Событие, о котором так долго твердило фармацевтическое сообщество, свершилось! В Москве прошел съезд фармацевтических работников. Его ждали без малого 10 лет. О том, что представителям российской фармации необходимо собраться и поделиться взглядами на развитие отрасли, а затем выработать общие, единые для всех, давно говорили многие. Потребность в этом испытывали все – от рядовых работников аптек до сотрудников министерства. Правда, прошедшие ранее – в 2002 и в 2005 годах – два мероприятия, на которых собирались представители фармацевтической отрасли, не привели к каким-либо кардинальным изменениям. Запланированный же Минздравсоцразвития России на 2009 год третий съезд так в планах и остался. Что, впрочем, вполне понятно. Объединиться по приказу не получится. Тем и ценно прошедшее в последние дни апреля мероприятие, что оно инициировано самим сообществом фармацевтов, а министерство просто поддержало инициативу.
Не аптекой единой
На съезд собрались 585 делегатов, 10 700 человек подключились к онлайн-трансляции съезда. Неотложных задач в сфере обращения лекарственных средств, которые необходимо решать совместными усилиями государства и бизнеса, накопилось немало. Это и определение стратегии развития фармацевтической отрасли в общей системе здравоохранения, и совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров, и повышение статуса фармацевтических работников. С последним связано уже давно звучавшее предложение учредить профессиональный праздник – День фармацевтического работника, работника фармацевтической промышленности. Эта инициатива фармацевтического сообщества поддержана министром здравоохранения России. Не менее важна, по общему мнению, и необходимость консолидации фармацевтического сообщества, без чего будут невозможны изменения, направленные на оздоровление отрасли.
Фармацевтическая отрасль объединяет не только аптечные организации, но и производителей лекарственных средств, дистрибьюторов, она включают весь путь, который проходят лекарства от момента их разработки до потребления пациентами. Как отметил временно исполняющий обязанности главы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) Михаил Альбертович МУРАШКО, это огромная отрасль, управляющая миллиардами, характеризующаяся жесткой конкуренцией. При этом конкурентная борьба в том виде, в каком она существует сегодня, сводит развитие технологий фактически к минимуму. Давно требуют коррекции многие нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность отрасли, и именно профессиональное сообщество должно принимать активное участие в этом процессе.
Проблемы роста
Основные цели проводимого съезда, по мнению директора департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елены Анатольевны МАКСИМКИНОЙ, – формирование диалога между всеми заинтересованными лицами, выбор стратегических ориентиров отрасли. Приоритетными являются право каждого российского гражданина на доступ к современным и эффективным лекарственным средствам; сбалансированность системы лекарственного обеспечения, базирующаяся на реальных возможностях бюджета страны, частного сектора и граждан при сохранении и расширении существующих государственных гарантий оказания медицинской и фармацевтической помощи; эффективность, качество и безопасность лечения на основе принципов доказательной медицины. Принятая Минздравом стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года определила векторы, в направлении которых будут идти реформы системы лекарственного обеспечения, тактические шаги, которые предпринимает министерство в сотрудничестве с другими ведомствами и региональными органами здравоохранения. Для решения проблемы рационального использования лекарственных препаратов внедряются современные клинические рекомендации, вводятся регистры пациентов, обеспечивающие принятие решений по лекарственному обеспечению с учетом персональных данных, разрабатываются критерии по включению лекарственных препаратов в список ЖНВЛП на основе сравнительной оценки их социально-экономической эффективности. Необходимо создать процедуру выведения из обращения клинически неэффективных лекарств, порядка формирования и ведения перечня взаимозаменяемых лекарств, оптимизировать процедуру регистрации лекарственных средств, особенно для лечения редких заболеваний. Предстоит выбрать эффективные подходы к решению проблемы финансовой доступности лекарственных средств для бюджетов всех уровней (государственных, муниципальных) и населения страны, в том числе продолжается поиск эффективных методов регулирования цен на средства, входящие в перечень ЖНВЛП. «В качестве перспективного решения нами видится поиск и разработка оптимальной модели референтного ценообразования на эту группу препаратов, – отметила Елена Анатольевна. – А также переход от регулирования цен по регистрации предельных цен производителей к формированию референтных цен». В условиях возрастающих рисков (в том числе растущей продолжительности жизни, что приводит к старению популяции, росту числа хронических заболеваний) остро встает вопрос рационального использования ограниченных общественных ресурсов.
В связи с этим «…возрастает роль социальных программ, обеспечивающих сохранение высокого качества человеческого потенциала, в первую очередь эффективного лекарственного обеспечения населения страны, – указала руководитель департамента. – Решение этого вопроса мы видим во внедрении программы лекарственного возмещения для широких слоев населения».
Особую важность приобрела проблема квалификации медицинских и фармацевтических работников. Кадровый дефицит в системе здравоохранения и системе лекарственного обеспечения определяет необходимость создания эффективных форм медицинского и фармацевтического образования, мотивации персонала, постоянного повышения квалификации и повышения качества оказания фармацевтической помощи.
Говоря о переменах, которые произошли с отечественным фармацевтическим рынком за последнее время, стоит отметить его существенный рост – за 15 лет в стоимостном выражении он вырос более чем в 4 раза. Правда, с одной стороны, доля отечественных лекарственных препаратов не столь велика, как хотелось бы, а с другой по количеству воспроизведенных лекарственных средств мы занимаем одно из ведущих мест в мире – оригинальных лекарственных препаратов на нашем рынке 23%. Еще одна особенность современности – значительное увеличение количества лекарственных препаратов – в 2013 году в реестре насчитывалось свыше 20 000 наименований, а с учетом различных лекарственных форм, фасовок и дозировок – свыше 35 000 наименований. Так что явно назрела необходимость санации товарной номенклатуры на рынке лекарственных средств, с сохранением лучших инновационных и генерических препаратов.
Еще одна проблема, важность которой признается всеми участниками рынка, – большое количество аптечных учреждений. В России одна аптечная организация приходится в среднем на 1450 жителей, что в два и в некоторых случаях в пять раз выше по сравнению с большинством зарубежных стран. Лет 20 назад на одну аптеку приходилось около 9000 человек. Превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности в сочетании с невысокой платежеспособностью населения приводит к низкой рентабельности деятельности единичного субъекта на рынке и, как следствие, к снижению качества оказания фармацевтической помощи.
В таких условиях добиваться повышения рентабельности аптек необходимо за счет увеличения их функционала, а также возможного квотирования количества и внедрения института саморегулирования в отрасли, считает Елена Максимкина.
Кадры решают все Аптечные учреждения должны занять свое место в системе здравоохранения, считает президент общественной организации «Российская фармацевтическая ассоциация» Александр Дмитриевич АПАЗОВ. Обязанности аптечной службы связаны с лечением больного человека. Ее деятельность всегда была почетной и нужной людям. Однако огромное количество аптечных учреждений – это непосильная ноша для экономики. Из-за этого многие аптечные организации ищут возможность выжить в тяжелейших условиях, что приводит в том числе и к появлению в аптеках контрафакта, некачественной продукции.
Поэтому необходимо в обязательном порядке вернуть квотирование аптечных учреждений.Аптечную систему всегда отличало наличие профессионально грамотных людей, и потому еще одна важная задача – сохранить в аптечных учреждениях фармацевтических специалистов. «За время, прошедшее после последнего съезда, который был в 2005 году, произошло очень многое, – отметила ведущий научный сотрудник ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАН, профессор, д.ф.н. Елена Алексеевна ТЕЛЬНОВА. – Изменились мы, изменилась ситуация на фармрынке, изменилось отношение к аптекам и специалистам, работающим в аптеках; накопилось много вопросов, которые требуют решения. Причем ситуация такова, что решение необходимо сегодня. Но главное, чего мы должны достичь, это вернуть уважение к нашей профессии, уважение к тому делу, которому мы служим». Из множества наболевших проблем можно выделить несколько основных. Первая и главная проблема отрасли – это нехватка квалифицированных кадров, которая остро ощущается не только у нас в стране, но и за рубежом. К сожалению, статистики по кадрам фармацевтической отрасли практически нет – количество фармацевтических работников в России оценивается от 300 000 до 600 000 человек. Ряды специалистов с фармацевтическим образованием ежегодно пополняются на 7500 человек, при этом спрос на специалистов с фармацевтическим образованием остается высоким. В то же время конкурс на обучение по специальности «фармация» довольно большой.
Однако опрос фармпроизводителей выявил негативное отношение к существующим образовательным программам и высшей, и средней школы. Только 39% респондентов оценили качество существующего образования как приемлемое.
Почти такое же количество работодателей отметили полное несоответствие образовательных программ своим нуждам, в первую очередь из-за отсутствия в программах практических дисциплин по менеджменту качества, государственному регулированию ЛС, вопросам валидации и др.
Можно сказать, что образовательные программы отстали от реальности сегодняшнего дня. Для решения обозначенной проблемы государству и бизнесу необходимо выработать комплексный подход к системе подготовки и переподготовки кадров, подготовить программу по реформированию системы образования.
Дело доступа
Еще одна важная проблема – доступность лекарственных средств для населения: с одной стороны, доступ населения к аптечным организациям ограничен, а с другой – чрезмерен. По советским нормативам на одну аптеку приходилось 9000 человек, а расстояние между аптеками составляло 500 метров. На сегодня в РФ 77 000 аптечных организаций. Казалось бы, большое количество аптек должно привести к здоровой конкуренции, улучшению обслуживания, увеличению оказываемых услуг, снижению цен. Однако это привело к обратному – недобросовестной конкуренции, снижению качества оказываемых услуг, сокращению социальных функций и одновременно – к увеличению торговой направленности. По-прежнему сохраняется ограниченный доступ к аптекам для сельского населения – в селах насчитывается только 6774 частные аптеки и аптечных пункта. Для решения этой проблемы государство должно регулировать количественный состав аптечных организаций, необходимо вводить квоты для открытия аптечных организаций в городах, городских населенных пунктах и стимулировать открытие аптек и ФАПов в сельской местности. Вот только при открытии аптеки нельзя забывать, что аптека – это организация, выполняющая социальные функции. Серьезной проблемой сегодняшнего дня стало сокращение профильных аптек, аптек, производящих отпуск наркотических средств и психотропных веществ. Неуклонно сокращается количество аптек, имеющих производственные отделы (аптека без производства – это по сути дела торговая точка), – их осталось 4% от числа аптек готовых лекарственных форм.
Есть субъекты, в которых присутствует только одна такая аптека. В связи с этим предлагается обратиться к органам исполнительной власти субъектов РФ о дотировании деятельности аптек с социальной обремененностью. Кроме того, необходимо предусмотреть социальное обременение при проведении приватизации и продаже аптек, поскольку приватизированная аптека быстро меняет свой профиль.
Не менее важный вопрос – контроль за работой аптечных организаций. Количество проверок достаточно велико, несмотря на имеющиеся сложности. В то же время действует большое количество виртуальных аптек, которые остаются недосягаемыми для контролирующих органов, таким образом создается иллюзия действенного контроля. Исправить ситуацию можно не запрещая, а регулируя интернет-торговлю – аптека, имеющая лицензию, может доставить лекарство потребителю с использованием кассового аппарата, что обеспечит получение информации контролирующими органами.
Серьезная борьба должна быть нацелена на маркетинговые контракты – это нонсенс, когда ассортиментная политика, аптечный мерчендайзинг заменяются маркетинговыми контрактами с производителями и доход аптека получает не от своей основной деятельности – отпуска лекарственных препаратов, а от их продвижения.
Для решения проблемы необходимо прописать правила работы с маркетинговыми контрактами, обеспечив действенный контроль за фармацевтической деятельностью федеральными органами. «Вопросов накопилось много, многие из них не решались годами, – отметила профессор Тельнова. – Во многом это обусловлено тем, что профессиональное сообщество носит разобщенный характер – 12 различных ассоциаций действуют на федеральном уровне, помимо них существуют региональные, в результате отсутствует активный диалог с регулятором, нет возможности отстоять свои права. Ведущей силой может стать саморегулируемая организация, которой государство делегирует ряд своих полномочий».
Взгляд в будущее
Свое видение состояния фармацевтической отрасли и перспектив ее развития представил директор Центра социальной экономики Давид Валерьевич МЕЛИК-ГУСЕЙНОВ. Он отметил, что максимальные показатели роста показывает наибольший по своему объему коммерческий сегмент фармотрасли, который составляет порядка 700 млрд рублей в год в конечных ценах.
Стабильно расти этот сегмент будет и в будущем, достигнув к 2020 году, предположительно, одного триллиона рублей. Важный тренд, наблюдаемый сегодня, – смещение функции контроля со стороны государства в сторону самой фармацевтической отрасли; надо отметить, что это одна из последних существующих сегодня в РФ отраслей, которая до сих пор не имеет института саморегуляции.
Давид Валерьевич представил прогноз состояния фармацевтической отрасли. Он считает, что в 2015 году возобновится процесс приватизации муниципальных и государственных аптек, завершившись, скорее всего, в 2020 году. При этом важно не допустить снижения уровня социальных функций и сохранить для аптек обязательное социальное обременение. Стартуют в 2015 году региональные программы лекарственного возмещения, обязательным условием этого процесса должно стать формирование единого информационного пространства, объединяющего аптеку, врача, регулятора и страховую компанию. Благодаря запуску программ лекарственного обеспечения серьезно назреет реформа ценообразования лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, ожидается введение настоящего референтного ценообразования, что произойдет, видимо, в следующем году. В 2016 году ожидается также структурная эволюция аптечных организаций – они перестанут делиться на дискаунтеры и все остальные, придут новые форматы, новые ассортиментные ориентации, а допуск к профессиональной деятельности фармацевтических работников будет проводиться через системы саморегулирования отрасли.
Среди ожидаемых событий 2017 года – гармонизация правил ценообразования на лекарственные препараты; полноценная локализация в России своего производства иностранными фармацевтическими компаниями, отрасль начнет избавляться от препаратов, не имеющих доказательной медицинской базы.
В 2018 году реально заработает стандарт качества производства лекарственных препаратов, будут активно меняться стандарты логистики, стандарты надлежащей аптечной практики; большое количество функций по контролю за отраслью государство передаст профессиональному сообществу. К 2020 году большую часть рынка будут контролировать десять аптечных сетей, что подстегнет приход на российский рынок иностранных инвесторов. В 2025 году завершится программа «Фарма 2025»; с этого года каждый из нас будет иметь доступ к бесплатным медикаментам – мы будем жить при всеобщем лекарственном возмещении. А нарастающая концентрация аптечных сетей приведет к сокращению точек отпуска аптечных организаций.
В 2030 году, по предположению Давида Валерьевича, которое он сам сравнил с творчеством братьев Стругацких, нас ожидает персонализированная медицина – аптека к тому времени станет чем-то вроде мини-завода по производству лекарств, изготовленных индивидуально для каждого человека.
Что такое хорошо
«Сегодняшняя фармацевтическая отрасль работает безнравственно, – с такого заявления начала свое выступление председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, декан фармацевтического факультета Нижегородской государственной медицинской академии Светлана Владимировна КОНОНОВА. – 70% идут к нам учиться, потому что это денежный бизнес. Мы должны готовить специалиста, обеспечивающего здоровье нашего населения, и тогда все точки встают на свое место». На сегодня до 15% работников фармотрасли не имеют профессионального образования, что, несомненно, снижает доверие населения к сотрудникам аптек. В то же время востребованность в фарморганизациях растет, за последние 13 лет она выросла в 2,5 раза, одновременно повышаются и требования к качеству предоставляемых фармацевтических услуг. Помочь формированию специалистов должны новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые должны формироваться только на основании широкого обсуждения.
Фармотрасль, по мнению директора департамента внешних связей компании Stada CIS Ивана Анатольевича ГЛУШКОВА, это больше, чем только аптека. Важно каждое звено отрасли, где работают специалисты с фармобразованием, без работы которых пациент не получит необходимое ему лекарство. Если обращать внимание только на ритейл – каждый раз будет возникать вопрос о торговле; но когда речь идет об отрасли как о системе лекарственного обеспечения, которая по итогам 2013 года обеспечивает почти 2% валового продукта, то она становится заметнее и понимается ее важность для страны. У отрасли сейчас достаточное количество проблем, их можно делить на проблемы дистрибьютора, производителя, розницы, но все они так или иначе связаны с несбалансированностью разных цепочек, разных участков отрасли. И для того чтобы справиться с ними, надо объединить усилия. Возможны либо общий успех, либо постоянное перетягивание каната с постоянным ущербом для каждой стороны.
«То, что мы собрались, свидетельствует о том, что наше профессиональное сообщество достаточно созрело, – считает исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная Гильдия» Елена Викторовна НЕВОЛИНА. – В принципе мы уже готовы к саморегулированию и видим, что регулятор тоже готов к диалогу».
Профессиональных организаций в отрасли достаточно, но они созданы по принципу предпринимательской деятельности, и на сегодняшний день защищать интересы профессии на федеральном уровне у нас практически некому. Именно саморегулируемая организация (СРО) могла бы делать это от имени своих членов. В ее компетенции также разработка стандартов и контроль за их выполнением, защита своих членов, в том числе и путем страхования их персональной ответственности, аккредитация специалистов и аптечных организаций по стандартам СРО. Заинтересованы в создании СРО и государственные органы, поскольку это инструмент, который дает возможность минимизировать административный барьер и повышает ответственность самого общества за результаты своей деятельности. Все: и производители, и дистрибьюторы, и представители аптек – признают, что у нас общие задачи и общие проблемы. И только при консолидированном, интегрированном подходе мы сможем их решить.
Закономерным итогом съезда можно считать принятое подавляющим большинством голосов решение о необходимости создания саморегулируемой организации фармацевтической отрасли, за которое отдали свои голоса 97% участников съезда. Столь же весомую поддержку получила принятая съездом резолюция.
Источник: журнал "Аптечный бизнес", май 2014г.