Летом 2014 г. он обязал ведомство подготовить проект перечня ЛП, которые могут появиться на полках неспециализированных торговых сетей, а 11 февраля 2016 г. он спустил Минздраву требование о подготовке закона, разрешающего реализацию ЛП в магазинах.

Ощутив близость надвигающейся катастрофы, фармритейл решил действовать. Для начала представители профессии «заминусовали» уведомление о разработке законопроекта на государственном сайте раскрытия информации, а после решили подготовить несколько писем. По информации «ФВ», одно из них, адресованное сенатору Валентине Матвиенко, подписали все крупные аптечные ассоциации российского рынка. На момент сдачи номера в печать оно было еще не отправлено, и профсообщество, проявив редкое единодушие, наотрез отказалось предоставлять его прессе.

В распоряжении «ФВ» оказалось другое письмо — от Национальной фармацевтической палаты помощнику Президента РФ Андрею Белоусову. В нем упоминается и вымывание ЛП до 50 руб., и антикризисный план правительства, в котором предлагается «законодательно предусмотреть участие организаций торговли, не являющихся специализированными субъектами, в сфере розничного оборота лекарственных средств без получения специального разрешения — лицензии».

Кто выиграет

В этом месте представители НФП задаются вопросом: «Кто выиграет от этой ситуации, кроме предприятий торговли?» Следуя логическим выкладками авторов письма, получается, что никто. Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты и Аптечной гильдии Елена Неволина замечает: «В России есть система лекарственного обеспечения населения. В ней не предусмотрена финансовая помощь аптекам. Они должны обеспечивать себя сами. В некоторых областях, где муниципальные и государственные сети не выдерживают конкуренции и закрываются, функции продажи наркотических средств и распространения ЛП по программе ОНЛС возлагаются на частников. И аптеки выполняют эти убыточные функции за счет спроса на безрецептурные препараты и маркетинговых бюджетов, если сеть достаточно крупная. Если относительно высокомаржинальный безрецептурный сегмент у аптек забрать, они просто не смогут нести социальную нагрузку. И мы потеряем физическую доступность, экономическую и ассортиментную, так как в первую очередь оставшиеся в живых аптеки выкинут со своих полок все недостаточно выгодные для них препараты».

Елена Неволина также указывает, что апеллировать к опыту других стран, как это делают некоторые представители правительства, надо целиком, а не к тем частям, которые им особенно понравились. Так, опыт США предусматривает государственные выплаты за отпуск ЛП застрахованным лицам, строгий отпуск по рецепту и разрешение для аптек продавать продукты.

«Да! Именно так! Это аптеки в США продают продукты, а не продуктовые магазины — лекарства!» — резюмирует Елена Неволина.

Снимут сливки

Возможность реализации лекарственных препаратов в продовольственных сетях есть и сейчас, замечает генеральный директор «Нео-Фарм» Евгений Нифантьев, для этого нет необходимости менять законодательство, а нужно только выделить помещение, оборудовать, привести его в соответствие с лицензионными требованиями, нанять квалифицированный персонал с фармобразованием, получить заключение Роспотребнадзора и лицензию. «После этого, пожалуйста, реализуйте лекарственные препараты в продуктовом магазине. Но ведь наш торговый ритейл хочет просто поставить еще один ряд стеллажей и выложить в открытый доступ лекарства без какого-либо специального разрешения и соблюдения требований по хранению лекарственных препаратов. То есть никаких требований, никакого минимального ассортимента, никаких проверок по соблюдению ценообразования на ЖНВЛП, никаких фармацевтов и провизоров, которые сейчас нарасхват и хотят высокие заработные платы», — указывает г-н Нифантьев.

Он также отмечает «отличную» позицию продуктового ритейла — забрать все топовые позиции, цены на которые не регулируются, а аптекам оставить только низкомаржинальные рецептурные препараты, предметно-количественный учет и соблюдение минимального ассортимента.

«В случае принятия этого чудовищного законопроекта резко упадет объем реализации безрецептурных препаратов, а это то единственное, на что в аптеках сейчас есть хоть какая-то наценка, и за реализацию этой группы препаратов получается практически весь доход от маркетинговых мероприятий. Аптеки из минимальной доходности перейдут в разряд убыточных предприятий.

Что произойдет дальше? Неплатежи дистрибьюторам из редких случаев перейдут в ежедневные «сводки с полей», кто уже сбежал и не заплатил, и в увлекательную игру «угадай, кто сбежит завтра». Таким образом, мы очень быстро разрушим целую отрасль», — предсказывает Евгений Нифантьев.

Копают под БАД

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева рассказала о других текущих проблемах аптек, которые обострились в последнее время. У фармритейла неожиданно возникли проблемы с реализацией БАД, после того как весной 2015 г. НП «ОП БАД», ААУ «Союз профессиональных фармацевтических организаций» и НП «Аптечная гильдия» провели проверку популярных БАД, способствующих повышению потенции. Тогда в нескольких известных аптечных сетях Москвы в присутствии нотариуса были опечатаны 29 образцов и направлены на экспертизу в три исследовательских центра. В 25 из них были выявлены незадекларированные компоненты рецептурных ЛС, в частности тадалафил и силденафил. Эта история спровоцировала Роспотребнадзор обратить более пристальное внимание на рынок БАД. По традиции самую большую долю внимания в очередной раз получили аптеки. «БАД относятся к пищевой продукции. Согласно СанПиНам, норма отпуска пищевой продукции предполагает два входа, один из которых должен выполнять погрузочно-разгрузочную функцию. Это абсолютно логичное требование для продуктов, но в аптеке оно далеко не всегда может быть применимо, и некоторым аптечным организациям, возможно, и придется отказаться от реализации БАД», — резюмирует г-жа Игнатьева.

Полина Звездина, фото Игоря Чунусова

Газета «Фармацевтический вестник» № 11 (840) 29 МАРТА 2016