Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Розничный магнетизм
10.10.2014

На сайте «Фармвестника» был проведен опрос на тему: будет ли в ближайшее время реализована на практике инициатива по продаже лекарственных препаратов в продуктовых магазинах. Большинство проголосовавших читателей уверено: аптекам придется поделиться частью своего ассортимента с крупными торговыми сетями из-за сильного лобби последних. Редакция «ФВ» решила выяснить, кто именно на российском рынке заинтересован в передаче популярных ЛП супермаркетам.

Неожиданная позиция

Несмотря на сезон отпусков, август для участников российского фармрынка выдался насыщенный. С высокой долей вероятности темой месяца можно назвать возможную передачу части безрецептурных ЛП в неспециализированные торговые сети.

В том числе этот вопрос обсуждался 14 августа в рамках рабочего совещания членов общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Мероприятие происходило в закрытом от журналистов режиме, однако «ФВ» удалось узнать некоторые подробности.

Так, среди выступающих был PR-директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Евгений Великанов, заменяющий пребывающего на тот момент в отпуске исполнительного директора ассоциации Андрея Карпова. Его доклад несколько озадачил представителей аптечных организаций.

«Мы вышли оттуда в растерянности. Г-н Великанов рассказал нам, что АКОРТ была удивлена не меньше нашего, когда в правительстве опять вернулись к вопросу продажи ЛП в супермаркетах. Конечно, он пояснил, что если дополнительный ассортимент придет в руки сам, отказываться они не будут, но заявлять о какой-то особой заинтересованности продуктовой розницы он не стал», — рассказала исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.

Однако другой собеседник «ФВ», присутствующий на мероприятии, отметил, что, несмотря на якобы незаинтересованность АКОРТ, рабочую группу по вопросу о продаже ЛП в супермаркетах ассоциация все-таки создала.

Некоторые представители аптечных организаций тогда же заявили о желании быть включенными в ее состав.

В АКОРТ подтвердили, что рабочая группа действительно создана, однако к выполнению своих функций еще не приступила. Евгений Великанов рассказал: «В нее вошли ведущие специалисты крупнейших продуктовых торговых сетей по маркетингу и закупкам товара, контролю качества. Первые ее заседания пройдут в сентябре». Про инициативных представителей аптечных предприятий в АКОРТ не упомянули.

Господин Великанов особенно обратил внимание «ФВ» на адекватное восприятие членами ассоциации особенностей существующего в России фармрынка. Он отметил, что попытки аптекарей надеть на представителей продовольственного розничного бизнеса маску «буржуя, готового забрать себе все», почвы под собой не имеют.

Позже, в официальном ответе, представитель АКОРТ уточнил: «Торговые сети заинтересованы в предоставлении покупателю максимально возможного ассортимента товара, в том числе и в возможности предложить лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача. Подготовка торговых сетей к реализации безрецептурных лекарственных препаратов в случае положительного решения не займет много времени и не потребует привлечения каких-то значительных дополнительных расходов и ресурсов».

Евгений Великанов отмечает, что отлаженная логистическая составляющая и объемы торговых сетей позволят сделать ЛП доступнее по цене. Упомянул г-н Великанов и про значительное количество сетевых магазинов, работающих круглосуточно. Параллельно АКОРТ ожидает снижения уровня контрафакта в торговле ЛП и увеличения объема налогов в госбюджет, «так как ритейл отличается в этом плане особой дисциплинированностью».

В устном разговоре с «ФВ» г-н Великанов предположил, что государство заинтересовано в продвижении лекарственного ассортимента в супермаркеты гораздо сильнее, чем АКОРТ.

Угля мало

Частично предположения Евгения Великанова подтверждает статс-секретарь — зам. министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Представитель Минпромторга напомнил, что 17 июня с.г. вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение Министерству здравоохранения РФ, Министерству экономического развития РФ, Минпромторгу и Федеральной службе по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека определить перечень лекарственных препаратов, которые можно будет продавать в магазинах.

Минздрав такой документ подготовил к 17 июля. Его подробный разбор можно прочитать в «ФВ» № 23 (768) «Ископаем им уголь». Напомним, предложенный список устроил в той или иной степени все согласующие ведомства, кроме Минпромторга.

«Изучив его, мы обнаружили, что в него не вошел целый ряд лекарств, отпускаемых без назначения врача.

Речь идет в том числе о таких лекарствах, как Ибупрофен, Парацетамол, Аспирин, а также иные препараты, обладающие жаропонижающим действием.

Минпромторг предложил Минздраву взять за основу утративший силу приказ Минздравсоцразвития России № 578 от 13.09.2005 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Сейчас мы ждем обновленный список ЛП, который нам повторно представит Минздрав. Мы полагаем, что в него войдут в полном объеме средства первичной доврачебной помощи: противовоспалительные, жаропонижающие и болеутоляющие средства; различные противопростудные средства; некоторые средства от аллергии», — заявил Виктор Евтухов.

Примечательно, что в Минздраве информацию о подготовке нового списка ЛП не подтвердили, уточнив, что «проект перечня согласован со всеми заинтересованными ведомствами и 17 июля внесен в Правительство РФ».

По мнению Виктора Евтухова, расширение каналов сбыта лекарственных препаратов выгодно прежде всего для фармпроизводителей. В Минпромторге уверены, предлагаемые меры направлены на развитие конкуренции на розничном фармрынке, что, в свою очередь, положительно отразится на уровне потребительских цен на лекарства, повысит доступность ЛП «первой необходимости».

Виктор Евтухов рассказал, что граждане должны будут самостоятельно покупать ЛП, а за соблюдением требуемых условий хранения и реализации лекарств в магазинах будет «строго» следить Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в рамках проводимых проверок. «Аптеки по-прежнему будут отпускать лекарства как рецептурного, так и безрецептурного ассортимента, однако, в отличие от ритейлеров, на основании лицензии на фармацевтическую деятельность», — резюмирует он.

Таргетированная выгода

Подобные формулировки действительно могут заставить представителей аптечного бизнеса забыть про потенциальных рыночных лоббистов и все свои силы бросить на борьбу с Минпрмоторгом.

«Эта позиция Минпромторга пугает! Пугает и то, что некоторые люди в правительстве, которые раньше были «против», теперь стали «за»! Мы подготовили совместно с пациентскими организациями и ассоциациями фармпроизводителей несколько писем: вице-премьеру Ольге Голодец, президенту, премьер-министру. Мы не будем сидеть сложа руки!» — рассказала «ФВ» Елена Неволина. Она прогнозирует: если лекарства начнут продавать в супермаркетах, в аптеках действительно выпадет часть доходного ассортимента, за счет которого они сейчас держат цены на ЖНВЛП. Из-за этого аптеки будут вынуждены возмещать выпавшие доходы за счет повышения цен. Заместителя генерального директора холдинга Stada CIS Ивана Глушкова возмутила апелляция Минпромторга к фармпроизводителям: «Это может быть выгодно каким-то очень мелким производителям, которые только что вышли на рынок с каким-нибудь аналогом популярного иммуностимулятора, и у них еще нет налаженного канала продаж».

Иван Глушков высказывался на эту тему и на заседании профильных экспертных советов Федеральной антимонопольной службой России 20 августа. Тогда он отметил, что производители будут вынуждены увеличить отпускную цену своей продукции, чтобы минимизировать риски возврата невостребованного товара из магазинов. Он уверен, люди не будут покупать лекарства в супермаркетах.

Некоторые эксперты рынка полагают, что повторное появление на сцене уже успевшей порасти быльем инициативы является не чем иным, как борьбой за власть над рынком между органами исполнительной власти.

В затруднительном положении на этот раз оказалась ФАС. Судя по всему, официальная позиция ведомства не совпадает с частным мнением сотрудников Управления контроля социальной сферы и торговли. На том же заседании начальник управления Тимофей Нижегородцев после эмоционального выступления Елены Неволиной заметил: «Мы, как могли, пытались подсластить вам «пилюлю» в своем проекте пакета предложений по развитию конкуренции на рынках лекарственных средств и медицинских изделий. Написали несколько положений специально для улучшения условий работы аптек и только в конце вскользь упомянули про некий списочек, который составил Минздрав. А вы нас каленым железом прижигаете».

Он также добавил, что «первая скрипка» в реализации инициативы все равно принадлежит Минздраву, который официально признал это безопасным. ФАС будет следить за развитием ситуации.

Однако не все представители фармбизнеса готовы поверить в самостоятельность Минпрмоторга и в отсутствие «буржуя, готового забрать себе все». Эксперт рынка, пожелавший сохранить анонимность, высказал предположение, что структура, наиболее заинтересованная в реализации инициативы, — это ЗАО «Тендер» (розничная сеть «Магнит»). На момент сдачи номера в печать ответ от компании получен не был.

Ранее среди лоббистов называли X5 Retail Group, однако все подозрения отпали, когда ритейлер договорился с «А5» об открытии 1 тыс. аптек при своих супермаркетах.

Розничный магнетизм

«ФВ» выяснил, кто лоббирует продажу лекарств в супермаркетах На сайте «Фармвестника» был проведен опрос на тему: будет ли в ближайшее время реализована на практике инициатива по продаже лекарственных препаратов в продуктовых магазинах. Большинство проголосовавших читателей уверено: аптекам придется поделиться частью своего ассортимента с крупными торговыми сетями из-за сильного лобби последних. Редакция «ФВ» решила выяснить, кто именно на российском рынке заинтересован в передаче популярных ЛП супермаркетам.

Полина Звездина

Фармацевтический вестник № 27 (772) 2 СЕНТЯБРЯ 2014г.