Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Без разбору
20.11.2015

В начале ноября ФАС России разъяснила порядок формирования отпускной цены на ЖНВЛП в зависимости от применяемой юридическим лицом системы налогообложения. Несмотря на это в ФАС отметили, что служба еще разбирается с этой непростой темой. По мнению антимонопольщиков, нормы ФЗ-61 и Постановления Правительства № 865, регулирующие вопросы ценообразования, противоречат Налоговому кодексу, а Методика установления надбавок, разработанная еще ФСТ, противоречит ФЗ-61 и постановлению № 865. Тем временем, грядут поправки в Кодекс об административных нарушениях, которые позволят Росздравнадзору приостанавливать действие лицензии аптеки, если она будет замечена в нарушении ценообразования на ЖНВЛП.

С НДС, но без НДС

Федеральная антимонопольная служба России 9 ноября разъяснила порядок формирования оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛП в зависимости от того, находятся ли аптека или дистрибьютор на общей системе налогообложения, на упрощенной или являются плательщиками ЕНВД. ФАС исходила из двух принципов.

Первый: действующим законодательством не предусмотрена дифференциация порядка формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, в зависимости от налоговых режимов. Второй: правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 865, предусмотрен расчет надбавки к отпускной цене производителя без НДС.

В итоге ФАС посчитала, что организации оптовой и розничной торговли, находящиеся на общей системе налогообложения (ОСН), должны формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения без НДС, надбавку, не превышающую верхний предел региона и исчисленную из фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, рассчитанный после сложения первых двух переменных.

Аптеки и дистрибьюторы, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (УСН) или являющиеся плательщиками ЕНВД, должны формировать отпускную цену, сложив цену приобретения у поставщика и надбавку, не превышающую верхний предел региона и исчисленную из фактической отпускной цены производителя без НДС. Для удобства ФАС привела примеры формирования цен.

В примерах ФАС разбирает механизмы учета НДС в различных дистрибьюторских схемах. Первая — приобретение ЖНВЛП оптовиком у производителя. Вторая — приобретение препаратов аптекой, находящейся на ОСН, у оптовика, также на ОСН.

Третья — закупка лекарств аптекой на ОСН у оптовика, находящегося на УСН или являющегося плательщиком ЕНВД. Четвертая — закупка аптекой на УСН препаратов у оптовика на ОСН.

И, наконец, пятая — приобретение лекарств аптекой на УСН у оптовика, также находящегося на УСН.

Руководитель проектов фармацевтического направления VEGAS LEX Мария Борзова полагает, что каждую из этих схем необходимо анализировать отдельно, но в то же время можно выделить несколько базовых принципов, которые можно описать следующим образом: предельная надбавка рассчитывается из цены производителя без НДС; организация, находящаяся на общей системе налогообложения, при расчете своей отпускной цены самостоятельно применяет НДС (при этом не учитывает НДС из предыдущего сбытового звена); организация, находящаяся на УСН, при расчете своей отпускной цены не применяет НДС, но учитывает НДС из предыдущего сбытового звена. Мария Борзова также заметила, что если ориентироваться только на общие формулировки, без конкретных примеров, понять их практически невозможно.

ФАС также дала разъяснения по вопросу использования Методики установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок, утвержденной приказом ФСТ России № 442-а.

Будут правки

Как пояснили «ФВ» в ФАС, тема формирования оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛП для них еще не закрыта. Антимонопольщики замечают, что нормы ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» и постановления № 865, регулирующие вопросы ценообразования, противоречат Налоговому кодексу, а Методика установления надбавок противоречит ФЗ-61 и постановлению № 865. В ФАС понимают, в такой ситуации разъяснениями не обойтись, поэтому следующая цель службы — устранить противоречия в законодательстве. ФАС уже направила соответствующие запросы в Минфин, Минэк и Налоговую, а в ближайшее время ведомство надеется обсудить эту тему с экспертами рынка.

Между тем в скором времени будут приняты очередные поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Часть из них позволит Росздравнадзору приостанавливать действие лицензии аптеки до 90 дней.

В том числе подобное суровое наказание предусмотрено и за повторные нарушения ценообразования на ЖНВЛП. Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина считает, что в столь непростой ситуации участникам рынка не остается ничего другого, как спокойно ожидать грядущих изменений в законодательстве и придерживаться тех алгоритмов, которые ФАС приложила к своим разъяснениям.

Полина Звездина

Газета «Фармацевтический вестник» № 37 (824) 17 ноября 2015 г.