Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Зарубежный опыт - из первых рук
31.10.2013

Вот уже больше 150 лет крупнейшая в Великобритании аптечная сеть Boots обеспечивает население товарами для здоровья и красоты. Являясь ведущим оператором страны в своем сегменте, Boots насчитывает более  400 торговых точек в Англии и около 3000 - всего в мире. Сама аптечная сеть является подразделением Концерна Boots Healthcare.

 

Немного истории

Свое название аптечная сеть Boots получила благодаря своему зачинателю. В 1849 г. в одной из частей Нотингема Джон Бут открыл первый магазин, который занимался продажей трав. Позже бизнес унаследовал его сын. Он начал разработку и изготовление собственных лекарственных средств. И в 1893 г. магазинов стало уже 33, а в начале прошлого века их количество все устойчивее возрастало. В 1935 г. появилась пользующаяся сегодня широкой популярностью в Великобритании косметическая линия № 7. В 1956 г. был открыт первый магазин самообслуживания Boots. Путем экспансии к сети присоединились сотни новых торговых точек. Постепенно росли розничные продажи медикаментов, товаров для здоровья и красоты. К собственным брендам добавились знаменитые марки Strepsils, Do It All, Clerasil, Halfords, Scholl footwear. В 1982 г. компания уже приобрела имя The Boots Company PLC. А в 1991 г. была создана Boots Healthcare International. В настоящее время сеть имеет и свой онлайн магазин.

 

 

 

Беспристрастным профессиональным взглядом на ассортимент косметики, особенности продаж, а также своими впечатлениями после посещения аптек Boots делится исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» Елена НЕВОЛИНА, недавно побывавшая в Лондоне.

- Елена Викторовна, расскажите, что особенно запомнилось и обратило Ваше профессиональное внимание в аптеках сети Boots?

- Когда попадаешь в Boots, первое, что замечаешь: ассортимент товара, который может продавать аптека, в Великобритании не регулируется. Собственник или сама аптечная организация может определять свой ассортимент. Как правило, это очень большие площади, и на самом выгодном месте располагается косметический товар. Причем не просто косметика масс-маркет или собственная торговая марка, а в первую очередь обращает на себя внимание именно так называемый класс luxery. И, как ни странно, в подобных отделах наблюдаешь достаточно большое количество посетителей. Все известные марки, такие как Estee Lauder, Shiseido, конечно же, стремятся поставить в Boots свой товар. Производители заинтересованы в такого рода поставках прежде всего потому, что точки продаж сети покрывают не только всю Великобританию, но и теперь уже, после объединения с американской сетью Walgreen, и весь мир.


- Какие еще особенности ассортимента обратили на себя внимание в аптеке Boots?

- Во-первых, сразу же замечаешь: выбор тех же косметических продуктов одинакового назначения небольшой - к примеру, 3-4 торговые марки аналогичных средств для ухода за волосами, столько же - для ухода за лицом. Это, по всей вероятности, связано с тем, что на Западе в результате изучения потребительского спроса и потребительского поведения уже давно пришли к выводу: большое предложение одного вида товаров разнообразных марок всегда вызывает раздражение. И поэтому в аптеке Boots, например, носовые платки так же представлены всего в 2-х вариантах - собственной торговой марки и достаточно дорогой вариант носовых платков, пропитанных бальзамом. То же самое с влажными салфетками. И первое предложение, если ты сам не определился с выбором, конечно, будет собственной торговой марки. Из чего можно сделать вывод о мотивации сотрудников и о том, что в собственной торговой марке, наверняка, заложена самая большая прибыль.


- Предоставляются ли покупателям какие-то скидки, дисконтные карты?

- Покупательский спрос достаточно активно стимулируется. Постоянно работают какие-то программы лояльности. Ведь именно продажи косметики и сопутствующих товаров, а не лекарственных средств, приносят наибольшую прибыль. В самой аптеке Boots выдаются ваучеры на некоторые виды продукции. К примеру, приобретая лекарство, покупатель получает вместе с чеком ваучер, который предоставляет определенную скидку на какую-то косметическую марку. Пользуясь чеком и этим ваучером, можно сэкономить существенную сумму на будущую покупку.


- Какие еще сопутствующие товары можно приобрести в аптеках Boots?

- В свободной выкладке находятся также БАДы. Кроме этого, продаются бутерброды, абсолютно любая питьевая вода: минеральная, с добавлением сока. Аптеки там еще зарабатывают проявкой фотографий: в Boots в том же чеке на покупку медикаментов предоставляются скидки на печать фотографий. В настоящее время в аптеках появилось много дополнительных отделов - с продуктами для здорового образа жизни. Там есть как для профессиональных спортсменов - разрешенные к употреблению белки, протеины, так и для любого человека - огромный выбор витаминов, продуктов для здорового питания; сахар, к примеру, можно приобрести и коричневый, и тростниковый, и в том числе получаемый из сока клена. В Англии в целом поражает массовость приобщения населения к здоровому образу жизни. Это и бег в парках, и занятия - свободные и по желанию с инструктором. Там существует масса людей, которые действительно хотят приобрести соки без сахара, шоколад, полезный для здоровья, с пониженным содержанием сахара. Эту тенденцию к здоровому образу жизни активно поддерживают и аптеки, реализуя также различные небольшие силовые тренажеры; широкой популярностью стали пользоваться так называемые у нас ипликаторы Кузнецова, представленные большим выбором модификаций.

Аптечную сеть Boots можно по праву назвать признанным экспертом в области красоты и здоровья. В Великобритании аптеки Boots лидируют по количеству предоставляемых консультационных услуг. За многие из них от Министерства здравоохранения они получают компенсации.

Аптечную сеть Boots можно по праву назвать признанным экспертом в области красоты и здоровья. В Великобритании аптеки Boots лидируют по количеству предоставляемых консультационных услуг. За многие из них от Министерства здравоохранения они получают компенсации. Крупнейшая аптека-флагман сети Boots располагается в самом центре Лондона и занимает 4 этажа общей площадью 2000 кв. м. Количество персонала, работающего в ней ежедневно, составляет около 260 человек. 2 полных этажа аптеки отведены для продажи только косметики. Рядом с каждой косметической витриной находится масса пробников, и есть все условия для тестового макияжа


- А что можно сказать о наличии рекламных материалов: баннеров, плакатов?

- В аптеках Boots очень много рекламы. Естественно, при входе сразу же бросаются в глаза различные постеры. Нелекарственные этажи наполнены очень красочно. Особенно огромных размеров рекламные плакаты в зоне сегмента luхегу-косметики. Причем, если взять рекламу в глянцевых журналах, есть такая особенность: совершенно рядом друг с другом могут располагаться рекламные материалы собственной марки Boots и аналогичного косметического средства конкурирующей торговой марки.


- Елена Викторовна, а как Вы думаете, по каким причинам в английской аптечной сети Boots косметика и сопутствующие товары составляют ядро ассортимента? Ведь именно они обеспечивают аптеке основную долю выручки.

- Дело в том, что в Англии специализированных парфюмернокосметических магазинов нет. Там могут продаваться определенные линейки в супермаркетах, определенные линейки класса luxery продаются и в дорогих универмагах, но тем не менее предложение их и в аптеке пользуется спросом. У нас же достаточно активно развиваются отдельные парфюмерно-косметические сети. Предложения достаточно широкие. Борьба за своего клиента очень ожесточенная. Иногда имеет место и не совсем этичная конкуренция. А у косметики, которая производителем позиционируется как продаваемая только в аптеках, спектр приверженных потребителей достаточно узкий. Поэтому за косметикой в аптеку приходит не такое большое количество людей. В Англии это может быть основная продажа, а медикаменты фактически выступают как сопутствующий товар.

Беседовала Елена Ермилова

Журнал "Косметика в аптеке"