Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Закрытие заочных отделений: как в пылу «оптимизации» не выплеснуть фармребенка?
02.10.2013

Минобрнауки России разработал проекты новых Федеральных образовательных стандартов. Теперь фармацевтов и провизоров на заочных и очно-заочных отделениях готовить не будут. Резкое решение принесет больше пользы или вреда? Чем это грозит фармбизнесу? Ритейлу? Системе образования? Как быть тем, кто, имея средне-специальное образование и работая по специальности, одновременно хотел бы получить высшее? Не выплеснут ли организаторы образования с желанием оптимизации и ребенка здравого смысла?

Старый учебник — на свалку

В настоящее время заочное отделение фармакадемии закрывается в Питере, изменения последуют и в Нижнем Новгороде. Правда, обещано, что после принятия Стандартов, студентам, поступившим на обучение до 1.09.2013 года, все-таки дадут доучиться по обещанным заочным формам. Рассчитывать же на получение высшего образования по этой специальности заочно в дальнейшем не приходится.

Министерство образования устрожит и соотношение численности преподавателей, и количество студентов в медвузах. На каждого преподавателя должно быть не менее 4 студентов. Исходя из этого будут узаконены государственные затраты на обучение. Вне штата преподавателей не может быть больше 50%. И еще 70% преподавателей должны быть «остепененными», а не менее 10% — работать в профильных организациях не менее 3 лет.

Появятся требования по оснащению компьютерных классов, лабораторий, наличию современных  электронных библиотечных систем. Помолодеют учебники: они не могут использоваться, если изданы более 5 лет назад с момента начала обучения.

Не учеба — профанация

Те специалисты отрасли, которые уже учат или учатся, восприняли возможные нововведения неоднозначно. «Может быть коллеги станут меня критиковать, но я глубоко убежден что заочное образование — чистой воды профанация, — пишет на медицинском форуме один из преподавателей ведущего медицинского вуза. — Имея удовольствие уже несколько лет преподавать свою специальность на фармацевтическом факультете Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, я по сей день не понимаю, о чем я должен рассказывать студентам, когда полугодовой курс моей науки ( точное наименование скрыто редакцией, ИВ) нужно уместить в несколько аудиторных часов вместе со всеми лабораторными работами, тестами и зачетом».

«Заочники всегда … и в советскую и постсоветскую эпохи — были обузой для преподавателей ВУЗов. Да и стране толку от специалистов с заочным образованием всегда немного. Так что, я тоже приветствую Минобрнауку — хоть что-то полезное вершат», — написал на форуме доктор Виктор К.

«Заочное образование — это действительно профанация всех времен и народов! Заочное образование для фармацевтов исключить! Наши ВУЗы выпускают достаточное количество провизоров, да и разница в оплате труда провизора и фармацевта несущественная, символическая. Вполне можно остаться фармацевтом, если нет денег на учебу, — полагает участник форума под ником bobrpro «с 30-летним стажем работы в вузе, аптеке, фармпроизводстве».

«Не согласна. Очно-заочное отделение — да, можно убрать, — полагает доктор Галина Б. — Но заочное для фармацевтов, уже работающих в аптеках и получивших среднее специальное образование! Почему нет? А если у человека нет денег на очное образование? Если запретят заочное образование, то у нас не будет хватать специалистов с высшим фармобразованием. А как же тогда стратегическое развитие фармотрасли, создание фармкластеров? Заочное образование для работающих фармацевтов должно остаться!!!»

«Может быть, стоит оставить заочное обучение для фармацевтов со средним специальным образованием, но сузить, конкретизировать направление деятельности будущих специалистов (заочников). А вот в области исследовательской работы специалисты должны быть только с очной формой обучения, — поддерживает ее Татьяна О.

Учить за деньги бизнеса

Исследования показывают, что выпускники фармотделений и факультетов практически сразу после получения дипломов уходят в бизнес, в основном, работать медпредставителями фирм- производителей лекарств. Таких до 40% выпускников, а еще через 5 лет их уже будет больше половины. В аптеки идут работать менее 30% выпускников.

«Значит, обучать на фармфакультетах нужно за счет бизнеса, оставляя минимальное количество бюджетных мест для подготовки кадров государственных и муниципальных аптек, — заявила СМИ декан фармацевтического факультета НижГМА Светлана Кононова. — Но вузы должны сами определять сколько студентов учить по договорам, поскольку желающих учиться за деньги довольно много. Если частные фарморганизации хотят оплатить подготовку специалистов, то нужно дать им такую возможность, и провести на эти места отдельный конкурс. А вот целевые внебюджетные места следует предоставлять тем территориям, в которых нет фармвузов или факультетов. Ресурсы должен изыскивать региональный бюджет при существующих долевых нормах на целевые места в общем количестве студентов».

Кононова считает, что если в целом объединение вузов оправдано, то в частных случаях не всегда удается. Среди неудач она называет слияние Волгоградского медуниверситета с Пятигорской фармакадемий. По ее мнению, лучше было бы создать из Санкт-Петербургской, Пермской и Пятигорской фармакадемий Российский фармуниверситет, который бы не только готовил специалистов для фарминдустрии, но и использовался как учебный центр повышения квалификации для преподавателей, обучающих провизоров. Следующая ступень — присоединение в течение 10 лет фармколледжей. Сегодня, по мнению Кононовой, «специалисты с высшим фармобразованием нужны только промышленности.

Учить по-европейски

Двойственной позиции придерживаются и ассоциация ритейла. «Мы поддерживаем отмену заочной и очно-заочной формы обучения для выпускников школ, однако для выпускников средних специальных учебных заведений, работающих по специальности «Фармация», заочная форма была доступным способом повышения своей квалификации и возможности карьерного роста, — прокомментировала нововведения исполнительный директор НКО «Аптечная Гильдия» Елена Неволина. — Отмена заочной формы закрывает для фармацевтов возможность развить свои умения и навыки, получить высшее образование, так как им придется все проходить сначала. У нас, к сожалению, отсутствует преемственность между средним специальным и высшим образованием».

Однако и ассоциации признают, что есть реальный путь отойти от заочников. Отмена заочной формы обучения для всех будет рациональна только в одном случае — при переходе на 2-уровневую систему высшего образования и отмене среднего специального образования, как это сейчас делается в Европе, полагает Елена Неволина. То есть после первой ступени — специалист может работать на определенных должностях в аптечных организациях, лабораториях контроля качества и т.п. Вторая ступень дает возможность получить высшую квалификацию и работать на управленческих должностях, в органах исполнительной власти, то есть заниматься в том числе и подготовкой нормативно-правовых документов, регламентирующих фармацевтическую деятельность. Тогда отмена заочной формы будет оправдана.

Формируют «продавца таблеток»

Аналитики вполне допускают, что заочное образование может еще сослужить службу. «Я думаю полностью отменять заочное высшее образование в фармотрасли неправильно, — считает Директор Центра социальной экономики, кандидат фармацевтических наук Давид Мелик Гусейнов. — На фармфакультетах оно вполне возможно, здесь студентам не нужны ежедневное присутствие и практика. Они оправданы для фармакологов, а для изучения организации фармацевтического производства, ритейла или опта, для изучения провизорских технологий, юриспруденции, учета в аптеке, документоведения — в отличие от медицинского лечебного образования вполне может использоваться заочная форма».

Ориентация на платное фармобразование пойдет во вред отрасли и пациентам, считает аналитик. «Это будет конец образованию. Да, сегодня большой процент выпускников уходит из специальности, идет в медпредставители. Но причина-то в том, что это государство сегодня не предоставило нормальных комфортных условий, снизило значимость специальности, превратив фармацевтов и провизоров в «продавцов таблеток», — говорит Мелик Гусейнов. — А если почитать стандарт профессии, то функции-то гораздо шире. Это должен быть квалифицированный специалист между врачом и пациентом, который может и аналог препарата подобрать, и пересчитать дозировку. Если мы соглашаемся на подготовку специалистов по договорам, то, значит, мы соглашаемся и с тем, что готовим «продавца таблеток».

Этот процесс нужно остановить, убежден эксперт. Не случайно, по его мнению, нынешний Минздрав внес в Правительство предложение со следующего года установить 19 мая День фармацевтического работника, как меру для поднятия престижа профессии.

Не приветствует эксперт и повальное укрупнение вузов. «Объединение в один университет, думаю, не спасет положения, только усложнит для студентов логистику, — считает Давид Мелик Гусейнов. — Я думаю, что производственная база должна быть у каждого вуза, и производственные аптеки еще не сказали своего последнего слова. Хотя бы потому, что у нас совершенно нет детских лекарств, их менее 40% от потребностей. Кроме того, будущее все равно за индивидуальной медициной, и огромные заводы с такой задачей не справятся, а в аптеках такие экстемпоральные производства возникнут на новом уровне, с новыми технологическими возможностями и новейшим оборудованием. Но не завтра».

Ирина Власова