Предложения о запрете продажи в аптеке все большего количества безрецептурных лекарств, а также о полном запрете рекламы лекарств выводят на повестку дня вопрос о наличии врача в аптечном учреждении. Увы, в последнее время взаимоотношения врачей и фармацевтов испортились до такой степени, что зачастую единственным посредником между фармацевтом и медиком выступает пациент. Сегодня среди врачей весьма распространено мнение, что аптечными специалистами движет только прибыль. Мы решили узнать точку зрения провизоров относительно этого утверждения, а также выяснить их мнение о том, должен ли в аптеке работать врач-консультант, и полезна ли его деятельность бизнесу аптечного ритейла.
Мнение о том, что фармацевтами движет исключительно прибыль, широко распространено среди врачей и пациентов. Однако в реальности, как утверждают эксперты, среди провизоров и фармацевтов много грамотных специалистов, радеющих о пользе пациента, а не только о собственной выгоде. «Профессиональный совет и хорошее впечатление гораздо выгоднее аптеке, чем одномоментная продажа дорогого препарата», – считает Инна Р., провизор одной из московских коммерческих аптек.
Кто кого?
Между тем, у провизоров есть претензии к знаниям врача. «Врач не чувствует ответственности. Много стало неверных рецептов, особенно выписанных пожилым людям, инвалидам. Язык не поворачивается отправить их обратно в поликлинику, где им предстоит заново простоять очередь в регистратуру, затем к врачу, а потом опять идти в аптеку», – говорит Инна Р. По ее мнению, из-за отсутствия цепочки взаимодействия «врач–пациент–провизор» крайне высоко недоверия пациентов врачам. Впрочем, она заметила, что и в аптеках стало больше некомпетентных сотрудников.
Система оплаты труда в аптеке «оклад+ % от реализации» заставляет плохих провизоров продавать без рецепта препараты любых списков. Однако утверждение «сотрудником движет только прибыль» может быть отнесено и к врачам. По словам провизоров, после общения с медицинскими представителями залежалый и далеко не лучший препарат раскупается за два дня. И разве не прибыль движет врачом, раздающим пациентам направления на препараты со скидкой в определенные аптеки?
Нужен финансовый стимул
У многих стран имеется опыт совместной работы врача и провизора. Они даже могут в отдельных случаях заменять друг друга. Например, в Великобритании государство материально поощряет провизоров выполнять функции парамедиков, измерять пациентам давление, делать анализ на уровень сахара в крови, проводить профилактические компании по борьбе с незапланированными молодежными беременностями или антиникотиновую пропаганду, продлевать у врачей рецепты для хронических больных. «Теоретически у нас пока аптека обязана оказывать только экстренную медицинскую помощь, – говорит независимый эксперт фармрынка, аналитик Николай Беспалов. – То, что делают в Британии, – это интересная практика. Но если бы нормально работали поликлиники, или была бы развита система частных врачей, то подобные меры были бы не нужны. Здесь многое зависит от общего состояния системы здравоохранения страны. Хотя на аптеку вполне можно возложить некоторые простейшие функции. Однако при отечественной системе здравоохранения это едва ли возможно, поскольку нет стимула, в том числе финансового».
В настоящее время немногие аптечные руководители посчитали необходимым принять в свой штат врача-консультанта для работы непосредственно в аптеке. При этом популярность врача, работающего с покупателями, очень высока среди посетителей аптек. Скорее всего, недостаток такого варианта сотрудничества объясняется просто: руководители аптек не хотят нести дополнительные материальные затраты. Ведь врачу нужно создать условия для работы, и необходимо оформить сотрудничество с ним согласно действующему законодательству.
«С правовой точки зрения особых проблем нет, теоретически можно открыть при аптеке медицинский кабинет с соответствующими разрешениями и необходимым набором оборудования для диагностики, – считает аналитик Николай Беспалов. – Более того, на российском рынке подобный опыт существовал. По-моему, нечто похожее делала 36,6 (консультации там, кстати, предоставлялись на платной основе). Однако массовым такой опыт не стал, поскольку это довольно дорого. Квалифицированный врач в штате – это расходы на зарплату на достаточно приличном уровне, на получение разрешений, на минимальный набор диагностического оборудования».
Вопрос не урегулирован
Следовательно, для организации мини-поликлиники в аптеке необходимы помещения и материально-техническая база. В таком учреждении может работать несколько врачей разных специальностей по трудовому договору. При этом на врача-консультанта, работающего при аптеке, распространяются все требования для ведения медицинской практики: ведение медицинской документации, оказание неотложной медпомощи, соблюдение медицинской этики. Кроме того, выписывать рецепты при наличии медицинских показаний обязан любой врач, независимо от места работы и специальности.
Совместное размещение аптеки и учреждения, оказывающего медицинские услуги, возможно. Расходятся эксперты только во мнении, каким образом должна формироваться зарплата такого врача. Одни считают, что если врач является штатным сотрудником аптеки, его заработная плата не должна зависеть от выручки аптечного учреждения (подобная зависимость приведет к тому, что врачи станут назначать пациентам дорогие лекарства, а это неэтично и может подорвать репутацию аптеки).
«Вопрос наличия в аптеке врача-консультанта окончательно не урегулирован, – отмечает исполнительный директор НКО «Аптечная гильдия» Елена Неволина. – Если он просто «ходит» по торговому залу и помогает определиться с выбором лекарства, но не делает назначений, не ставит диагнозов, то в таком случае он не осуществляет медицинскую деятельность и не отвечает за назначение препарата. Если же он беседует с больным в отдельном помещении, проводит консультирование и назначение препаратов, выписывая рецепт, бумажку или передает назначение фармацевту, то аптека должна оформить лицензию на медицинскую деятельность».
Кроме того, эксперты отмечают, что в законодательстве РФ нет положения о том, что врач может работать консультантом в аптеке, однако отсутствует и прямой запрет на данную деятельность медработника.
Пациенты – «за»!
Большинство аптечных посетителей, по свидетельству соцопросов, считают, что врач-консультант в аптеке необходим. Пациентам нужна информация о побочных эффектах лекарства, о препаратах-аналогах. Причем более всего, как выяснилось в результате опросов, в аптечном враче нуждаются пожилые люди и работники офисов, которые в случае легких недомоганий предпочли бы обратиться именно к такому врачу, а не посещать клинику. Кроме того, врач-консультант при аптеке мог бы знакомить посетителей с новинками фармрынка, контролировать отпуск лекарств по рецепту.
Конечно, услуги консультанта могут оказывать и провизоры, однако в аптеках с большой посещаемостью у них нет возможности консультировать посетителя подробно. В любом случае, вопрос о приеме на работу в аптеку врачей-консультантов остается до сих пор открытым.
Ирина Власова