Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

В пользу бизнеса, но только не аптечного!
24.08.2010

Изменение стратегии фармацевтических компаний в условиях введения новых правил ценообразования на ЖНВЛС было в центре внимания участников очередного заседания РАФМ. Исполнительный директор «Аптечной гильдии» Е.В.Неволина оказалась в центре дискуссии. Полагаем, читателям журнала «Новая аптека» будет интересна точка зрения, представленная некоммерческим партнерством, призванным содействовать развитию аптечного бизнеса.

Горячая тема

Регулирование цен на ЖНВЛС – в фармацевтической отрасли самая горячо обсуждаемая тема. 
Сегодня многие депутаты и СМИ твердят о том, что государственное регулирование цен на ЖНВЛС введено впервые. 
Тем же, кто знаком с отраслью не понаслышке, слышать это, по меньшей мере, странно. Все дело в том, что в 2009 году федеральные органы исполнительной власти впервые начали выполнять директивы Правительства, которые на протяжении 18 лет переходили из постановления в постановление, но безоговорочно исполнялись только большинством законопослушных участников аптечного бизнеса, применяющих установленные в регионе надбавки на лекарственные средства и прочий аптечный ассортимент.

Регулирование «от потолка»

Если быть точным, регулирование цен на ЖНВЛС в опте и в рознице в России началось с 1992 года с принятием Постановления Правительства Российской Федерации № 970 (от 11.12.1992 г.) «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечении мер по социальной защите населения». 
Документом было установлено, что «продажа населению жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по перечню, утверждаемому ежегодно Министром здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, производится с 5-процентной скидкой со свободных цен по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений предприятиями, учреждениями и организациями аптечной сети независимо от форм собственности».  
Кроме этого, «в целях недопущения необоснованного роста свободных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» был установлен «предельный уровень рентабельности для предприятий (включая предприятия аптечной сети) независимо от форм собственности, производящих эти виды продукции, в размере 30 процентов к себестоимости».  
Впервые в Российской Федерации органам управления республик, краев, областей и автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было дано указание «установить для предприятий, учреждений и организаций аптечной сети независимо от форм собственности и количества посредников размеры торговых надбавок не более 50 процентов, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не более 80 процентов к свободным ценам, определяемым предприятиями-изготовителями на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». 
Итак, один пункт постановления предлагает делать 5% скидки от свободной цены, следующий пункт устанавливает предельный уровень рентабельности в размере 30% к себестоимости.
Если бы было четко прописано: изготовитель может формировать свободную отпускную цену, устанавливая 30% наценку к себестоимости, а аптеки могут эту цену увеличивать еще на 30%, сделав с нее 5% скидку на ЖНВЛС, все было бы понятно, но следующий пункт вносит хаос и неразбериху, поскольку позволяет органам управления в сбъектах Федерации устанавливать аптечными предприятиями размеры торговых надбавок в 50% и 80% к свободным ценам предприятий.
Не понятно, как можно регулировать цену, если нет основного показателя – установленной (а не свободной!) цены производителя. Очевидно, «от потолка».

Картина рентабельности

К сожалению, нам не удалось восстановить картину рентабельности аптечных организаций в 1992 году, имеется лишь информация Финансовой академии о том, что в 1992 г ., средняя московская аптека на каждый рубль объема продаж несла убыток в 26 копеек. Практически все аптеки получали дотации из бюджета города, т.к. в Постановлении имелось прямое указание о предоставлении финансовой помощи государственным аптечным предприятиям, реальные затраты которых превышали размеры торговых надбавок.
Уже в 1994 г . в Москве не было ни одной убыточной аптеки. Их финансовое положение продолжало улучшаться по причине резкого роста цен на лекарственные средства (с 1993 г. по 1997 г. средние долларовые цены выросли в 20 раз.)
При этом исследование показало, что в небольших городах аптеки балансируют на грани платежеспособности. Правда, с 1996 г. и в Москве уровень прибыльности снизился, что по мнению специалистов Финансовой академии, связано не с изменениями на рынке и не с ошибками самих аптек (прогресс аптек в деле рыночной адаптации весьма велик), а с решениями властей о снижении предельных надбавок на лекарственные средства.
В докладе Правительства Москвы (1997 г.) приведены следующие данные: 1995 г. рентабельность московских аптек составляла 11,3%, в 1996 г. - 4,8% , в 1997 г. - 5,2%.

За счет средств соответствующих бюджетов и иных источников…

В 1994 году названное выше постановление было отменено, однако государственное регулирование ценообразования не отменили, и розничные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения стали формироваться в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшению обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». 
Данный документ изменил ранее установленный порядок и ввел новый: «устанавливать для организаций аптечной сети независимо от организационно - правовой формы размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства к ценам изготовителя при прямых поставках этой продукции в розничную аптечную сеть и к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения импортного производства - к ценам поставщика — импортера».
Наряду с регулированием цен Постановлением № 890 были предусмотрены и меры по поддержке развития фармацевтической отрасли. В частности в нем дается рекомендация «органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников:
- понижать для производств, выпускающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения;
- увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для больниц, поликлиник, детских дошкольных учреждений, детских домов, домов - интернатов для инвалидов и престарелых и других организаций здравоохранения и социальной сферы;
- осуществлять финансовую поддержку предприятий аптечной сети, испытывающих недостаток в оборотных средствах”.  

В отличие от другой продукции…

В 1995 году были разработаны Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, утвержденные Министерством экономики РФ (06.12.1995 г.) № СИ-484/7-982, в которых в частности была утверждена форма протокола согласования свободной отпускной цены (прототип сегодняшнего) и указано на то, что в отличие от другой продукции, цены на лекарственные средства формируются в порядке, установленном в ПП РФ №890, т.е путем установления предельного уровня торговых надбавок к цене производителя или оптовика.
 
Неограниченная свобода

При полной «свободе» цены производителя можно говорить об отсутствии всяческого регулирования ценообразования на ЖНВЛС, вероятно, это послужило толчком к выходу в 1999 году нового Постановления Правительства РФ от 29.03.1999г. №347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства". Одновременно устанавливается "Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения".

Очередной правовой акт по регулированию цен на ЖНВЛС начинается словами «учитывая, что в сложившихся экономических условиях наблюдается существенный рост цен на лекарственные средства и осложняется обеспечение ими населения и учреждений здравоохранения, до принятия законодательного акта по вопросу регулирования цен на лекарственные средства Правительство Российской Федерации постановляет в целях обеспечения государственного контроля за ценами на лекарственные средства ввести государственную регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 г. N478.

Этот документ более радикален по сравнению с предыдущими и впервые в истории государственного регулирования ценообразования обязывает Минздрав России провести в 2-месячный срок регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, и совместно с Минэкономики России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить мониторинг цен на указанные лекарственные средства. 
Кроме этого, обоим Министерствам предлагалось внести в III квартале 1999 г. в Правительство предложения о государственной регистрации отпускных цен производителей на все лекарственные средства, разрешенные к применению на территории Российской Федерации. Органам же исполнительной власти в субъектах Федерации, наряду с обеспечением соответствия установленных предельных надбавок реальным затратам на оптовую розничную реализацию, вменялось ежеквартально информировать Минздрав о размерах этих надбавок в фармацевтических организациях региона. 

Еще раз подчеркнем, что в 1999 году был утвержден порядок государственной регистрации предельных отпускных цен, ответственность за которую возлагалась на Минздрав России.
 Известно, что в 1999 году регионы свою задачу выполнили и для участников аптечного бизнеса были установлены предельные надбавки, причем в 65 регионах не только на ЖНВЛС, но на весь аптечный ассортимент. А вот что касается принятия законодательного акта по вопросу регулирования цен на ЖНВЛС на базе проведенной регистрации предельных отпускных цен производителя – все так и осталось только на бумаге. Поскольку регистр предельных цен производителей не составили, то не было основы для разработки законодательного акта по ценообразованию.
Фиксированные надбавки, установленные в регионах, базировались, как было предусмотрено и в предыдущем Постановлении, на ценах оптовиков, импортеров или свободных ценах производителей. Оставался вопрос по отношению к чему устанавливать розничные и оптовые надбавки, если регистрацию предельных отпускных цен производителя так и не произвели.

Контроль наценки на цену поставки

 Далее, в 2001 году выходит новое Постановление Правительства РФ (09.11.2001) №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
Кажется, что отличие от предыдущих, кроется в введении: «в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" и Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет ... осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.  
Преамбула дает основание думать, что это постановление регулирует только тот оборот ЖНВЛС, который финансируется из бюджета, однако это не так. Постановление лишь меняет порядок регистрации предельных отпускных цен: теперь регистрация обязательная и должна осуществляться Росздравнадзором по согласованию с Федеральной службой по тарифам «в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам учета расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг)». 
Изменение порядка регистрации не привело к полноценной регистрации предельных отпускных цен производителя (около 20% % цен на ЖНВЛС были добровольно зарегистрированы), сведения о зарегистрированных ценах в аптеках никто не получал. Весь контроль в субъектах Федерации по-прежнему сводился к контролю наценки на цену поставки.  
 Постановление дало Минздраву России срок оценить предложенные меры по регулированию в течение 1 года и в 4 квартале 2002 года доложить о состоянии рынка лекарственных средств и ценах на них, а также внести предложения по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства.
 Однако, ни Минздрав России, ни другие заинтересованные ведомства не выполняли функций, предписанных им в указанных документах. Поскольку мониторинг цен со стороны контролирующих органов отсутствовал, регистрацию предельных отпускных цен для производителей по умолчанию сделали добровольной, цены поставки в аптеки поражали разнообразием. 
Единственное, что во все времена выполнялось органами исполнительной власти субъектов Федерации — это установление предельного уровня наценки (не делали этого только в Самарской области) и строгий контроль за соблюдением установленного в регионе уровня наценки в аптеках.

Курсовая «свистопляска»

После изучения всех ранее выпущенных документов возникает ряд вопросов.
Абсурдность ситуации заключается в том, что до настоящего времени не было регистрации рублевых цен производителя, а ведь мониторировать и контролировать потребительскую цену можно, только когда цена зарегистрирована в рублях.
Отметим еще несколько обременительных для аптечного бизнеса моментов.
По состоянию на 1 апреля 2010г. аптеки вынуждено уценивали имеющиеся ЖНВЛС, которые в январе – марте они получали по ценам значительно выше тех, которые к 1 апреля зарегистрировали производители (минусовая разница легла на плечи аптеки, как и изъятые из продажи ЖНВЛС, цены на которые производители не зарегистрировали). Оказалось, что эта переоценка только начало. В упомянутое выше постановление № 782 в августе 2009 года (Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 г. №654) были внесены изменения, в частности, в пункт 20, указывающий как формировать отпускную цену на лекарственные средства организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями. 
В соответствии с этим пунктом оптовая и розничная наценка применяется к фактической отпускной цене производителя, декларируемой при пересечении товаром таможенной границы РФ, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза, которая не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. При этом предельная отпускная цена производителя, зарегистрированная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации. Сложно сказать почему, но при внесении в 2009 г. изменений в пункт 20 их забыли сопоставить с уже присутствующими в постановлении 2001 г. нормой. Так, в пункте 11 Постановления Правительства от 09.11.2001 г №782 приведен порядок пересчета в рубли цены ЖНВЛС, зарегистрированной в валюте: «Цена, регистрируемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату ее государственной регистрации и при обновлении Государственного реестра цен на лекарственные средства». У практических работников сразу возник вопрос: даже незначительное изменение курса валюты приводит к образованию разницы предельной цены, рассчитанной в соответствии с пунктами 11 и 20. Один из пунктов надо отменить. Так не работают. Наличествует вопиющее несоответствие пунктов 11 и 20 при формировании цены: например, если на препарат при его ввозе курс евро на день составления таможенной декларации был равен 43,78 руб., а на день обновления реестра 39,70 руб., то разница в 4,08 руб. по установленному порядку должна покрываться за счет наценки аптеки.

В чьих интересах?

Очевидной проблемой регулирования цен на ЖНВЛС является регистрация предельных отпускных цен на импортные лекарственные средства в валюте. Выбор очевиден. Либо вести этот реестр в пользу отечественного рынка, отечественных оптовых и розничных продавцов в рублях, что представляет для иностранного производителя определенные трудности при изменении курса валют, либо вести регистрацию в интересах иностранных производителей, чтобы они не потеряли ни цента при продаже своих лекарств в России, в этом случае обоснована регистрация в валюте. Но тогда, все проблемы, возникающие в связи с изменением курса валют, станут неудобными для аптек, так и для информирования потребителей. Все риски и проблемы можно было возложить на зарубежных производителей, либо на российских потребителей.

К сожалению, Минздрав России пошел вторым путем, и теперь весь год цены на импортные лекарства даже при незначительном изменении будет лихорадить, но ответственность ляжет на аптеки. Действия Минздрава не ограничились только принятием решения в пользу зарубежных производителей и в ущерб отечественному фармрынку, в Постановлении Правительства РФ №782 заложены два абсолютно противоречащих друг другу пункта, в которых изложен порядок определения предельной отпускной цены производителя. Причем оптовик, формируя цену, совершенно справедливо руководствуется пунктом 20. В случае несогласия аптеки с предельной отпускной ценой, указанной в протоколе согласования цены, поставщик готов забрать свой товар. Но аптеки, в этом случае, будут сидеть без лекарств. Оптовик ссылается на пункт 20, а проверяющие «бьют» аптеку за пункт 11, поскольку при проверках используется расчетная цена от рублевой цены реестра.
Сколько человек занимаются пустым делом из-за одного безграмотно составленного документа (прокуратура, органы Росздравнадзора, другие надзорные органы в субъектах Федерации). 
Когда путаница понятий вызвана «накладками» нормативно-правового акта, в условиях рыночных отношений право применения должно бы трактоваться в пользу бизнеса, но только не аптечного! В нашем случае исполнительные органы решили, что аптеки в случае более высокого курса валюты в грузовой таможенной декларации обязаны проводить переоценку каждый месяц (напомню, что реестр публикуется на 15-е число каждого месяца) и своевременно изменять цену в вывешенном в аптеке реестре. Если учесть, что в валюте зарегистрировали четверть всего ассортимента ЖНВЛС, аптека должна ежемесячно обновлять и реестр расчетных предельных цен! Причем опять за счет бизнеса. 
В отношении нерегулируемого ассортимента мы уже знаем позицию Минздравсоцразвития России: "Министерство будет проводить работу по контролю за ценами на лекарства, которые не вошли в перечень ЖНВЛС, чтобы не допустить резкого скачка цен и снижения их доступности для покупателей, - сообщила на заседании Президиума Правительства РФ глава Минздравсоцразвития Т.А.Голикова. - К сожалению, отдельные эксперты рынка предрекают повышение цен и очень подогревают ситуацию во втором сегменте лекарственного рынка - в отношении препаратов, которые не входят в перечень жизненно важных и необходимых. Я обращаюсь ко всем участникам рынка, чтобы такие экспертные оценки так и остались оценками и не более того».
Никто не спорит, что рынок должен быть регулируемым, но тогда должны быть и какие-то встречные шаги государства. Тем не менее, в новом Федеральном законе № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» опять присутствует ограничение по ассортименту товаров, которые можно продавать в аптеке. Мало того, Минздрасоцразвития хочет убрать из ассортимента БАД, которые занимают в общем товарообороте более 10%, а в общем доходе аптеки прибыль от их реализации может достигать до 20%. Регулирование наценки к зарегистрированной цене производителя, безусловно, эффективно, но самым эффективным способом снижения цен на ЖНВЛС может стать запрет рекламы на эти самые ЖНВЛС, в прайм-тайм эта реклама стоит десятки, если не сотни тысяч долларов. Органы исполнительной власти могли бы запретить рекламу ЖНВЛС, приоритетно включим их с стандарты лечения.

Урезонить «сверхприбыльный» аптечный ритейл

Правительство, не попытавшись разобраться в экономических проблемах аптечного ритейла, решило урезонить «сверхприбыльный» аптечный бизнес с помощью прокурорских проверок. Трудно сказать, что в большей степени движет аптечным работником: страх перед проверяющими или гипертрофированная социальная ответственность, но последние инициативы Правительства, изложенные в Постановлении от 08.08.2009 №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» вызывали лишь вопросы по техническому исполнению изложенных в нем директив, но не по их сути. В большинстве своем аптеки выполняют указания Правительства по ценообразованию, иногда себе в убыток. Нельзя забывать о том, что аптечный бизнес еще и высоко затратный, потому что практически все стороны деятельности аптек регламентированы. Сегодня уже можно говорить о том, что многие аптеки уже превратились в аптечные киоски: в них нет ни сильнодействующих средств и наркотических веществ, которые так необходимы определенным группам больных. Аптеки уже не могут позволить себе обеспечить условия хранения для этих препаратов. Эти условия могут позволить себе реализовать те, кто торгует оружием и ювелирными изделиями, правда, там не регулируют ценообразование. 
Один из наиболее часто приводимых аргументов, косвенно доказывающих высокий уровень прибыли в аптеках — большое их количество в крупных городах. С этим мы не спорим, но, к сожалению, высокая концентрация аптечных организаций только в городах с большим числом платежеспособного населения. 

Про что забыло правительство

Результаты исследования, проведенного Федеральной антимонопольной службой, показали: «Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 3-5 тыс.чел. на 1 аптеку. Между тем, в ряде регионов на 1 аптеку в среднем приходится 6-8 тыс. человек, а в некоторых случаях 9 и 10 тыс. человек. Даже в больших городах зачастую соотношение количества аптек к проживающему в городе населению крайне мало. Муниципальные образования, где действует только одно аптечное учреждение, – чаще всего районы с низкой численностью населения и низким уровнем платежеспособного спроса. Почти в четверти муниципальных образований с численностью менее 100 тысяч человек действует только одна аптека».
Анализ ФАС проводился в 79 регионах, было выявлено 423 муниципальных образований, в которых лекарственная помощь населению оказывается лишь одной аптекой. Выводы, сделанные ФАС заставляют задуматься: «Как правило, монополистами в отдаленных и малочисленных районах становятся ГУПы и МУПы. Для государственных и муниципальных аптечных учреждений основными барьерами для развития являются проблемы недостатка оборотных средств и высоких издержек на выполнение социальных функций, и это во многом объясняет тенденцию постепенного их ухода с рынка». Рентабельность аптек в 2009 году составила 2%.
Здесь хочется вспомнить рекомендации ВОЗ: «Правительство играет центральную роль в обеспечении таких условий, при которых лекарства, распространяемые в государственном и частном секторах, были бы приемлемого качества, безопасными, эффективными, географически и экономически доступными».
Похоже, наше правительство увлеклось экономической доступностью, забыв про географическую...
 

Журнал "Новая аптека" №7 2010