Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Профессию фармацевта надо спасать
08.12.2015

В 2016 г. будет запущена модель непрерывного образования специалистов в области фармации. С 1 января будущего года стартует первичная аккредитация выпускников очного отделения медицинских вузов, изъявивших желание заниматься фармдеятельностью. Через два года подобная процедура ждет специалистов со средним фармобразованием. К 2021 г. — началу вторичной аккредитации — все они должны прийти с неким кредитом баллов, который станет новым пропуском в профессию. Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты (НФП) Елена НЕВОЛИНА рассказала «ФВ», каким образом будет проводиться аккредитация, и поделилась своими рассуждениями о современном образовании и особенностях работы фармацевта.

— Чем вызвана необходимость аккредитации?

— Сегодня вуз учит студента 5 лет, потом ординатура — снова в вузе, затем вуз сам оценивает знания слушателя и дает сертификат специалиста. Выпускник приходит в компанию, ему предлагают забыть все, что дали в институте, и через корпоративный департамент образования учиться продавать лекарственные препараты. В течение долгого времени образовательный процесс не менялся. Часто встречаются ситуации, когда выпускник знает много, но не знает того, что нужно. Благодаря аккредитации профессиональное сообщество оценивает работу вуза, поскольку оно является потребителем той услуги, которую оказал вуз, подготовив специалиста.

— Кого и в какие сроки коснется аккредитация?

— Летом 2016 г. начнется аккредитация выпускников с высшим фармобразованием — очников. После этой процедуры выпускник вуза может сразу приступить к работе. Аккредитацию обязаны проходить лишь те, кто хочет заняться фармдеятельностью. Понятие «фармацевтическая деятельность» раскрыто в 61-ФЗ, оно подразумевает аптеки, в том числе ветеринарные, и оптовые организации. Производство лекарственных средств — отдельный процесс.

У выпускника вуза есть возможность сразу поступить в ординатуру (она будет годичная) и получить специальность «Управление и экономика фармации» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Мы профессиональным стандартом решили предусмотреть, что студента, окончившего ординатуру, там «поднатаскают» по таким предметам, как экономика, управление, он сразу сможет идти на руководящую должность. Сегодня студент тоже может сразу пойти в интернатуру по управлению и экономике фармации, но по существующим нормативным документам на должность руководителя его можно взять только через 5 лет. Если в аптеке нет должности заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения, то это невозможно. Было несколько случаев, когда вопрос решали через суд.

Специалистов со средним образованием первичная специализированная аккредитация ждет с 2018 г. С 2021 г. пройдет вторичная аккредитация.


О самом важном — как все будет

— Какие вопросы чаще всего задают представители отрасли накануне аккредитации?

— В первую очередь, всех волнует, что будет с теми, у кого заканчивается сертификат. С 2016 г. аккредитация коснется только выпускников вузов. Те, у кого истек срок сертификата, будут до 2021 г. проходить ресертификацию. Затем их ждет вторичная аккредитация. К моменту вторичной аккредитации специалист должен будет в течение 5 лет набрать некий кредит, скорее всего, это будет 250 баллов — по 50 каждый год. С середины 2016 г. стартует программа непрерывного фармацевтического образования, это будет в том числе и модульное образование.

Безусловно, будет активно использоваться дистанционное обучение. У нас часто говорят, что конференции платные, однако я отвечу, что очень часто мы делаем все-таки бесплатные конференции, где представители научно-педагогического сообщества подробно рассказывают об изменениях в нормативно-правовом регулировании. Активный специалист может сам выступить на конференции как докладчик и получить дополнительные баллы в свое портфолио, более глубоко изучить какую-то тему и поделиться с коллегами.

— Как будет выглядеть процедура?

— Сдав экзамены, выпускник вуза должен написать заявление о своем желании пройти аккредитацию. Проводить ее будет комиссия из трех сопредседателей, представляющих профессиональное сообщество, образовательную организацию и работодателя. Возможно, это будут органы управления здравоохранением территории, какая-то организация типа «Опоры России» или «Деловой России», региональная организация, созданная по предпринимательскому принципу, либо крупный предприниматель, крупная аптечная сеть.

Аккредитуемому предстоит решить тестовые и ситуационные задачи, продемонстрировав практические навыки, в том числе и по оказанию первой медпомощи, в рамках того, чему его научили и что он имеет право делать, не являясь медработником. Предусмотрено, что в каждом вузе будет создана учебная аптека.

Навыки общения, способность предотвратить конфликтные ситуации можно оценивать, только моделируя некую ситуацию. Мы будет стоять на том, чтобы при аттестации выпускник имел право пользоваться любой справочной литературой.

— На основании каких документов будет проводиться аккредитация?

— Сегодня уже практически на выходе базовый стандарт по специальности «Провизор», который дает право выпускнику после первичной аккредитации работать в должности провизора либо провизора-технолога. Стандарт для провизора-организатора будет актуален только в 2017—2018 гг., потому что тот, кто сейчас поступает в ординатуру, закончит ее только через год. Пока название документа — «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». Третий стандарт — «Провизор-аналитик».

Все они прошли согласование в Министерстве труда, общественные обсуждения, впереди — несколько этапов, в том числе утверждение в Совете по профессиональным квалификациям — он был создан именно по специальности «Фармация». Теперь мы можем громко заявить, что есть такая специальность в России, она сохранена. Возглавляет совет Александр Дмитриевич Апазов.

Мы надеемся, что базовый стандарт провизора увидит свет до конца года. Мы не говорим, что он идеален, но должен быть документ, который бы соответствовал потребностям рынка труда. Мы имеем всего 2225 лицензий на производственные аптеки (менее 2%) при 155 тыс. аптек готовых форм. Занимаются ли эти аптеки изготовлением ЛП, неизвестно, но лицензию они имеют. В большинстве больничных аптек развито изготовление препаратов.

Специалисты все равно нужны. Есть мнение, что специалисту, изготавливающему лекарства, необходима интернатура. Практики категорически не согласны.

В советские времена в рецептурном отделе лекарства готовили люди со средним фармобразованием, напоминают практики. Неужели за 5 лет не научат готовить лекарства, которые сегодня востребованы, при том, что количество лекарственных форм значительно сократилось?

— Что станет итогом прохождения аккредитации для специалистов? Кто будет выдавать документы?

— Итогом будет свидетельство об аккредитации, которое выдается один раз и дальше будет продлеваться. Выдавать документ будет комиссия, которая провела аккредитацию.

Если выпускник считает, что его, мягко говоря, завалили, он может подать апелляцию в апелляционную комиссию. Если человек понимает, что еще слаб в обращении с нормативно-правовыми документами, через три месяца он может повторно пройти первичную аккредитацию.

— Видите ли вы моменты аккредитации, не совсем понятные в реализации на практике?

— Оценочные средства аккредитации поручили разрабатывать учебно-методическому объединению по расширенной специальности «Фармация». На сегодня профессиональное сообщество не видело эти наработки и не может оценить, насколько они соответствуют профессиональному, а не образовательному стандарту и насколько там заложена философия базового профстандарта. Я надеюсь, этот вопрос разрешим. Национальным центром по аккредитации медработников определена первая медицинская академия. Надеюсь, мы в ближайшее время найдем возможность все наработки обсудить.

Перспективы профессии

— Согласны ли вы с мнением о девальвации профессии провизора?

— Сегодня крупными аптечными сетями руководят так называемые менеджеры. Мы понимаем, без прибыли аптека не может существовать. Найти баланс интересов очень сложно, потому что, как только аптека начинает оказывать полноценную фармацевтическую помощь — изготавливать детские лекарственные формы, отпускать наркотики онкобольным, она сразу становится неэффективной. За счет чего ей все эти функции выполнять? За счет повышения наценки на медикаменты. Люди, которые пользуются готовыми лекарственными формами, выбирают аптеку, где цена меньше. Получается, конкуренция в основном ценовая. А ведь вопросы конкуренции остро связаны с профессией.

В этом году в Пятигорской академии будет выпуск провизоров-технологов — 455 человек. А лицензий на производственную деятельность восемь. Вопрос: как эти 455 человек проходили производственную практику? Либо они по пять минут были в аптеке, либо вообще там не были.

Мы будем поэтапно добиваться, чтобы невыполнение работодателем требований к специалистам, заложенных в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, расценивалось как грубое нарушение с лишением лицензии. Мы не готовим столько специалистов, сколько у нас аптек.

— Как вы относитесь к отмене заочного образования по специальности «Фармация»?

— В этом году будет последний выпуск заочников по специальности «Фармация». Я поинтересовалась соотношением численности студентов очного и заочного отделений и заметила существенную разницу. В Томской области на очном отделении обучаются 66 человек, на заочном — 169, в Омской — 316 заочников и 19 очников, в Саратовской — 129 и 44, в Самаре, в частном учреждении «Медицинский университет «РЕАВИЗ» — 212 студентов на заочном, 4 — на очно-заочном (вечернем). Ставропольский институт непрерывного медицинского и фармацевтического образования нынче будет выпускать двух человек, при этом на заочном обучении — 6 человек. С одной стороны, мы были против полной отмены заочного образования — это была перспектива продолжить обучение для специалиста со средним фармобразованием.

Но, как показывают наши данные, не всегда высшее заочное образование стремятся получить люди, уже имеющие образование. А когда речь идет о выпускнике школы, возникает вопрос, насколько эффективна данная форма обучения и кого мы получим на выходе.

Елена Мекшун, фото Игоря Чунусова

Газета «Фармацевтический вестник» № 40 (827) 8 декабря 2015 г.