В середине января «ФВ» писал, что Минздрав официально обозначил свою твердую позицию в вопросе о перспективах продажи безрецептурных препаратов в сетевых магазинах: лекарства будут продавать только аптечные организации, лицензируемые в установленном порядке. У представителей фармритейла появилась надежда, что споры о том, где же все-таки продавать безрецептурные лекарства, завершатся их победой. Однако уже 18 января на совещании по вопросам развития конкуренции на фармрынке, которое провел первый вице-премьер Игорь Шувалов, ситуация опять изменилась. Глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что прорабатывается перечень лекарственных препаратов, «при реализации которых в торговых сетях можно обеспечить их безопасность».
Новость взбудоражила представителей аптечного бизнеса, фармсообщества и торговых сетей, тем более что обсуждение вопроса, по всей видимости, принимает несколько иное направление. Выступая на совещании 18 января, Вероника Скворцова подчеркнула особый характер такого товара, как лекарственные препараты, который в силу своих особенностей продается в специализированных учреждениях — аптеках. «При этом существует группа изделий медицинского назначения, которые могут продаваться в общедоступных торговых сетях, — сказала министр. — Это изделия по уходу за больными, средства личной гигиены, детское питание, некоторые виды пищевых добавок, которые лишены компонентов лекарственных препаратов». Надо заметить, что подобную позицию министр обозначила еще в ноябре прошлого года, заявив, что «министерство не видит значительных противопоказаний» для введения в России практики зарубежных стран. «Международный опыт свидетельствует, что в большинстве стран так все и происходит: там, где продаются предметы гигиены, продается минимальный ассортимент безрецептурных препаратов — препаратов, которые фактически являются средствами самопомощи», — заявила г-жа Скворцова на ноябрьской пресс-конференции.
После продолжительных дебатов о продаже лекарств в магазинах и заявления Минздрава об исключительном праве аптек на реализацию препаратов в январе этого года Вероника Скворцова сообщила, что Минздрав, ФАС и Минэкономразвития работают над «перечнем лекарственных препаратов, при реализации которых в торговых сетях можно обеспечить их полную безопасность, качество и отсутствие негативных последствий от необоснованного лечения». Документ будет подготовлен в течение месяца и представлен на рассмотрение правительственной комиссии. Всех, кто заинтересован в исходе ситуации с продажей лекарств в магазинах, смутил тот факт, что министр в своем выступлении упоминала список то лекарственных препаратов, то лекарственных компонентов.
Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина не видит в ее словах ни малейшего отклонения от ранее официально заявленной позиции министерства о возможности продажи безрецептурных препаратов исключительно в аптеках. «Ключевое слово в речи министра — «лекарственных компонентов». Например, хлоргексидина биглюконат зарегистрирован как лекарственное средство, однако входит в состав антибактериальной повязки или пластыря, данный товар может продаваться в магазинах», — пояснила эксперт. Кроме этого Елена Неволина обратила внимание на тот факт, что практически все моновитаминные препараты в определенной концентрации зарегистрированы в России как лекарственные средства, а в комбинациях («АлфаВит», некоторые формы «Кальций Д3 Никомед») зарегистрированы как БАД. Их также можно продавать в магазинах.
Кроме того, представитель аптечного бизнеса предположила, что будет установлен перечень таких компонентов, как «Ментол»: магазины смогут продавать мятное масло, чайные пакетики мяты перечной, зубной порошок, зубную пасту, полоскание для полости рта и т.п., где в составе есть ментол.
Ряд фармпроизводителей считает, что на сегодняшний день решение вопроса о продажах лекарств зависит от того, чье лобби окажется сильнее. Руководитель отдела маркетинга представительства компании «Доктор Фальк Фарма» Вячеслав Иванов отметил, что для производителя любое расширение каналов сбыта предоставляет дополнительные возможности для увеличения продаж. «Для торговых сетей, безусловно, получение права на торговлю безрецептурными лекарствами и БАД открывает новый рынок и новые возможности для роста оборота и прибыли. Кроме того, можно будет рассчитывать и на рекламные финансовые потоки от производителей. Заинтересованность торговых сетей очевидна даже с учетом дополнительных инвестиций в организацию логистики и продажи лекарств», — сказал он. Третья сторона — аптеки, не заинтересованные в передаче магазинам права на продажу безрецептурных препаратов: они будут вынуждены делиться самым маржинальным сегментом фармацевтического рынка с торговыми сетями, что может негативно сказаться на их прибыльности.
Даже в случае победы торговых сетей в затянувшемся споре их ожидают некоторые трудности, предупреждают представители фармбизнеса. Менеджер по препарату Аспирин Кардио Мария Чувикова (компания «Байер») рассказала об опыте реализации подобного проекта с БАД при работе в прошлой компании: «Производителю пришлось заплатить немалую стоимость «входа» в торговые сети, при этом на 30% снизив отпускную цену». Стоит позаимствовать опыт западных стран, где в супермаркетах на открытых полках представлены витамины, БАД, пластыри и прочие наружные средства, а более сложные безрецептурные препараты, требующие консультации врача или хотя бы фармацевта, представлены в отдельной открытой зоне магазина, но за спиной первостольника, считает она.
Работники первичного звена фармрозницы на редкость единодушны. Работник аптеки Nova Vita Людмила Салбиева считает, что в рядовом супермаркете клиента не смогут проконсультировать по вопросам состава препарата: «Они только могут сказать, есть лекарство или нет, и продать его». Магазины, по словам Людмилы, не отнимут хлеб у аптек. Потребители найдут в них лишь незначительную долю аптечного ассортимента. Заведующая одной из аптек сети «03» Марина Потапова уверена, что аптеки выиграют сражение за покупателя у торговых точек шаговой доступности, ведь мест продажи лекарств на городских улицах становится все больше.
Врачебное сообщество также склонно подвергать сомнению инициативу по продаже безрецептурных препаратов в магазинах. Специалист Центра медицинской инспекции Департамента здравоохранения г. Москвы Игорь Михнев считает, что вопрос с появлением лекарств на магазинных полках уже решен в положительную сторону. «Продавать лекарства в супермаркетах — довольно опасный вариант, ведь там отсутствует контроль квалифицированной консультации пациента по вопросам самолечения. Возрастает риск продажи через торговые точки препаратов, требующих изъятия, фальсификатов. Качество препарата будет просто невозможно отследить», — поведал провизор-эксперт. «Я не очень высокого мнения о фармацевтах и провизорах, работающих в большинстве аптек. Но это лучше, чем продавать лекарственные средства совсем бесконтрольно», — заметил анестезиолог-реаниматолог Российского НЦ хирургии им. акад. Б.В. Петровского Роман Борисов.
Надеемся, в самом ближайшем будущем вопрос о том, какие товары будут продавать в магазинах, а какие — в аптеках, все же окончательно разрешится. 4 февраля Минздрав проведет пресс-брифинг по вопросам лекарственного обеспечения, на котором намеревается пролить свет на ситуацию с продажей аптечной продукции в торговых сетях. Подробности «ФВ» готов рассказать в следующем номере.
Елена Мекшун