Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Специалист и работодатель: поиск друг друга
19.06.2015

В фармацевтическом сообществе гуляет анекдот. В аптеке посетитель спрашивает у молодого провизора, есть ли в продаже витамин В12. "На данный момент нет, - отвечает сотрудница, - но вы можете купить два флакона В6". Это было бы смешно, если не было бы так грустно. Несмотря на значительное количество выпускников фармацевтических и медицинских вузов, специалистов не хватает. Одни не идут работать по специальности, не видя для себя перспектив карьерного роста, полученные знания других оставляют желать лучшего не только из-за нежелания или несерьезного отношения к учебе вчерашнего студента, но и отстающей системы профильного образования в целом. И в публичном пространстве, и в частных разговорах регулярно высказывается мысль, что система образования консервативна, изменения происходят медленно. Где-то продолжают учить по устаревшим методикам, где-то мало внимания уделяют современным методам исследований. Фармотрасль сегодня одна из самых перспективных и инновационных сфер экономики, и не пристало ей ждать, когда государственная система подготовки специалистов подтянется и начнет поставлять кадры, полностью соответствующие современным критериям.

Интенсивно развивающиеся российский фармацевтический рынок и фармпромышленность требуют специалистов нового уровня. Несмотря на регулярно высказываемые представителями отрасли недовольство и озабоченность в отношении новых кадров, ни одно предприятие не закрылось, ни один проект по такой причине, как отсутствие кадров, не сорвался (здесь обычно "стараются" чиновники, затягивая с выдачей документов и т.п.). Отрасль взяла вопрос образования в свои руки и по большей части самостоятельно решает проблемы с кадрами. Практически у каждой крупной фармкомпании (как иностранной, так и российской) есть свои образовательные проекты для молодых сотрудников, различные курсы подготовки, повышения квалификации, программы взаимодействия с профильными учебными заведениями.

Например, программа компании Pfizer "Больше, чем образование" направлена на профессиональное развитие и повышение квалификации студентов и специалистов российской фарминдустрии. Она стартовала на базе Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии (СПХФА) в марте 2012 года. За это время ведущие специалисты Pfizer прочитали слушателям 297 часов лекций, затрагивающих различные аспекты фармацевтической индустрии – от разработки препаратов и клинических исследований до вопросов производства и обеспечения качества. Более 280 студентов получили именные сертификаты. А в 2012 и 2013 годах лучшие студенты получили возможность пройти летние стажировки на зарубежных предприятиях Pfizer в Ирландии, Турции и Великобритании, а также применить полученные знания в научно-исследовательском центре компании в г. Гротон (США).

Сотрудничает Pfizer и c МГУ им. М.В.Ломоносова, предоставив слушателям несколько образовательных модулей, а также оборудовав специальную аудиторию для проведения вебинаров и прямых трансляций лекций со всего мира с возможностью многоканальной конференц-связи.

В конце апреля этого года компания MSD, известная как Merck & Co. в США и Канаде, и Первый МГМУ им. И.М.Сеченова объявили о сотрудничестве в области подготовки врачей, провизоров и специалистов сферы обращения лекарственных средств. В рамках сотрудничества Университету передан на некоммерческой основе электронный учебный курс «Разработка лекарственных средств и фармакология», разработанный Йельским университетом (США) совместно с MSD.

Учебный курс состоит из 5 модулей, разбитых на 19 занятий. Он охватывает широкий круг вопросов создания и разработки лекарственных средств: появление идеи препарата, проведение доклинических и клинических исследований, организация процесса регистрации, проведение пострегистрационных исследований.

С сентября 2015 года электронный учебный курс «Разработка лекарственных средств и фармакология» будет включен в программу подготовки студентов, а также в программу магистратуры и последипломной подготовки специалистов в рамках Института профессионального образования Университета. По словам ректора Первого МГМУ им. И.М. СеченоваПетра Глыбочко, "сотрудничество с MSD позволит дополнить образовательные программы различных факультетов в соответствии с современными потребностями отрасли".  Напомним, что ежегодно Первый МГМУ им. М.И.Сеченова выпускает более 1300 специалистов, в том числе 340 фармацевтов.

По условиям соглашения компания MSD сохраняет за собой право передавать электронный учебный курс «Разработка лекарственных средств и фармакология» другим учреждениям высшего образования. Курс уже успешно включен в образовательную программу Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии.

Также в апреле в стенах СПХФА прошла Vюбилейная Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов с международным участием "Молодая фармация - потенциал будущего". Конференция вошла в утвержденный план наиболее значимых мероприятий образовательной и воспитательной направленности в вузах, находящихся в ведении Минздрава РФ, и стала площадкой, где будущие специалисты встречаются со своими потенциальными работодателями. Аспиранты и студенты старших курсов СПХФА, а также профильных вузов из других российских городов представили результаты своих исследований в рамках подготовки дипломных работ  на актуальные темы - от математического моделирования при разработке лекарственных средств и инновационных подходов в биотехнологии до гуманитарных проблем науки и фармобразования и региональных моделей лекарственного обеспечения населения, а также проблем фармпроизводства.

Автору статьи, корреспонденту "МА", принявшей участие в работе конференция, хотелось бы отметить несколько деталей. В академии была приятная доброжелательная атмосфера, как в отношении гостей мероприятия, так и между преподавателями и студентами. Да, последние в своих докладах иногда пользовались устаревшей информацией, что говорит о неопытности в плане поиска источников, кто-то путался в простых для их уровня образования понятиях (например, в Списке ЖНВЛП неправильно обозначили количество МНН и ЛС, подменив эти два понятия), кто-то до конца не разобрался, а для чего же провел исследование, понимая его нужность на уровне интуиции, но не зная, как применить на практике. Но в целом молодая фармация продемонстрировала достойный уровень знаний, интеллигентность, которую описать невозможно, но которая чувствуется сразу, как культурный код. Автор ни разу не слышала в кулуарах нецензурных слов, пустых разговоров, не видела неподобающего поведения и прочего, в чем постоянно обвиняют современную молодежь. Студенты откликнулись на просьбу "МА" рассказать о своих планах в профессии, искренне (надеемся) и четко ответив на поставленные вопросы. А разве все вышеперечисленное не показатель качества студентов, молодых специалистов, которые придут в скором времени в фармацевтическую отрасль?     

Ни высокомерия, ни подобострастия незаметно было между теми, кто обучает, и теми, кого обучают. Одна из участниц конференция рассказала об итогах своего исследования уровняудовлетворенности студентов 5-го курса качеством обучения в СПХФА. Щекотливая тема обсуждалась в присутствии ректора СПХФА Игоря Наркевича. Оказалось, что по некоторым параметрам (общежитие, размер стипендии, состояние лабораторий) удовлетворенность эта оказалось не столь высокой,  но обусловлена она тем, что состояние перечисленных атрибутов вуза зависит от финансирования. А вот атрибуты вуза, косвенно или напрямую отражающие качество образования (профессорско-преподавательский состав, мнение работодателей, академическая репутация) получили высокие отзывы респондентов. Ректор признал, что у вуза есть проблемы, и надеется, что и в дальнейшем они будут решаться вместе со студентами. "Мы хотим слышать друг друга: администрация и студенты. Обратная связь нужна, иначе комфортную среду не удастся построить", - сказал И.Наркевич.

Чуть ранее, в конце января этого года в СПХФА прошла IV Всероссийская студенческая фармацевтическая Олимпиада – образовательный проект Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП). В Олимпиаде участвовали 28 команд (105 девушек и 35 юношей) из разных регионов России, представляя все ведущие российские фармацевтические кластеры. За победу в конкурсах боролись также сборные команды из Беларуси и Казахстана.

В Оргкомитет Олимпиады вошли представители Минпромторга России, Минздрава России, Росздравнадзора, представители администрации Санкт-Петербурга, представители ФСКН, РСПП, ТПП, Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Партнерами ВСФО-2015 стали компании "Новартис", "Р-Фарм", "Фармконтракт", "Биокад", "Ново Нордиск", "Полисан", "Герофарм", "Такеда", "Петровакс", холдинг Stada CIS, "Лонг Шенг", "ФармЭко".

Задача Олимпиада - выбрать лучших из лучших. По итогам единого конкурса Олимпиады по специальности "Фармация" 1 место заняла команда фармацевтического факультета Ярославского государственного медицинского университета. На 2 месте– студенты Витебского государственного университета. 3 место досталось команде Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии. В конкурсе по специальности "Фармацевтическая технология" первое и второе места заняли представители Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии Максим Галицкий и Тулегенова Анастасия. Третье место досталось представителю Курского государственного медицинского университета Алексею Фатьянову. Специальные призы от АРФП за "Лучший старт" и "Волю к победе" достались командам из Орловского государственного университета и Пермской государственной фармацевтической академии. Компании "Новартис" и "Р-Фарм", проводившие в рамках Олимпиады собственные конкурсы, также отметили победителей призами. Местом следующей Олимпиады выбрана Московская область.

Определение готовности

Начиная с 2016 года, к фармацевтическим работникам, а также к ряду медицинских специалистов будет применяться система аккредитации. Аккредитация специалиста - это процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такое определение дается в законодательстве.

В мае в Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ был направлен документ, где обозначены критерии первичной аккредитации для выпускников фармацевтических специальностей, разработанные «Национальной фармацевтической палатой»,Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и РУДН. Критерии были разработаны как для выпускников профильных средних учебных заведений, так и вузов.По словам Елены Неволиной, исполнительного директора НП "Аптечная гильдия", "переход к аккредитации - это введение персональной ответственности врача и фармработника. Первичная аккредитация будет встроена в итоговую аттестацию выпускника и позволит определить, готов ли конкретный выпускник к профессиональной деятельности  или нет".

"Список требований к молодым специалистам в отрасли весьма короткий: профильное образование, знание английского языка и способность быстро обучаться", - считают в рекрутинговом агентстве Penny Lane Personnel. Определение готовности молодого специалиста-выпускника к профессиональной деятельности позволит быстрее и эффективнее фармацевтическим компаниям (и не только) "затачивать", по выражению нашего эксперта,специалистов под себя. И тогда "специалиста" из анекдота будет уже невозможно встретить.

 

Анна Шарафанович, Газета «Московские аптеки» №5 май 2015г

http://mosapteki.ru/material/specialist-i-rabotodatel-poisk-drug-druga-5451