В газете "Фармацевтический вестник" была затронута тема, касающаяся новых регламентов, опубликованных в проекте государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов с высшим медицинским образованием, согласно которым обучение по специальности «Фармация» в очно-заочной и заочной формах не допускается. Исключение сделано для лиц, принятых до 1 сентября 2013 г. По сути, им просто дадут завершить обучение. ФП продолжил опрос мнений представителей фармсообщества. Какие последствия ожидают отрасль, если новые регламены будут утверждены?
Важна не форма, а содержание
Идея перевода образования по специальности «Фармация » на очную форму обучения не нова, точнее — это наше «незабытое старое», отмечает исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева. « Возможность получения образования «не очно» по профессиям системы здравоохранения всегда вызывает и удивление, и недоумение. Но как специалист с 15-летним практическим опытом преподавания на всех имеющихся на данный момент формах обучения отмечу, что форма учебы не является прямым показателем качества специалиста. Программы обучения по дисциплинам специальности и объемы часов преподавания разрабатываются и определяются согласно образовательному стандарту и программам, где требования едины. Поэтому исключение всех других форм обучения, кроме очной, само по себе не сможет гарантировать отличную подготовку специалистов. Совершенствование системы образования всегда было актуальной темой, таковой и остается. Что же касается специальности «Фармация», то требования к ней гармонично меняются с изменениями нормативно-правовых требований к рынку, что требует постоянного обновления учебно-методического комплекса по большинству дисциплин. Предлагается установить требования к периодичности обновления учебной литературы, учебно-методических комплексов, что считаю правильным и необходимым. Полагаю, что новые регламенты в долгосрочной перспективе могут принести отрасли исключительно позитивные результаты, но для этого прежде всего необходимо проанализировать сам стандарт. Какие дисциплины, какие приоритеты в часовой нагрузке и к формированию навыков и компетенций они будут содержать — вот главные критерии оценки, которые предстоит отрасли выставить новому стандарту по специальности «Фармация» в обозримом будущем».
Теряется преемственность
Заявленные регламенты требуют доработки, уверена исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия » Елена Неволина. «Если говорить о высшем фармобразовании для выпускников школ, то я приветствую инициативу. В этом случае очная форма обучения — единственно верная, т.к. заочно вчерашним школьникам тяжело будет получить полное представление об отрасли и профессии. Очно-заочная и заочная формы обучения подходят, на мой взгляд, тем, кто уже получил среднее специальное образование. В мире сегодня существует двухуровневая система фармацевтического образования: за четыре года обучения студент становится специалистом, получающим право работать в аптеке. Если он хочет заниматься управлением фармдеятельностью, развивать навыки в производстве, анализе качества лекарств, стать руководителем аптечной организации, он продолжает учиться и получает вторую ступень образования. У нас сегодня хоть и существует как среднее специальное образование, так и специалитет — 5 лет в вузе, разницы в стандартах практически нет. Специалист со средним образованием, имея соответствующий опыт работы, может претендовать на должность заведующего или директора аптеки на равных с провизором. Если новый регламент будет принят, получится и вовсе тупиковая ситуация: выпускник среднего специального учебного заведения вряд ли захочет тратить еще пять лет своей жизни на сидение на вузовской скамье практически без возможности работать и содержать себя и семью (ведь очное образование, по крайней мере на первых трех курсах, не дает возможности активно работать). Число желающих продолжить образование заметно сократится, т.е. потеряется преемственность фармацевтического образования, а отрасль недосчитается специалистов. С другой стороны, может обесцениться и среднее фармацевтическое образование, т.к. сейчас велик процент обучающихся в колледжах с прицелом затем поступить в вуз — такие слушатели будут поступать в вуз, минуя колледж или училище. Поэтому здесь мы категорически за то, чтобы очно-заочную и заочную форму обучения сохранили». Впрочем, Елена Неволина согласна с тем, что фармобразование давно требует обновления, особенно в части программ обучения и технического оснащения вузов. «В некоторых вузах студентов до сих пор учат вручную сводить баланс. Этот навык им потом никогда не пригодится — сколько раз на выпускных экзаменах видела, как «плавают» в этом вопросе студенты, которые уже работают и привыкли пользоваться бухгалтерскими программами, где учет автоматизирован. Вузам непременно придется перестраиваться — это требование времени.
Выпускники, выходя в профессиональную жизнь, должны быть готовы к тому, с чем им придется работать, а у нас до сих пор очень часто работает схема «забудь все, чему тебя учили в вузе, и учись заново». Приглашение к преподаванию практиков фармотрасли считаю очень полезным решением. Только практик может помочь студенту привязать полученные им теоретические знания к практической работе».
С оглядкой на отрасль
По мнению генерального директора компании «Олимп науки» Ирины Наделяевой, вносить изменения в регламент стандартов образования нужно осторожно, с оглядкой на отрасль. «Инициатива убрать все формы образования, кроме очной, с одной стороны, логичный шаг, ведь в фармобразовании действительно есть дисциплины и навыки, которые можно получить только при очной форме обучения. Но, с другой стороны, не стоит, на мой взгляд, отказываться от вечерней формы, которая всегда была востребована. Ведь есть специалисты, которые повысили свой профессиональный уровень и сделали карьеру в фармацевтическом бизнесе именно благодаря второму высшему, вечернему фармацевтическому образованию. Обидно, если в результате нововведений пострадает система подготовки. Не до конца понятно, как теперь будут дополнять друг друга среднее и высшее фармацевтическое образование. Считаю, что подготовка в рамках среднего фармобразования сегодня отвечает запросам отрасли. Выпускники фармацевтических лицеев сегодня даже более востребованы на рынке труда, чем выпускники вузов. К тому же, находясь в ведении региональных властей, система среднего профессионального образования имеет возможность изменяться и перестраиваться, пополняться новыми актуальными тренингами и мастер-классами и избавляться от старых курсов. Убеждена, что эта система должна быть встроена в систему непрерывного профессионального фармацевтического образования».
Проблем не будет
Декан фармацевтического факультета ПМГМУ им. И.М. Сеченова, проф. Иван Краснюк полагает, что особых изменений в связи с введением новых регламентов, отрасль не ощутит. «Многие выпускники фармколледжей сегодня учатся на очных отделениях в вузах. Очное образование дает не только хорошую базу, но и помогает отточить навыки самостоятельного поиска и работы с информацией, столь необходимые в условиях непрерывного профессионального обучения. К услугам студентов сегодня порталы и электронные библиотеки. Да и практические навыки получить в процессе обучения легко — через прохождение практик, работы в студенческих лабораториях и на базе университетской аптеки. После III курса студенты-очники начинают подрабатывать, так что никаких проблем в связи с появлением новых регламентов не вижу. Что касается требования наличия в преподавательском составе преподавателей-практиков, то и здесь, на мой взгляд, все сложится благополучно. Интерес у практической фармации к подготовке специалистов есть, так что компании и аптечные организации готовы к сотрудничеству с вузами. Уже сегодня в комиссиях по итоговой аттестации студентов у нас порядка 40% — действующие руководители компаний, работающие на рынке эксперты».
Последствия будут негативными
Профессор кафедры управления и экономики фармации РУДН Ирина Косова крайне негативно оценивает инициативу по переводу обучения по специальности «Фармация» только в очную форму, полагая, что такое решение является ущемлением прав граждан на получение высшего образования. «Согласно федеральному законодательству, один из принципов нашей системы образования — образование через всю жизнь. Как можно обеспечить непрерывность образования, если перекрыть доступ к вечерней и заочной формам обучения? Выходит, работающий специалист со средним специальным образованием будет теперь лишен возможности получить высшее образование без отрыва от производства. А ведь для многих фармацевтов это был «социальный лифт». Думаю, нас поспешили приравнять к медикам». Ирина Косова не согласна с аргументом, будто качественная подготовка специалистов в области фармации возможна только на очном отделении. По ее мнению, все зависит от вуза, где учится студент, насколько там добросовестно подходят к организации учебного процесса. «Есть вузы, где давно и хорошо работают заочные отделения. Взять хотя бы наш университет. Мы выдаем очникам и заочникам одинаковые дипломы, потому что вкладываем в своих студентов все, что предусмотрено образовательными стандартами и учебными планами. У нас нет недоученных выпускников — заочники демонстрируют на госэкзаменах знания не хуже, чем очники. Конечно, есть и такие учебные заведения, где подготовка специалистов ведется некачественно и в неполном объеме. Но это уже вопрос слабого контроля над качеством образования в таких вузах. Наш университет в этом году продолжил набор студентов на заочное фармотделение. Но, насколько мне известно, некоторые профильные вузы уже поторопились перейти на еще не утвержденные регламенты и закрыли набор на заочные и вечерние отделения». По мнению Ирины Косовой, отмена заочного образования по специальности «Фармация» усугубит проблему дефицита кадров на рынке труда: «Уже сейчас из-за нехватки специалистов с фармацевтическим образованием аптеки привлекают на работу медиков, что является нарушением лицензионных требований. Ситуация может еще больше ухудшиться, если выпускники фармколледжей лишатся возможности получать высшее образование без отрыва от производства».
Пока не поздно, считает профессор, надо «всколыхнуть» фармацевтическую общественность, выработать общую позицию и донести ее «наверх», чтобы потом не было «мучительно больно» от непродуманных решений, принятых без экспертизы профессионального сообщества.
Елена Григорьева, Наталья Маскина
Источник: газета "Фармацевтический вестник"