газета "Медицинский вестник" рубрика "Особое мнение"
Е.Неволина
«РАСШИРЯТЬ ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ НУЖНО, НО ЭТИ ПРОБЛЕМЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ РЕШЕНЫ РОСЧЕРКОМ ПЕРА ОДНОГО ЧИНОВНИКА»
- Я сомневаюсь, что прозвучавшее недавно предложение вице-мэра московского правительства Леонида Печатникова обязать все аптеки столичного региона осуществлять отпуск наркотических обезболивающих препаратов получит поддержку представителей аптечного бизнеса.
Да, сегодня проблемы доступности наркотических препаратов для инкурабельных пациентов на слуху. Последний случай с самоубийством контр-адмирала Вячеслава Апанасенко заставил первых лиц отрасли говорить о них во всеуслышание.
Безусловно, расширять доступность лекарственных препаратов для пациентов нужно; однако, следует понимать, что эти проблемы не могут быть решены росчерком пера одного, отдельно взятого, чиновника. Причина заключается, прежде всего, в самой системе организации оборота наркотических препаратов в медицинской практике, которая существенно отличается от западной.
Да, действительно, во многих странах пациент с рецептом врача может приобрести таблетки морфина в любой аптеке. Но там они хранятся в торговом зале, в обыкновенном сейфе. В России же сегодня аптечная организация, чтобы иметь возможность осуществлять отпуск наркотических препаратов, должна потратить не менее одного миллиона рублей только на оборудование специальных помещений для их хранения. Стоит ли говорить, что абсолютному большинству аптечных организаций такие расходы не по силам.
Нередко это трудно осуществить чисто технически, так как помещение, в котором размещается аптечная организация, как правило, ей не принадлежит. Собственник, в свою очередь, выступает против реконструкции, которую требуется провести согласно законодательству для того, чтобы аптека имела право хранить у себя наркотические препараты.
Второй момент. Осуществлять охрану помещения, в котором хранятся наркотические препараты, не имеет права никто кроме сил МВД или, согласно последним изменениям в законодательстве, сил внутриведомственной охраны. Частные охранные предприятия на это права не имеют. Но многие ли аптеки могут позволить себе иметь собственную охрану? Если допустить, что нововведения будут приняты, придется еще и расширять штаты МВД с учетом того, что сейчас на столичном рынке работает порядка 4,5 тысяч аптечных организаций.
В настоящее время в силу ограниченного количества таких больных, среднестатистическая аптека отпускает таких препаратов примерно на сумму 10-15 тысяч рублей ежемесячно. То есть, их доля в обороте организации крайне мала. Устоявшаяся практика предполагает, что аптечная организация получает списки пациентов, нуждающихся в препаратах; потребность в них просчитана и определена заранее, что исключает наличие неизрасходованных остатков. Можно предположить, что в силу определенных причин в отдельных аптеках вообще не будет потребности в данной группе медикаментов, но их запас все равно придется хранить, на всякий случай.
Возникает резонный вопрос: а что если пациент вообще не обратится за лекарством, кто компенсирует организации расходы на закупку этих препаратов, а также расходы на оборудование и содержание помещений для их хранения и последующей утилизации?
Основной посыл, к которому мы приходим: все затраты, которые понесет собственник, он будет вынужден покрывать за счет потребителей, в данном случае, пациентов. Сейчас столичным аптекам, их около 50, которые занимаются отпуском наркотических препаратов, эти дополнительные расходы компенсирует московское правительство. Но сможет ли оно выполнять свои обязательства в прежнем объеме, если число аптек вырастет в десятки раз?
Со своей стороны мы неоднократно обращались к правительству от лица коммерческих аптечных организаций, с просьбой о налоговых льготах для тех единичных аптечных организаций, которые несмотря на все вышеперечисленные препоны и затраты, все-таки решаются на отпуск наркотических препаратов. Льготы, которые предоставили аптекам, не учитывали той социальной нагрузки, которую они несут, обеспечивая наркотическими средствами инкурабельных больных. И получили их лишь те предприятия, которые работали по упрощенной схеме налогообложения.
Таким образом, данные инициативы кажутся мне не совсем продуманными и экономически целесообразными. Особенно в Москве, где в отличие от регионов ситуация с обеспечением пациентов с хроническим болевым синдромом, требующим применения наркотических средств, как раз является относительно благополучной.
газета "Медицинский вестник" рубрика "Особое мнение"