Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Ресурсы самолечения
19.10.2015

Елена Неволина, исполнительный директор Национальной Фармацевтической Палаты

Аптеки являются важным звеном системы здравоохранения, на которое возложены важные социальные функции — обеспечение населения лекарствами, повышение медицинской культуры, информирование врачей и пациентов о новых препаратах, а также выступление в качестве проводников концепции ответственного самолечения. С решением каких проблем сегодня сталкивается аптека?

Остро стоит вопрос о том, что во многих аптеках работают люди без специального образования: учителя химии, биологии или даже вообще далекие от этой сферы. По положению о лицензировании осуществлять фармдеятельность может только работник, имеющий специальное образование. Но если такого образования у него нет, это не считается грубым нарушением. При проверке сделают замечание, но наказания за это не назначат.

Сейчас наша палата готовит три профессиональных стандарта для аптечных работников — для провизора, фармацевта и руководителя аптеки. В них заложено, что все они обязательно должны иметь профессиональное образование. Мы предусматриваем, что у провизора знания в области фармакологии, анатомии человека и т.п. более глубокие, чем у фармацевта, и ряд действий второй может выполнять лишь под наблюдением первого. Сейчас идет обсуждение проектов на нашем сайте. Мы надеемся, что они будут приняты до конца года.

В следующем году начнется аттестация фармработников уже по новым стандартам. Это повысит уровень обслуживания и качество работы аптек. Мы будем добиваться, чтобы нарушения стандарта в части обязательных требований к образованию были внесены в положение о лицензировании как грубые.

Сегодня зачастую без рецепта можно купить в аптеках антибиотики, гормональные препараты и даже препараты строгого учета. Но наказывают за это только аптеки, хотя у проблемы есть и другая сторона — ответственность врача. Например, в поликлинике врач советует принять антибиотик, но рецепта не выписывает, стандартная причина — нет бланков.

Во всем мире приветствуется ответственное самолечение. К примеру, эта концепция развита в Великобритании, где в ряде случаев разрешают выписывать рецепты провизору — если больной на постоянной основе принимает препарат, который ему подобрал врач. Работник аптеки может связаться с врачом и выписать рецепт повторно. У нас в аптеках огромное количество безрецептурных препаратов. Но проблемы и с отпуском препаратов по рецепту, который теперь выписывается не по торговому наименованию, а по международному непатентованному наименованию. Когда провизор выкладывает целый спектр препаратов, например, для понижения артериального давления, и больной должен сам принять ответственное решение, — это недопустимо. Решение должен принять врач.

Провизор вправе проконсультировать лишь по безрецептурным препаратам-аналогам, если покупатель сам просит или чего-то нет в наличии. Однако ответственность за выбор и тут ложится на больного.

Поэтому все большее значение приобретает информированность населения о концепции ответственного самолечения и ее принципах: ответственный подход к своему здоровью, осознанный выбор и правильное применение препаратов. Тогда потенциальная польза при качественном самолечении достигается как на индивидуальном, так и на общественном уровнях — экономятся ограниченные медицинские ресурсы, повышается доступность медпомощи для населения сельских и труднодоступных районов. Однако есть ситуации, когда самолечение недопустимо, например, при отсутствии эффекта лечения. Поэтому важной задачей медиков и провизоров является формирование у пациента культуры самолечения.

Реклама считается наиболее эффективным способом информирования о препарате не только потребителей, но и врачей. По законодательству реклама рецептурных препаратов допускается только в специализированных СМИ или на профессиональных мероприятиях. Реклама безрецептурных препаратов разрешена в общедоступных СМИ. Главная роль СМИ заключается в информировании об ассортименте безрецептурных препаратов и популяризации здорового образа жизни. При этом СМИ обязаны предоставлять максимально объективные сведения о рекламируемых лекарственных препаратах, соблюдая этические и правовые нормы.

 

Комментарии

Елена Карташева, генеральный директор компании Abbott в России:

— Многочисленные кампании, проводимые правительствами разных стран по борьбе с курением, ожирением, чрезмерным употреблением алкоголя, подчеркивают важную роль самого человека в деле поддержания и улучшения здоровья. Ответственное отношение к своему здоровью и приоритет профилактики должны стать неотъемлемой частью нашей жизни. Когда доступ к медицинским услугам обеспечен неравномерно, ответственное самолечение может играть значимую роль в поддержании здоровья граждан. Мы считаем, что для ответственного самолечения нужна прежде всего четкая, понятная информация о безрецептурных препаратах и инициативы, направленные на образование людей. Добросовестная реклама безрецептурных лекарств вносит свой вклад в формирование культуры ответственного самолечения, что отвечает интересам пациентов.

 

Оксана Позднякова, директор бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Sanofi:

— Основой ответственного подхода к самолечению является полная и достоверная информация о препарате, которую обязаны предоставлять производители. Наша компания является одной из лидирующих в производстве безрецептурных препаратов. Мы заинтересованы в том, чтобы пациенты и врачи получали достоверную информацию о препаратах, гарантирующую их безопасное и эффективное использование в рамках ответственного самолечения. Выполнение законов и процедур, регламентирующих обращение безрецептурных препаратов, а также соблюдение производителями Кодекса надлежащей практики AIPM способствует улучшению здоровья населения вследствие более грамотного подхода к самолечению, сокращению госрасходов на здравоохранение, а также развитию фармрынка в целом. Концепция ответственного самолечения является важным элементом стратегии развития здравоохранения ведущих стран мира.

 

Дмитрий Щуров, директор отдела коммерческой эффективности и операционного развития компании Pfizer в России:

— В последнее время обсуждается сразу несколько инициатив в области рекламы лекарств — от полного запрета до разрешения рекламы рецептурных препаратов. Существуют общемировые практики в этой области: реклама безрецептурных препаратов разрешена в большинстве государств, реклама рецептурных препаратов — в ограниченном количестве стран. При этом в рекламе лекарств необходим фокус на ее образовательную функцию. Одновременно важно решить и другую проблему, с которой сталкивается пациент, — обеспечить возможность быстро получить рецепт в случае нетяжелого заболевания или при продлении лечения. И здесь также стоит присмотреться к мировому опыту. Возможно, нам необходимо увеличить количество медсестер, которые смогут взять на себя выписку повторных рецептов, или организовать консультации врача в аптеках, чтобы пациенты могли прямо на месте получить рецепт при заболеваниях, при которых не требуются глубокие обследования.


фото:Александр Колбасов/ТАСС
Источник: Российская газета 19 октября 2015 понедельник №235 (6806)