Е.В. Неволина, канд. фарм. наук, доц. РУДН, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия»
Второго марта 2014 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 09.01.2014 № 1 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», отменяющий отраслевой стандарт (приказ Минздравсоцразвития России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения ОСТ 91500.05.0007-2003”» (далее – приказ № 80). Среди последствий отмены приказа № 80 утрата требований, касающихся аптечных вывесок. Как же будут выглядеть вывески аптек в ближайшее время? Удастся ли профессиональному сообществу унифицировать требования к вывескам аптечных организаций?
Как было отмечено ранее,* в качестве последствий возможной отмены приказа № 80 можно считать утрату:
•• установленных функций аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков;
•• требований по обеспечению доступа в аптеку людей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;
•• информации на доске потребителя (сроки годности лекарств, изготовленных в аптеках, пункты проката, перечень препаратов, отпускаемых без рецепта врача, телефон справочной фармацевтической службы);
•• правил хранения лекарств списков А и Б;
•• требований по предотвращению боя, рассыпания, разливания, контаминации лекарственных средств;
•• требований к вывескам аптек.
Последнее вызывает особое беспокойство. В приказе № 80 присутствует требование: «Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск», «Аптечный магазин»; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек. Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания. Аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации».
В действующих документах требования к вывескам присутствуют, однако они ограничиваются перечислением некоторых данных, о которых организация должна проинформировать потребителей. Так, в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» записано: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (название) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске».
Аналогичные требования содержит и постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55: «Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (название) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации».
К сожалению, ни в отношении размера шрифта, ни в отношении месторасположения вывески указаний в приведенных документах нет. Все бы ничего, но в нашем законодательстве нет четкого определения, что такое вывеска.
Действие ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Закон «О рекламе») не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Законодатель определил, какие сведения мы должны указать на вывеске: свою организационно-правовую форму, фирменное наименование, адрес и режим работы. Вся эта информация, как правило, указывается на небольшой табличке, размещаемой обычно справа или слева от входа в помещение либо прямо на входной двери.
Как будут рассматривать контролирующие органы установленные в соответствии с требованиями отраслевого стандарта вывески?
Определение, приведенное в Законе «О рекламе», к сожалению, не дает четкого разграничения между понятиями «вывеска» и «реклама». Там записано: «Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, в частности, к товарам (работам, услугам), их производителям и продавцам, на формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке».
Руководствуясь этим определением, легко можно отнести вывеску с фирменным названием аптеки на фасаде знания к рекламной конструкции.
Тем не менее Федеральная антимонопольная служба (ФАС), осуществляющая контроль за соблюдением законодательства о рекламе, согласилась, что вывески, размещенные в месте ведения деятельности, под понятие рекламы не подпадают (письмо ФАС России от 23.07.2009 № АЦ/24234).
Кроме этого, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 25.12.1998 № 37 было разъяснение, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием организации как указателя ее местонахождения является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся в России обычаям делового оборота и не может рассматриваться как реклама.
Со ссылкой на позицию ВАС РФ арбитражные суды отказывались признавать рекламными самые различные вывески на фасадах зданий, подкрепляя свою позицию тем, что целью таких вывесок была не реклама, а информирование потребителей о месте нахождения предприятия, а также обозначение места входа; эти вывески не способны сформировать у людей предпочтения в приобретении товаров (работ, услуг) именно в этой торговой точке, агентстве, банке и т. д.
Зачастую вывеска является средством индивидуализации предприятия, способом реализации права на коммерческое обозначение (пункт 1 ст. 1538 ГК РФ). В соответствии с Законом «О рекламе» на установку наружной рекламной конструкции требуется разрешение, выдаваемое местными властями на определенный срок. Если вывеска не является рекламной конструкцией, разрешение на нее получать не нужно. Тем не менее мы сталкиваемся с тем, что местные органы власти, отвечающие за размещение наружной рекламы и ин формации, требуют получать разрешение или по крайней мере согласовывать с ними практически любую вывеску над аптечной организацией, независимо от того, рекламная она или нет.
Обоснование этому вполне разумное: вывески не должны нарушать сложившийся архитектурный облик местности и должны соответствовать нормам технической безопасности. Встречаются случаи, когда в местных актах вывеска называется информационной конструкцией, предназначенной для информирования о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей. Причем в каждом городском округе и муниципальном районе имеются свои требования к размещению рекламных и информационных конструкций, свои правила выдачи разрешений на их установку и свои органы, которые этим занимаются.
Формат статьи не дает возможности рассказать, как это происходит в каждой конкретной местности. Везде свои особенности и нюансы. Но Москва, видимо, превзошла все регионы и по-прежнему является лидером по изданию нормативных документов, регламентирующих в т. ч. и вопрос вывесок. Так, 25 декабря 2013 г. Московское правительство приняло постановление «О размещении информационных конструкций в городе Москве» № 902-ПП. В документе (пусть и регионального уровня) наконец появилось четкое определение, что можно считать вывеской: «Вывески – информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя».
В указанном документе отражено право предпринимателей использовать товарные знаки и знаки обслуживания, которое возможно реализовать только при условии их предварительной регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Это к вопросу использования креста (зеленого, красного, синего) или чаши со змеей как символов аптеки. Документ устанавливает четкие требования к размерам вывесок: «исключительно в пределах площади внешней поверхности объекта, соответствующей физическим размерам занимаемых данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещений».
Это согласуется и с позицией ФАС, которая изложена в письме ФАС России от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации», откуда следует, что если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в т. ч. с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.
При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке. Так, например, размещение вывески на крыше многоэтажного здания, в котором заведение арендует одну комнату, следует расценивать как рекламу этого заведения, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели.
При этом следует иметь в виду, что федеральное законодательство не содержит требований к размещению вывесок на каких-либо частях здания, исходя из расположения организации в данном здании.
Постановление устанавливает требования и по количеству вывесок («на внешних поверхностях одного здания, строения, сооружения организация, индивидуальный предприниматель вправе установить не более одной информационной конструкции»), и по их размерам («максимальный размер информационных конструкций не должен превышать: по высоте – 0,80 м; по длине – 0,60 м»).
Если речь идет о сведениях, размещаемых в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», то здесь «допустимый размер вывески составляет: не более 0,60 м по длине; не более 0,40 м по высоте.
При этом высота букв, знаков, размещаемых на данной информационной конструкции (вывеске), не должна превышать 0,10 м». Понятно, что такой шрифт с расстояния 25 м сможет увидеть только человек, страдающий дальнозоркостью. Остается и вопрос об информировании потребителей о месте нахождения аптеки. Вывеска на наружной стороне здания и вывеска, расположенная рядом с входом, – это уже две вывески?
Из анализа судебной практики следует, что одни суды придерживаются позиции, исходя из которой размещение на крыше наименования организации является фактом рекламы. Так, известны прецеденты, когда суды определяют, что наличие вывески на крыше с указанием наименования организации при наличии вывески у входа в организацию является рекламой. Другие суды придерживаются позиции, исходя из которой размещение на крыше конструкции с наименованием организации не является фактом рекламы.
Однако ФАС в своем письме определила: «отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц». Также ФАС считает, что размещение в месте нахождения организации ее наименования служит целям идентификации данной организации для потребителя и не может рассматриваться как реклама. Данная позиция отражена в письме ФАС России от 15.03.2010 № АК/6745 «О размещении вывесок на многоквартирных домах».
Кроме того, размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, может быть признано «обычаем делового оборота». Эта позиция заключена в письме ФАС России от 23.07.2009 № АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска».
ВАС придерживается позиции, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. Данная позиция находит свое отражение в п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
Так что в отношении вывесок аптечных организаций вопросы могут возникнуть пока только в Москве. Переходный период на приведение вывесок, расположенных на внешних поверхностях московских зданий, к ныне принятым требованиям, установлен до 1 июля 2016 г.
Возможно, до этого времени профессиональному сообществу удастся добиться унификации требований к вывескам аптечных организаций.
* Отпуск лекарств из аптек: последствия нормотворчества // Новая Аптека. Эффективное управление. 2014. № 4.