Нелестные высказывания телеведущей Елены Малышевой, прозвучавшие в ее телепередаче «Жить здорово!», вызвали справедливое возмущение у работников аптек. Негодование было настолько сильным, что часть фармаудитории не смогла промолчать, потребовав публичных извинений от доктора медицинских наук, профессора, врача Елены Васильевны Малышевой
Елена Малышева в одном из телеэфиров решила научить публику правильному, на ее взгляд, поведению в аптеках. Она призвала посетителей аптек не обращаться с вопросами и за советами к провизорам, так как, оказывается, их главная цель - получение прибыли во что бы то ни стало, продажа лекарств по наиболее высокой цене. Зрителям разъяснили, что «советы провизора не лучше, чем советы подружки».
Реакция «Союзфармы»
Ассоциация аптечных учреждений «Союзфарма» потребовала от ведущей телепередачи «Жить здорово» «Первого канала» Елены Малышевой публичных извинений за выпуск программы «Три ошибки в аптеке», отправив гендиректору «Первого канала» Константину Эрнсту письмо с соответствующей просьбой (ниже приводятся цитаты из письма).
«Хотелось бы проинформировать, что реализация лекарственных средств представляет собой лицензируемый вид деятельности, законодательная и нормативно-правовая база в сфере обращения лекарственных средств является одной из самых строгих, - подчеркнуто в письме исполнительного директора ААУ «СоюзФарма» Д.Г. Целоусова. - Именно потому, что велики риски, связанные со здоровьем людей, отпуском лекарств занимаются только специалисты с фармацевтическим образованием, имеющие сертификат и подтверждающие его каждые пять лет. На провизоре и фармацевте лежит ответственность за информирование о правилах приема препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема, правилах хранения, противопоказаниях, побочных эффектах, несовместимости с другими ЛС и т.д. Ответы сотрудника должны быть профессиональными, грамотными, с соблюдением требований этики. Поэтому еще более оскорбительным выступает следующее высказывание ведущей о том, что «советы провизора ничем не лучше, чем советы подружки». Малышева предупреждает: «аптека - магазин, не лечебное учреждение - не надо питать иллюзий». Свои слова врач подтверждает примером продажи анальгина (метамизола натрия). По ее мнению, поскольку препарат запрещен в других странах, провизор не имеет права продавать его в России. Безусловно, зарубежный опыт значим в развитии отрасли России, но на данный момент средство разрешено к продаже, оно является безрецептурным, и работник «первого стола» не может не продать его, ссылаясь на субъективное мнение или иностранную практику. Утверждение Малышевой о том, что провизор ищет любой способ подзаработать, также неуместно, учитывая низкую стоимость препарата. И, наконец, еще один довод в пользу некорректности ведущей связан с подзаголовком эпизода: «Учись лечиться». Недвусмысленный призыв если и не мотивирует россиян к самолечению, то, как минимум, ставит пациентов выше представителей фармацевтической отрасли: «...задача аптеки - продать! Не становитесь жертвами, будьте умными», в очередной раз подчеркивая некомпетентность и отсутствие профессиональной этики у работников аптек.
Такие высказывания формируют негативный имидж аптечных организаций перед многомиллионной аудиторией «Первого канала», наносят непоправимый моральный ущерб подавляющему большинству честных фармацевтических работников.
Мы ни в коей мере не идеализируем ситуацию и не отрицаем, что и в наших рядах могут оказаться недобросовестные сотрудники. Но это все-таки исключение из правил, и подобные «специалисты» в отрасли не задерживаются. Положительную роль играют и профессиональные сообщества, предавая выявленные негативные факты огласке. Однако не всегда подобные инциденты следует выносить на всеобщее обозрение, чтобы не вызвать у людей, приходящих в аптеки, негативную реакцию и мнение, что их главной задачей является продажа. Если брать зарубежный пример, на что часто ссылается Е. Малышева, то следует отметить принятые там термины «фармацевтическая опека, фармацевтическая помощь» и тесное взаимодействие между врачом и фармацевтом в интересах пациента. Высказывания телеведущей носят провокационный характер и расцениваются нами как оскорбление фармацевтического сообщества. Считаем данные действия нарушением профессиональной этики и отрицанием социального статуса аптечных организаций как учреждений здравоохранения».
Слово «Аптечной гильдии»
Коллег поддержали представители Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия». В частности, в размещенном на их сайте обращении к телеведущей Елене Малышевой за подписью исполнительного директора НП «Аптечная гильдия» Е.В. Неволиной заявлено: «Некоммерческое партнерство содействия развитию аптечной отрасли просит Вас принести извинения представителям аптечной отрасли за допущенные Вами в эфире программы от 7 июня с.г. высказывания, которые были прямо направлены на дискредитацию профессии провизора и аптечных организаций. Несколько раз в течение сюжета Вы повторили довод о том, что «аптека это магазин, и задача одна - продать и заработать». Если это так, то непонятно почему аптечные организации относятся к организациям здравоохранения, и главное, фармацевты и провизоры имеют соответствующее фармацевтическое образование и относятся к работникам здравоохранения.
Минздрав определяет порядок и правила отпуска лекарственных препаратов, наделяет аптеки определенными обязанностями (в частности, по наличию минимального ассортимента), регулирует цены на подавляющее большинство ассортимента лекарственных средств (Перечень ЖНВЛП), ограничивает ассортимент товаров, которые наряду с лекарственными препаратами может продавать аптека. Вы продемонстрировали знание перечня тех консультаций, которые может предоставить провизор, однако работу аптечных организаций регулируют около 90 законодательных и нормативно-правовых актов - как отраслевого характера, так и межведомственные документы. Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 г. №80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», в частности, устанавливает для аптечной организации функцию «оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения», «при отпуске лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник аптечной организации информирует покупателя о правилах приема лекарственного препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема (с учетом приема пищи и пр.), правилах хранения и др.; обращает внимание покупателя на необходимость внимательно ознакомиться с информацией о лекарственном препарате. Ответы сотрудника должны быть профессиональными, грамотными, с соблюдением требований этики». Поэтому Ваше утверждение, что «совет провизора ничем не лучше совета подруги», является необоснованным, не соответствующим действительности и просто обидным для всех аптечных работников. Кстати, образовательный стандарт по специальности «Фармация» разрабатывает и утверждает Минздрав, а не Министерство образования. Обучение по фармацевтической специальности предполагает обязательное прохождение интернатуры, которое в соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в РФ предусмотрено только для медицинского и фармацевтического образования.
В то же время, аптечная организация действительно является коммерческим предприятием и выполняет возложенные на нее функции, в том числе и прямо убыточные (обеспечение определенных групп больных наркотическими средствами и психотропными веществами, изготовление лекарств по индивидуальным рецептам) за счет собственной прибыли. Никаких дотаций или преференций от государства аптечные организации не получают! Поэтому аптечные организации вынуждены самостоятельно заботиться о прибыли, чтобы выплачивать, в том числе, и зарплату сотрудникам, которая, кстати, ниже, чем у врачей бюджетных организаций. Кроме этого, уважаемая Елена Васильевна, Вы позволили себе дать оценку «цивилизованности» нашей страны на том основании, что во всех цивилизованных странах с 1972 г. запрещена продажа метамизола натрия (торговое название «Анальгин»), а в аптеках России этот препарат продолжает продаваться.
Да, у нас в стране продаются анальгин, дротаверин и некоторые другие старые, но эффективные препараты. В то же время, общеизвестно, что в «цивилизованных» странах изъятие из обращения препаратов не всегда имеет достаточные основания, доказанные практикой их медицинского применения, и часто бывает просто результатом лоббистской борьбы за рынок.
Совершенно некорректными были и постановочные сюжеты, которыми Вы проиллюстрировали «ошибки провизора» в программе. Все сюжеты были направлены на то, что посетитель аптеки называл причину своего недомогания и запрашивал конкретный препарат. По всей видимости, Вам не знакомо положение Гражданского кодекса, которое регулирует отношения между покупателем и коммерческой организацией при совершении купли-продажи товара (безрецептурные препараты относятся к товарам народного потребления), определенного покупателем, а именно, согласно п.3 ст. 426 Гражданского кодекса, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Вызывает недоумение Ваша открытая реклама статинов, которые, с Ваших слов, занимают первое место по продажам все в тех же «цивилизованных» странах. Эта группа препаратов имеет ограниченную историю применения, однако даже при этом врачи в разных странах мира, в том числе и в России, предупреждают о том, что их стоит назначать больным с большой степенью осторожности, так как имеются значительные риски необратимых побочных действий, синдрома отмены и т. п.
Статины в нашей стране являются рецептурными препаратами, и такого рода «скрытая» реклама в Вашей программе, ориентированной на широкую аудиторию потребителей, является нарушением закона «О рекламе».
Подобного рода передачи, рассчитанные на большую аудиторию, к сожалению, гораздо эффективнее, чем врач или провизор, формируют мнение пациента, и Ваши «рекомендации», которые предлагают использовать конкретную группу препаратов, могут нанести гораздо больший вред, чем тысячи недобросовестных аптечных работников.
Фармацевтическое профессиональное сообщество предлагает Вам, уважаемая Елена Васильевна, принести публичные извинения за допущенные Вами оскорбительные высказывания в отношении провизора, аптечной организации и России - как нецивилизованной страны.
Не оспаривая тот факт, что провизор не может давать рекомендации потребителю, как лечить заболевание, форма изложения, использованная Вами в программе, вызывает сильную досаду и разочарование. По нашему мнению, врач и провизор должны объединять усилия во благо пациента».
Текст: Юлия Седова