Е.В.Неволина, к.фарм.н., Исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Минздравсоцразвития России полностью взяло на себя полномочия по кадровым вопросам медицинской и фармацевтической отрасли. В статье представлен анализ ряда последних нормативно-правовых документов, которые, по мнению автора, не только не решают проблемы функционирования отрасли, но и значительно усложняют переспективу ее развития.
Несмотря на вступление в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» требования к специалистам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью остались, как было указано в ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. : это могут быть «лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста». Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416 (в редакции от 28.07.2011 г.) уточняет требования к работникам аптечных организаций, здесь наличие специального образования и сертификата специалиста необходимо только тем, чья деятельность непосредственно связана с розничной торговлей ЛП, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением. Таким образом, получается, что лица занятые приемкой товара в аптеке, включая приемочный контроль, могут не иметь специального образования и сертификата специалиста, а вот экспедитор и водитель иметь и образование и сертификат обязаны, если виды работ/услуг по перевозке товара будут указаны в лицензии.
Сертификация специалистов, в соответствии с п\п 2 статьи 100 ФЗ № 323 с 01.01.2016 года будет заменена на процедуру аккредитации. В этом же законе право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности определено ст.69 (п.3), которая гласит : «Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Как следует из текста статьи, Минздравсоцразвития России установит порядок осуществления аккредитации, а в отношении критериев аккредитации, кто их будет устанавливать, в законе не сказано.
Что такое «обязательная аккредитация» в отношении медицинских работников заместитель министра здравоохранения и социального развития В. Скворцова объяснила в интервью «Российской газете» от 28.07.2011: «Закон вводит обязательную аккредитацию каждого медицинского работника. Раньше ее заменяла сертификация, которая, по сути, являлась формальным актом выдачи документа об окончании вуза, интернатуры или ординатуры, открывающим доступ по-разному подготовленным специалистам к целому профилю медицинской деятельности. Аккредитация предусматривает индивидуальный лист допусков. Первую будущий врач проходит перед получением диплома. Вторую, предусматривающую узкую специализацию, - по окончании ординатуры. В дальнейшем аккредитация будет обязательной раз в 5 лет. Чтобы получить доступ к новому виду деятельности, он обучается и получает дополнительный индивидуальный допуск. До введения аккредитации ответственность перед пациентом возлагается не на врача, а на медицинскую организацию. И если это госучреждение, на бюджет. С введением аккредитации с 1 января 2017 года ситуация совершенно изменится: врач станет субъектом права и будет сам нести ответственность перед пациентом», - сказала она.
Можно ли эти критерии экстраполировать и на фармацевтических работников — большой вопрос.
Следующий интересный вопрос - послевузовское образование. Сегодня, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», освоившие образовательные программы высшего медицинского и фармацевтического образования должны в обязательном порядке пройти первичную годичную послевузовскую подготовку (интернатуру). Новый федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» подтвердил, что продолжительность обучения в интернатуре не может превышать 1 год. Вот только с 01.09.2017 года лица, получившие высшее медицинское и фармацевтическое образование смогут стать специалистами только пройдя ординатуру, а срок обучения в ней уже от 2 до 5 лет.
И здесь начинается самое интересное: если лицо окончившее институт не прошло обучение в интернатуре, то оно (лицо) не может получить сертификат специалиста и соответственно трудоустроиться ни в государственной/ муниципальной, ни в частной системе здравоохранения. В тоже время статья 6 пункт 7 ФЗ № 125 от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорит о том, что: «Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца».
То есть, обучение в интернатуре создает условия для трудоустройства в государственных и муниципальных организациях! По всей видимости, данное несоответствие заметили в Минздравсоцразвития России, и 24.05.2005 года вышло письмо МЗСР № 2374-ВС, поясняющее: «Первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского, фармацевтического образования, и служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем».
Правда одно обстоятельство так и осталось незамеченным Минздравсоцразвития, а именно — удостоверение установленного образца, подтверждающее обучение в интернатуре. Дело в том, что в редакции от 16.06.2011 года статья 7 упомянутого ФЗ № 125 звучит следующим образом: «Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре — устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Обратим внимание, что утвержденная форма документа на настоящее время все еще отсутствует.
Интересно, что еще 13 мая 2008 года директор департамента благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития РФ дал однозначный ответ, что требование об обязательности интернатуры, установленное законом, распространяется только на государственное и муниципальное здравоохранение. (Ответ имеется в распоряжении редакции). Так на каком же этапе оно стало обязательным для всех?
Однако проблемы не исчерпываются только документами по образованию фармспециалистов. Минздравсоцразвития полностью взяло на себя полномочия по кадровым вопросам фармацевтической отрасли. Разработка и утверждение номенклатуры медицинских организаций и номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников;
- Определение номенклатуры специалистов с медицинским ифармацевтическим образованием;
- Утверждение порядка аттестации специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием для присвоения им квалификационной категории;
- Аттестацияисертификацияспециалистов.
Во исполнение указанных полномочий, Минздравсоцразвития выпустил следующие документы:
Приказ Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н г. Москва О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации
Приказ Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2008 г. № 176н « О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2010 № 199н)
Приказ Минздравсоцразвития России N415н от 7 июля 2009 г. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»
Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
Приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. N 801н г. Москва "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения"....
Полный текст статьи можно прочитать в журнале "Ремедиум", №2 , 2012