Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Не наш формат
04.02.2016

Огромное помещение, широкий ассортимент, приветливый персонал, воздушные шары в честь долгожданного открытия. Это настоящий супермаркет, только аптечный. Наверняка такое ноу-хау не пройдет мимо потребителя и будет иметь успех. Так думал автор этих строк, когда несколько лет назад зашел в один из таких супермаркетов. Через месяц представился повод зайти туда снова, но картина открылась совершенно иная. У входа в тусклое помещение с пустыми полками стояла одна из сотрудниц. «Не работаете?» — спросил я. — «Закрываемся». — «Почему?» — «Вот из-за вас и закрываемся, — вздохнула сотрудница. — Ну, не лично вас, конечно». Вскоре на этом месте открылась привычная аптека.

Воруют

О воровстве в супермаркетах написано немало. Есть даже специальный термин — шоплифтинг, которым обозначают это явление. А сами магазины открытой розничной торговли включают в стоимость товаров специальную наценку. Таким образом, украденное фактически оплачивают из своего кармана добропорядочные посетители этих магазинов. Однако для аптечных супермаркетов воровство — далеко не единственная проблема.

«На сегодняшний день аптечные супермаркеты — не самое перспективное направление», — считает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Действительно, в условиях кризиса, когда товар необходим, а купить его не на что, число краж увеличивается, подтвердила она. Но в аптечном торговом зале красть лекарства могут и сами недобросовестные сотрудники. Кроме того, если товар расставлен неправильно и неверно организован людской поток, возможны значительные потери от боя стеклянных флаконов.

Еще один фактор, на который обратила внимание г-жа Неволина в беседе с корреспондентом «ФВ», заключается в том, что изделия простейшего медицинского назначения, такие как бинты, марля, вата, можно купить и в обычных супермаркетах. При этом они выигрывают у аптек за счет большего охвата и количества точек. Поэтому аптекам гораздо важнее в условиях кризиса «сосредоточиться на полноценной лекарственной помощи населению», заключила Елена Неволина.

Спросите у Парето

«С точки зрения увеличения продаж формат супермаркета для аптек в большей степени имиджевый, нежели практический», — заявил нашему изданию генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Эксперт связывает это с высокими ставками за аренду помещений для супермаркетов.

«Конечно, за счет увеличения площади увеличится и ассортимент, — отметил он. — Но правило Парето никто не отменял. В полной мере оно относится и к аптечному бизнесу: на небольшое количество лекарств приходится львиная доля продаж аптечных учреждений. И даже с увеличением объемов пропорционального увеличения продаж не последует».

В странах, где арендные ставки относительно невелики, например в США или в Англии, аптечные супермаркеты довольно развиты, добавил г-н Шуляк. «Но вы не найдете аптечных супермаркетов в Токио или Гонконге — там стоимость аренды колоссальная и все держится в компактных помещениях», — резюмировал он.

 

Игра в долгую

Иное мнение корреспонденту «ФВ» высказал член Совета директоров аптечной сети «36,6» Темур Шакая. По его словам, за аптечными супермаркетами будущее.

«Я считаю это направление перспективным, поскольку мы развиваемся вслед за США и ведущими странами Европы, а там фармацевтические гипермаркеты уже давно и успешно работают, — рассказал он. — С другой стороны, оно весьма тяжелое, поскольку требует огромных инвестиций и очень длительной раскрутки. Эта игра в долгую. Подобные проекты доступны крупным компаниям, которые мыслят на далекую перспективу».

«Если сегодня этим не будем заниматься мы, значит, это сделает кто-то другой, — уверен г-н Шакая. — Раньше или позже на наш рынок придут западные компании с уже готовыми проектами. Поэтому о защите своего бизнеса нужно думать уже сейчас».

Итак, принцип «мне нужно все и сразу», столь любимый многими отечественными предпринимателями, в случае с аптечными супермаркетами не сработает. Значит, есть два выхода: менять менталитет или ждать тех, кто умеет видеть дальше собственного носа. Если, конечно, они вообще придут.

Сергей Рякин

ИСТОЧНИК «Фармацевтический вестник» № 3 (832) 2 ФЕВРАЛЯ 2016