Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Обезболивание села
26.08.2015

С момента резонансного дела о самоубийстве Вячеслава Апанасенко, которому не смогли вовремя выписать рецепт на обезболивающее, прошло более года. Адмирал стал первой широко известной, но не единственной жертвой ржавеющего механизма обеспечения онкобольных наркосодержащими препаратами. По различным данным, число покончивших с собой пациентов исчисляется десятками. Снять социальную напряженность призвано подписанное в августе постановление правительства, которое разрешает сельским медорганизациям отпускать обезболивающие ЛП. Но как заставить бизнес активнее подключиться к решению этой проблемы, государство пока не знает.

Сокращение с упрощением

Постановление Правительства РФ № 807 от 06.08.2015 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и признании утратившим силу пункта 3 Положения об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии» уточняет перечень организаций, которым теперь дано право на отпуск наркосодержащих анальгетиков.

Если ранее этим могли заниматься исключительно аптеки, то теперь разрешение получили медицинские организации, ФАПы, амбулатории. Однако речь в документе идет только о сельских населенных пунктах и удаленных местностях, где отсутствуют аптечные организации.

Кроме того, упрощены правила перевозки ЛП — медорганизациям более не придется тратиться на спецтранспорт и сопровождение. В соответствии с законом сократились сроки хранения спецжурналов, отменен обязательный возврат использованных упаковок.

«Озвученные в СМИ случаи все-таки подвели законодателя к упрощению порядка работы с такими ЛП. Как бы громко это ни звучало, но, к сожалению,  ценой нескольких человеческих жизней мы пришли к тому, что порядок был упрощен», — отмечает исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов.

Он также убежден, что за последний год изменилось и отношение к людям — пациентов быстро ставят на учет и оперативно оказывают паллиативную помощь. Однако послабления не решают всех финансовых проблем. Конечно, для жителей тех населенных пунктов, где отсутствуют аптечные организации, постановление сработает только в плюс. Но медицинские организации должны будут потратиться на создание условий хранения данной группы ЛП.

«Постановление позволяет медицинским работникам отпускать ЛП через ФАПы. Но при этом медицинская организация должна иметь лицензию на право работать с наркотическими и психотропными средствами», — напоминает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина.

Грань вседозволенности

Сказать, что до самоубийства адмирала Минздрав и прочие госведомства не знали о проблеме обеспечения онкобольных обезболивающими, значит нагло соврать.

Общественные организации и профильные ассоциации бить тревогу начали задолго до волны страшных инцидентов.

Проблемы лекарственного обеспечения психотропными и наркотическими ЛС существовали, наверное, всегда, и не только на селе. Жесткие требования, предъявляемые к реализации «копеечных» препаратов, привели к тому, что число аптечных организаций, готовых взять на себя функцию по их продаже, стало неуклонно сокращаться.

Государство пыталось различными методами воздействовать на аптеки: уговорами, обещаниями, призывами быть более социально ответственными, но бизнес категорически отказывается работать с тем, что убыточно.

«Два года назад, когда в очередной раз изменились правила работы с наркотическими и психотропными препаратами, аптечные организации стояли перед дилеммой — лицензировать ли им аптечный пункт для оборота этих ЛП. Многие склонялись к тому, чтобы этого не делать.

Это по большей части коснулось сельской местности, где практически совсем перестали существовать такие аптечные организации. Нашлись на рынке и дистрибьюторы, которые полностью отказались от работы в этой сфере. Но я считаю, что работа с этими ЛП в принципе не бизнес, а социальная функция, которая должна дотироваться из казны государства», — уверен Дмитрий Целоусов.

По различным экспертным оценкам, в России около 1,5 тыс. аптек, реализующих наркосодержащие анальгетики. Но дело не только в том, что их число сокращается. У государства просто нет механизма, чтобы заставить аптеки заниматься убыточным сегментом.

«Сокращение аптечных организаций произошло по нескольким причинам. МВД выпустило новые методические указания.

Они не давали согласования на право работать с этим сегментом препаратов без полного технического переоборудования организации. Но аптеки при этом несли очень большие затраты, поэтому легче было просто отказаться от получения лицензии и от ее продления», — говорит Елена Неволина.

Действительно, в России к оружию претензий меньше, чем к обеспечению охраны препаратов. Но при этом не стоит забывать, что именно в нашей стране распространена аптечная наркомания. Между упрощением и вседозволенностью слишком тонкая грань.

Эксперты с оптимизмом смотрят на политику государства, направленную на снятие социальной напряженности. И 807-е постановление — еще один шаг к решению проблем через подведомственную сеть медучреждений. Уговорить бизнес присоединиться к решению этих задач, вероятно, возможно только при реальном удешевлении процедуры приведения организации в соответствие с требованиями контролирующих ведомств.

Газета «Фармацевтический вестник» № 25 (812) 25 августа 2015 г.