Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Аптека для всех?
25.06.2013

Говоря о доступности лекарств, мы обычно подразумеваем их стоимость. Но для людей с ограниченными возможностями проблемы начинаются уже при входе в торговый зал. Как обеспечить соблюдение прав данной категории граждан? Однозначно ответить на этот вопрос непросто.

К нам едет ревизор

В последнее время предметом прокурорских проверок аптек все чаще становится наличие пандусов, обеспечивающих беспрепятственный доступ в помещения для инвалидов, использующих кресла-коляски. Действительно, Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003г. «80 «Об утверждении Отраслевого стандарта» предписывает организации предусмотреть возможность входа и выхода для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Однако, учитывая, что многие аптеки расположены в старых зданиях, в ст.15 другого нормативного документа – закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - указано, что «в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов».

Нажми на кнопку

Вроде бы все ясно: если возведение пандуса невозможно, имеется альтернативный вариант – кнопка для вызова специалиста к посетителю с ограниченными возможностями у входа в аптеку. Но не все так просто. Как выясняется, одни и те же положения нормативной документации могут совершенно по-разному трактоваться фармспециалистами и представителями проверяющих инстанций.

О таких разночтениях в ходе апрельской конференции «Аптечные сети России» рассказала Исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.

В частности, по ее данным, в одном из постановлений суда по итогам проверки аптеки, располагающей звонком  для вызова сотрудника, были даны следующие разъяснения: «Аптечной организации следует предусмотреть саму возможность входа (выхода) в помещение аптеки людям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Эта функция не может быть в достаточной степени обеспечена лишь использованием кнопки вызова дежурного врача-фармацевта». Получается, что в этом случае упомянутая в ст.15 ФЗ № 181 норма права об альтернативных способах обслуживания инвалидов (в случае невозможности возведения пандуса) игнорируется.

Вход, да не тот

Рассмотрим более удачную ситуацию: аптека предусмотрела наличие пандуса. Казалось бы, все требования удовлетворены, и предприятие с честью выдержит проверку на «доступность». Увы, даже при таком условии исход гарантировать невозможно.

«В ряде регионов сложилась устойчивая практика наложения административного штрафа за отсутствие или несоответствие пандусов требованиям СНиП», - сообщает Елена Неволина.

Стандарт, о котором идет речь (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), в числе прочих содержат следующие положения:

-      В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях следует предусмотреть устройство пандусов и лестниц

-      На всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированы пандусами. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы

-      В начале и конце каждого подъема следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее пандуса и длиной не менее 1,4-1,5 м.

Получается, что даже пандус есть, но и он не соответствует упомянутым требованиям, прокуратура может счесть аптеку недоступной для инвалидов с нарушениями ОДА. А это карается штрафом от 40 тыс.рублей. или приостановлением лицензии на срок до 90 дней.

 

В ожидании ответа

Понятно, что такое положение вещей беспокоит фармсообщество, ведь сооружение пандусов – процесс дорогостоящий, а переоборудовать существующие под требования нормативной документации не всегда представляется возможным.

В поисках решения участники НП «Аптечная гильдия» направили в Минздрав РФ письмо с просьбой о содействии в разрешении сложившейся ситуации. Организация предлагает рассмотреть вопрос об отмене приказа Минздрава  РФ от 04.03.2003г. №80, многие требования которого утратили свою актуальность, а в ряде случаев ( в частности, в отношении доступа инвалидам – п.3.1) прямо противоречат Федеральному закону №181. О том, как будут развиваться события, мы расскажем вам на страницах следующих номеров журнала.

Юлия Акимова, провизор

Источник: журнал "Российские аптеки" №10 (239) 2013г

 


Есть мнение

В августе 2012г. на сайте rosapteki.ru появилась новость о том, что с целью повышения доступности городской среды г.Иваново муниципальная аптека №1 была оборудована пандусом. Работы по его возведению, а также расширению дверного проема обошлись муниципалитету в полмиллиона рублей. Спустя почти год своими наблюдениями поделилась заведующая этой аптекой Ольга Шульгина. По словам руководителя, инвалидов-колясочников среди посетителей за это время не появилось. Как и раньше, за лекарствами для них приходят родственники или соцработники. Зато пандус оказался полезен мамам с детьми, доля которых среди покупателей заметно возросла.

«Мы сделали снаружи кнопку для вызова специалиста, пока, правда, ею никто еще не пользовался, кроме детей из соседней школы». (Из комментариев на сайте НП «Аптечная гильдия»)

«Не представляем, как можно старые постройки приспособить к новым СНиПам». (Из комментариев на сайте НП «Аптечная гильдия»)

«У нас тоже «нет  технической возможности». Дом 54-го года постройки. Говорят: закрывайте аптеку. Что делать?» (Из комментариев на сайте НП «Аптечная гильдия»)