Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

О бедной аптеке замолвите слово
20.03.2013

 

Престиж аптек снижается, профессия выхолащивается. Российский аптечный ритейл и вовсе может прийти к катастрофе – зажатый в тиски госрегулирования, он «замер в ожидании» возможного запрета на рекламу лекарств и передачи части продаж в супермаркеты.

 

Так считает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. Она заявила об этом в преддверии фестиваля «Аптека года», стартовавшего на днях. В условиях, когда нужно бороться не за прибыль, а за выживание, вполне вероятны уход части бизнеса «в тень» или на другие территории Таможенного союза, а также ухудшение качества лекарств в аптеках.

Статус аптек нужно вернуть к уровню времен СССР – они вновь должны стать социальными, а не торговыми организациями, считает Нелли Игнатьева. Она отметила, что рентабельность ритейла сегодня низкая, новые аптеки не открываются. Фармацевты и провизоры «теряют себя», критика в их адрес звучит и от правительства России, и от населения. Аптеки перепродаются, в трудных условиях все больше становится недобросовестных ритейлеров.

«Вывешиваются названия, но я не понимаю, что такое «социальная аптека» или «аптека оптовых цен», – говорит исполнительный директор РААС. – Это обман населения и ситуация для перепродаж бизнеса, для агрессивного вытеснения с рынка добросовестных компаний». Конечно, в разных регионах России ситуация разная, но, по мнению эксперта, повсеместно с фармрынка вытесняются производственные аптеки, а также муниципальные, которые имеют право продавать наркотические обезболивающие препараты. У них большие затраты и самые жесткие ограничения на бизнес от государства.

С госпрограммой обеспечения населения лекарствами тоже не все в порядке, утверждает Нелли Игнатьева: «Уже сейчас есть группы населения, которые не могут получить гарантированные препараты. К примеру, детям до 3 лет положены бесплатные лекарства, но врачи об этом даже не сообщают, и раздобыть их практически не возможно. С получением препаратов по программе «7 нозологий» тоже проблемы». Эксперт критически отметила также: «Где государству взять деньги на реализацию программ? Их нашли, подняв налоги… и бизнес ушел в тень и в Казахстан».

Крэззи-дискаунтеры

 

Одним из последствий жесткого ограничения наценок на лекарства и в целом на ассортимент в аптеках, обсуждений темы запрета на рекламу лекарств и предачи части препаратов для продаж в продуктовые сети стала активизация на фармрынке аптек-дискаунтеров.

 

«Понятия «дискаунтер» (от англ. discount – скидка, делать скидку. – Ред.) и «аптека» несовместимы, – убеждена Нелли Игнатьева. – Узкий ассортимент, низкие цены… Мы против дискаунтеров, есть много вопросов к их ценам, которые бывают даже ниже, чем у поставщиков. У тех, кто идет по этому пути, задача выставить с рынка добросовестную аптеку (при такой стоимости препаратов она не сможет платить налоги), а не обеспечить лекарствами население. Дискаунтеры не платят налоги, у них страдает качество лекарств от неудовлетворительного хранения и невыполнения лицензионных требований – так считают в РААС. «Это «крэззи-дискаунтеры» формата 2011 года, и, как говорят на фармрынке, «скоро мела в округе не останется», – заметила Нелли Игнатьева, явно намекая на наличие лекарственных подделок в таких аптеках. – Если, в добавление ко всем прочим проблемам, в продуктовые сети уйдут безрецептурные препараты, аптеки закроются – их прибыль будет меньше 1%. Чтобы лекарства были в аптеке, нужен и другой ассортимент, и поддержка государства».

 

Насколько опасны дискаунтеры? На этот вопрос РИА АМИ ответил гендиректор отраслевого маркетингового агентства DSM-Group Сергей Шуляк: «Доля таких аптек незначительна – всего 1-1,5%. У истинных дискаунтеров иная философия продаж, другой ассортимент. Он глубже, лекарства обеспечиваются на весь курс лечения, в обычных аптеках нет такого товарного запаса. Есть примеры успешной работы в этой нише. Я не настроен так категорично против дискаунтеров. Они неотъемлемая часть рынка. Я имею в виду не тех, кто просто демпингует и не тех, кто продает лекарства на излете срока годности. Такого, конечно, быть не должно».

Сергей Шуляк согласен с тем, что после изменений в налоговой системе аптеки поставлены на грань выживания. В такой ситуации говорить о буме роста не приходится: перспективы бизнеса сложны, инвестиции не столь привлекательны, как хотелось бы. По данным DSM-Group, рост фармрынка в 2012 году составил 15%, из них 6% – за счет повышения цен на лекарства. «А в том, что аптеки стали «магазинами», вина самих аптек, – считает Сергей Шуляк. – Их руководители полагают, что торговать лекарствами можно как любым товаром, особой квалификации персонала для этого не требуется. Сегодня не везде фармацевт и провизор способны оказать профессиональную помощь, поэтому негативная оценка идет и из уст президента России, и от населения».

Эффективность работы аптек и их рентабельность стали низкими. Можно, конечно, говорить о переизбытке аптек в Москве, но на Дальнем Востоке совсем иная картина: «В Благовещенске нормально работает всего одна сеть, и всего 120 аптек, но вне этого города аптеки уже убыточны. В Сибири и на Дальнем Востоке вообще многие аптеки стали убыточны».

Уйдет ли бизнес в степи

Комментируя планы Роспотребнадзора по регистрации БАД, исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева заметила: «Онищенко вводит новые требования – и компании быстро сориентировались, стали регистрировать БАД в Белоруссии и Казахстане, а реализовывать в России. В требованиях наших регуляторов много странностей: хотят получить один результат, но получают совсем иной. Из мировой практики известно, что при увеличении налогов до 51% бизнес может уходить на другие территории. Естественно, лучше платить налоги там, где они ниже, а работать в России».

 

Российские предприниматели все чаще поговаривают, что у казахских партнеров условия для конкуренции лучше, а работается там легче. На условиях конфиденциальности один из руководителей отечественной фармкомпании сообщил РИА АМИ: «Предпринимателям в Казахстане государство оказывает реальную сервисную поддержку, потому российские компании и уводят свой бизнес туда. Где выгоднее бизнес вести, там его и ведут. Товарооборот России и Казахстана вырос за год на 40%. Это огромный показатель. Но выход на рынок Белоруссии и Казахстана интересен тем, кому необходимо оформление грузов, идущих авто- и железнодорожным транспортом».

 

Впрочем, не все аналитики бьют тревогу. «Пока каких-то кардинальных перемен нет. Унифицирован ряд процессов в отношении таможенных процедур, но это произошло давно, в момент создания таможенного союза. Насколько я понимаю, в вопросах признания регистрационных удостоверений в странах Таможенного союза пока ничего не изменилось, – так оценил ситуацию директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов. – Аптекам чаще всего требуется получение лицензий в регионе, в котором работает сеть. Для крупных компаний это крайне важно, так как при открытии новых точек они подают подлинники лицензий и, соответственно, пока осуществляются процедуры регистрации в одном регионе, они не могут осуществляться в другом. Для производителей лекарств важнее регистрация компании не по какому-то адресу, а в той или иной стране. Пока, насколько я знаю, механизм признания регистрационных удостоверений на лекарства в рамках Таможенного союза не выработан».

Эксперт полагает: поскольку для БАД всё несколько проще, то действительно можно предполагать, что некоторые компании с целью оптимизации налогообложения могут уйти за пределы России. Назвать «изменщиков» аналитик не смог: «Я, правда, не знаю ни одного примера крупной компании, которая пошла бы на это. Скорее всего, речь может идти о малом и среднем бизнесе», – сказал Николай Беспалов. Он также отметил, что несмотря на значительно меньший уровень налогов в других государствах Таможенного союза, для бизнеса там есть другие минусы – в Беларуси это очень жёсткое государственное регулирование, в Казахстане – высокий уровень коррупции и клановость. Кроме того, очень важным остаётся кадровый вопрос – квалифицированных сотрудников там найти очень сложно.

 

«Наверное, на рынке БАД будут происходить серьёзные перемены. Какие – говорить пока рано. Возможно, регистрацию биологически активных добавок всё-таки передадут в ведение Минздрава – это было бы более правильно с точки зрения логики. Если это случится, то и сама процедура изменится. Вообще предложения Онищенко правильны:  если некие вещества не имеют опыта применения в качестве пищи, они должны проходить клинические исследования и регистрироваться в качестве лекарства, может быть, даже безрецептурного. А сейчас получается, что потребитель под видом добавки к пище получает средство для похудения или улучшения потенции. Никакого отношения к продуктам питания они не имеют, а эффект в большинстве случаев никто не проверял». Ясности пока нет, уточняет аналитик. «Вообще инициатива по регистрации только тех БАД, которые имеют традиции пищевого применения, могла бы спровоцировать переход отдельных предприятий в Беларусь и Казахстан, но тут слишком много «но». Во-первых, вряд ли до наступления какой-то ясности с регулированием рынка БАД в России кто-то будет предпринимать такие непростые шаги. Тем более что законодательство могут изменить и в рамках Таможенного союза. Кто знает?! Благоприятная система налогообложения на тех территориях – это лишь один плюс, а минусов там немало».

В «Аптечной гильдии» опасности побега сетей в другие государства или прихода «чужаков» пока тоже не почувствовали. «В отношении аптечных организаций такого не происходит, на территории России лицензию может получить юридическое лицо, зарегистрированное на территории страны. Так что даже если это фирма Казахстана или Белоруссии, она должна открыть здесь представительство как юрлицо, получить лицензию – и тогда уже сможет осуществлять фармацевтическую деятельность. Возможно, мы придем к единому экономическому пространству, но пока его нет» –заявила РИА АМИ исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.

 

«Определенные преимущества для ведения бизнеса в Белоруссии и Казахстане есть, –считает директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский, – это могут почувствовать производители и оптовое звено. Там выгоднее режимы ведения бизнеса и налоговый: есть преференции государства своим производителям по налогу на добавленную стоимость, лучше условия закупок медоборудования, пошлины. Но все это не касается ритейла, при жестком регулировании  бизнеса в России аптеки никуда не могут сдвинуться. Не надо забывать, что в Беларуси и Казахстане фармрынок неизмеримо меньше российского, и на одну точку продаж приходится неизмеримо меньше проданного товара. С возникновением Таможенного союза  казахстанские и белорусские лекарства в Россию не повалили, и встречной экспансии пока тоже не наблюдается. Белорусские производители пытаются выйти в Россию, у них себестоимость производства меньше, но конкурировать у нас, где много своих дженериков, им трудно». Юрий Крестинский разделяет мнение, что налоговое бремя на российский ритейл стало очень серьезным и многие аптечные сети находятся сегодня на грани элементарного выживания.

Ирина Власова

Опубликовано в Отрасль РИА