Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Монополисты поневоле
12.11.2015

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова на заседании правительства, посвященного развитию конкуренции в сфере здравоохранения, не преминула поднять тему монополизации аптечного рынка.

При этом непонятно, с чем и с кем призвала она бороться премьер-министра Дмитрия Медведева и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Аптек много бывает

Начав «аптечную» часть доклада за здравие: «В Российской Федерации обеспечен один из самых высоких показателей физической доступности лекарственных препаратов. Число жителей на одну аптеку — 800, в то время как в Германии — 3900, в Великобритании — 3800, в США — 4500. Общее число объектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, превышает 115 тыс.», — Вероника Скворцова закончила ее фактически за упокой. «По данным ФАС, в России высокий уровень концентрации рынка выявлен в 83% проанализированных муниципальных образований. В связи с этим просим поручить ФАС разработать меры профилактики сетевой монополизации аптечных организаций в целях создания равных условий и ценовой доступности», — заявила она.

Налицо некий парадокс: при явной избыточности аптек Минздрав заявляет о монополизации рынка. Как пояснила г-жа Скворцова, обязав мелкие аптечные пункты для получения лицензии иметь минимальный ассортимент лекарственных препаратов, регулятор подтолкнул их кооперироваться в сети. Иначе им просто не выжить.

Одна аптека в поле

Однако заявление о высоком уровне концентрации рынка в 83% муниципальных образований оказалось непроясненным.

Речь, скорее всего, идет о малочисленных населенных пунктах, куда сетевые игроки не стремятся из-за низкой рентабельности бизнеса. В результате любая аптека, будь то МУП или ГУП, становится монополистом.

Между тем, как сообщили «ФВ» в ФАС, актуальных данных о столь высоком уровне монополизации рынка у службы нет.

«Возможно, г-жа Скворцова взяла эти цифры из старых отчетов», — предположил источник в ведомстве.

Из официального же комментария зам.начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежды Шаравской следует, что развитие аптечной торговли происходит в основном в столичных и крупных муниципальных образованиях, где существует достаточный спрос. «В подавляющем большинстве отдаленных от региональных центров и малообеспеченных муниципальных образованиий с низкой численностью и плотностью населения выявлен высокий уровень концентрации и большое количество доминирующих хозяйствующих субъектов. В таких муниципальных образованиях существуют проблемы доступности ЛП в связи с низкой рентабельностью работы аптечных организаций», — подтвердила она.

Сеть в городе

Исполнительный директор ассоциации «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов также констатирует тенденцию к монополизации аптечных сетей в городе и крупных поселках. «Наблюдаемые сегодня процессы по дружественному слиянию компаний аптечной розницы ведут к укрупнению лидеров рынка и росту их доли за счет муниципальных и государственных предприятий. В то же время происходит объединение МУП и ГУП, как, например, в Волгоградской области, Республике Удмуртия. Укрупнение вызвано необходимостью оптимизации бизнеса, диктуемой рынком и состоянием экономики», — уверен он.

Несмотря на то что малым и средним аптечным организациям сегодня предоставляются налоговые льготы, они не в состоянии противостоять поглощению крупными игроками, поясняет руководитель «Аптечной гильдии» Елена Неволина. «Основной вид конкуренции на аптечном рынке — ценовая.

И поскольку крупные сети всегда получают от поставщика лекарственных препаратов лучшие условия, они диктуют правила игры. Вместе с тем конкуренция в этой сфере высока и вряд ли стоит говорить о монополизации рынка. Но, к сожалению, конкуренция не решает проблему доступности лекарств для новорожденных, наркотических и психотропных препаратов. Доводить их до населения небольших сел и деревень попросту нерентабельно, и аптечные сети не идут в глубинку, что и позволяет Минздраву и ФАС говорить о монополии в ряде муниципалитетов», — считает она.

Заявлять о монополизации аптечного рынка в масштабах страны преждевременно, уверена исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. «Крупные аптечные сети могут занимать достаточно высокую, но допустимую законодательством долю рынка в отдельных регионах. Но и там до монополии далеко. На мой взгляд, с этим нужно не бороться, а развивать конкуренцию на равных условиях для всех участников рынка. То же касается отдаленных населенных пунктов, где существует одна аптека — стимулировать приход туда конкурентов можно только определенными преференциями для аптечных организаций», — полагает она.

Конкуренция есть, ее не может не быть

О какой монополизации может идти речь, если по количеству аптек на душу населения Россия лидирует в мире, замечает первый вице-президент ГК «Роста» Александр Тарасов. «Кроме того, мы видим, насколько сильна конкуренция в регионах нашего присутствия, даже там, где мы имеем примерно 20% рынка. И можем уверенно говорить о том, что никакой угрозы монополизации и связанного с ней роста цен на лекарства просто не существует. Вообще аптечный ритейл в России сегодня — самая конкурентная среда.

Заявлять же о монополии на основании того, что в глухих деревнях существует всего одна аптека, на мой взгляд, неправильно. Уверен, там существует ровно та же проблема и с продовольственной розницей. Поскольку населенному пункту, в котором живет 20—30—100 человек, вполне достаточно одного магазина и одной аптеки. А для того, чтобы не допустить необоснованного завышения цен на продаваемую в них продукцию, как раз и существует госрегулирование», — подчеркивает он.

Нелли Игнатьева не согласна с цифрами Минздрава, свидетельствующими о высокой доступности аптек в России. «Все это только на бумаге! По факту на начало 2015 г. число жителей в РФ превышает 146 млн, и чтобы обеспечить указанные показатели, у нас должно быть больше 180 тыс. аптек, но это страшно и далеко не так! Когда же мы начнем смотреть правде в глаза? И как вообще можно говорить о самом высоком показателе лекарственной доступности только по количеству аптечных организаций, когда с рынка вымываются ЛП низшего ценового сегмента? Когда аптечные организации существенную часть рабочего времени принимают проверки и когда аптекам обеспечивать наличие в ассортименте ровно как физической, так и ценовой доступности лекарств?!» — задается непростыми вопросами директор РААС.

Игорь Калиновский