Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Лекарственные осложнения
15.01.2016

В 2015 году отрасль росла исключительно благодаря инфляции

Больше всего кризис коснулся коммерческого сегмента, т. е. продаж в аптеках (без учета парафармацевтики)

За 2015 г. российский фармацевтический рынок вырос почти на 12% – до 1,28 трлн руб., по предварительным данным DSM Group. Это ниже прогноза: летом аналитики ждали роста до 1,3 трлн руб. В упаковках продажи лекарств сократились – на 2–3% за год, по данным DSM (см. график).

Рынок рос в основном благодаря инфляции, отмечает директор отдела стратегических исследований DSM Юлия Нечаева. За год инфляция на фармрынке составила 10%, говорит она. По данным Росстата, в среднем за январь – декабрь 2015 г. медикаменты подорожали на 22,8% год к году; к декабрю инфляция замедлилась до 19,6%.

Больше всего кризис коснулся коммерческого сегмента, т. е. продаж в аптеках (без учета парафармацевтики) – на них приходится около 60% рынка, указывает Нечаева. Такие продажи за год выросли примерно на 13% до 762 млрд руб. Рост резко замедлился к концу года, в октябре – декабре продажи лекарств в аптеках даже сократились год к году, добавляет Нечаева. Продажи парафармацевтики (косметика и другие нелекарственные товары. – «Ведомости») падали весь год. В результате – минус 10% в рублях за 2015 г., добавила Нечаева.

К осени покупательная способность россиян продолжала снижаться, говорит директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина и подтверждает гендиректор аптек «Ладушка» Александр Шалунов. За 2015 г. покупательский спрос существенно снизился: клиенты продолжают выбирать более дешевые препараты и более дешевые аптеки, соглашается генеральный директор «Ригла» (входит в «Протек») Александр Филиппов (передал через представителя).

По словам Неволиной, популярными были только дешевые препараты – дженерики индийского или российского производства. Цены в аптеках не росли с лета и к концу года стабилизировались, говорит Неволина. На жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛП, их цены регулируются государством. – «Ведомости») аптеки чаще всего поднимали цену до максимально разрешенной, здесь инфляция составила около 7%, добавила Неволина.

Причина роста цен – девальвация, она сказалась на рентабельности всех, особенно иностранных, фармкомпаний, говорит топ-менеджер одной из них. Локализация производства отчасти решает проблему, но импортная составляющая все еще высокая, сетует он.

Некоторые лекарства, в частности из перечня ЖНВЛП, компании производят в убыток, стараясь заработать на других, подтверждает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Производственные расходы Merck – в евро, а максимальная цена на большую часть продукции в России фиксирована в рублях, рентабельность существенно снизилась, говорит представитель Merck. «Такеда Россия» также заметила снижение рентабельности поставок лекарств из списка ЖНВЛП, учитывая инфляцию, говорит гендиректор фармкомпании Андрей Потапов (передал через представителя).

Стабильно растут госзакупки лекарств – за 2015 г. на 10–15% до 324 млрд руб., по оценкам DSM. Но в упаковках они также сократились – примерно на 3–5%. Рост в денежном выражении был больше, чем прогнозировалось в начале года (+5–6%). Это связано с тем, что по программе госзакупок не было обычного снижения продаж и было небольшое превышение бюджета, поясняет Нечаева. В 2016 г. госзакупки лекарств составят около 334 млрд руб., прогнозирует она. По ее словам, существенного сокращения госпрограмм не ожидается, рынок госзакупок лекарств останется примерно на уровне 2015 г. С ней соглашается и топ-менеджер фармпроизводителя, поставляющего лекарства для госнужд.

В 2016 г. рынок продолжит инфляционный рост, сходятся аналитики, опрошенные «Ведомостями» По оценке DSM Group, весь российский фармрынок в 2016 г. может вырасти на 8% до 1,4 млрд руб. В упаковках продажи упадут на 2–3%, считает Нечаева. Николай Демидов из IMS Health прогнозирует рост на 5–7% за год в рублях; физическое потребление упадет еще больше из-за низкой покупательной способности, замечает он. Рынок вырастет на 9% в рублях, но упадет на 4% в штуках, полагают эксперты RNC Pharma.

Из-за падения доходов потребители будут искать самые дешевые лекарства, поэтому будут страдать и производители бренд-дженериков, некоторые производители могут вообще отказаться от выпуска нерентабельных лекарств, опасается Глушков.

В 2015 г. турбулентная экономическая и политическая ситуация негативно отразилась на фармрынке, говорит гендиректор Pfizer в России Данил Блинов. Очевидно, что и 2016 год будет не менее сложным, рассуждает он. Фармрынок меньше пострадал от негативных изменений в экономике, чем другие отрасли, спрос на продукцию Bayer стабильно высок, утверждает гендиректор компании Нильс Хессманн. По его словам, Bayer за 3–5 лет хочет довести долю лекарств, выпускаемых в России, до 30% локальных продаж.

IMS Health и RNC Pharma еще не подводили итогов 2015 г., сказали представители этих аналитических компаний.

Анастасия Демидова

газета "Ведомости" № 3994 от 15.01.2016