Конференция он-лайн "Фармрынок: минимум производства, максимум регулирования. «Фармрынок: состояние рынка и перспективы госрегулирования».
15.12.09 13:00
Со следующего года вступают в силу новые правила регулирования цен на жизненно-важные лекарства. По плану правительства, это обеспечит их доступность для граждан страны. Но приведет ли новый порядок расчета цен к решению другой важной задачи – росту производства лекарственных средств на территории России?
Как именно государство будет способствовать производству на территории России стратегически значимых лекарств, перечень которых подготовило Минздравсоцразвития? Не приведет ли повышенное внимание государства к фармрынку к исчезновению с аптечных полок дешевых лекарственных средств? Какие тенденции будут преобладать на фармрынке в следующем году и какое влияние окажет госрегулирование цен на лекарства на темпы роста рынка?
Участники конференции:
Олег Фельдман, генеральный директор компании "КОМКОН-Фарма"
Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group
Давид Мелик-Гусейнов, директор по исследованиям компании "Фармэксперт"
Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент"
Вопрос: Николай
Насколько кризис затронул фармацевтическую отрасль? Говорят, что лекарства люди будут покупать всегда, но слышал, что предприятия сектора(по-крайней мере производства БАД) одно время переходили на сокращенную неделю.
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Действительно продажи БАД в аптеках упали значительно серьезнее, чем лекарственных средств. Это можно объяснить и ответной реакцией на кампанию в СМИ по "бесполезности" применения БАД.
Вопрос: Елена
Законом предусмотрен отпуск определенных лек. средств по рецептам. Во всех развитых странах существует такая практика. Но Россия это не Америка и даже не Европа, медицинский сервис в нашей стране отвечает разве что уровню оказания неотложной медицинской помощи лицам без определенного места жительства. Может быть у граждан Рф нет иного выхода, кроме как заниматься самолечением? Оправдано ли было лишить их еще и этой "привелегии"?
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Трудно объяснить, почему в нашей стране население предпочитает в фармацевтическом работнике видеть "человека в белом халате", который лучше врача по симптому порекомендует лекарство. Вероятно к такому "безответственному" отношению к своему здоровью толкает именно наша система здравоохранения: нет желания сидеть в многочасовой очереди, чтобы потом в течение 7 минут врач поставил диагноз и выписал на клочке бумажки назнание препарата, напутствуя, что в аптеке скажут как применять. Хочу призвать потребителей лекарств относится ответственно к своему здоровью и помнить, что фармацевта учили только "отпускать лекарственные средства", он не имеет права лечить, его этому не учили!!!
Вопрос: Елена
Уважаемые эксперты, не секрет, что при поставках товара от дистрибьютеров и производителей в аптечную сеть разница в ценах на лек.средства для крупных сетей и для малого бизнеса очень велика. Разница в цене составляет в среднем 20-30%. При этом, если посмотреть анализы и выводы ФАС, то монополистами в основном оказались представители малого бизнеса в малых городах и селах и давление со стороны карательных органов (прокуратуры, ФАС, ОБЭП и т.д.) было предпринято в основном в отношении малого бизнеса. К крупным сетям со стороны контролирующих органов претензии не предъявлялись. Возможно ли в новом законе ввести нормы, защищающие интересы малого бизнеса, например, запретить дистрибьютерам и производителям отпускать лек. средства с различной ценой разным по размеру оборота хозяйствующим субъектам?
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
К сожалению отпускная цена регламентируется не столько "указаниями" в законе, сколько финансовыми рисками, которые несет поставщик при отгрузке товара в аптеку, то есть гарантией оплаты за отгруженный товар. Если предложенную Вами норму записать в законе, то государству придется часть рисков взять на себя. Что касается результатов последних проверок, то действительно в аптечных сетях выявлено гораздо меньше нарушений. Это отчасти объясняется тем, что крупный бизнес глубже понимает свою социальную ответственность перед обществом и старается за счет "эффекта масштаба" обходится более низкой надбавкой. Что касается малых предприятий, то безусловно это не всегда "жлобские" желания получить все и сразу, а уровень наценки в любой розничной точке должен покрывать расходы на ее существование.
Вопрос: Елена
Для Елены Неволиной. Уважаемая Елена , крупный бизнес настолько хорошо понимает свою ответсвенность , иначе он не был бы крупным бизнесом , что у них в продаже (исходя из результатов проверок прокуратуры) имеются в наличии лекарственные средства , которые входят в обязательный перечень , но не прошли регистрацию в РФ , то есть не могут обращаться на фармрынке РФ , и за это предусмотрено ответсвенность вплоть до уголовной . Единичным аптекам это ставится в нарушение лицензионных требований и выносятся судебные решения , а в крупных сетях с этим все в порядке , остается только предположить , что они торгуют фальсифицированным товаром. Все это было бы смешно , если бы не было так грустно.
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
К сожалению нет конкретных примеров лекарств не прошедших регистрацию в РФ, но включенных в обязательный перечень, поэтому могу предположить, что это некорректное изложение какой-то проблемы в СМИ.
Вопрос: Елена
Для примера , арбидол , входящий в обязательный перечень ,которого на всех не хватило , отгружается крупным поставщиком в свою аптечную сеть и другим крупным участникам рынка , мелким ничего не достается , мелкая аптека опять "нарушитель".
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
К сожалению нет конкретных примеров лекарств не прошедших регистрацию в РФ, но включенных в обязательный перечень, поэтому могу предположить, что это некорректное изложение какой-то проблемы в СМИ.
Вопрос: irina, "КОМКОН-Фарма"
Рассматриваете ли возможность появления аптек "узкого профиля",которые будут заниматься продажей одной или нескольких групп лекарственных средств? Существуют ли такие аптеки сейчас? Пользуются ли они спросом у потребителей?
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Как правило, аптеки работают "узким профилем" (онкология, детство и т.п.) наряду с общей номенклатурой, это создает определенную "нишу" профиля аптеки, однако переход на данный формат сегодня является нарушением нормативного требования Минздрава в части обязательного наличия в аптеке минимального ассортимента лекарственных средств.
Вопрос: MG
Как быть с вопросом покупки лекарств и препаратов строго по рецептам? Ведь сейчас во многих регионах простые обезбаливаюище не отпускаются без рецепта, я конечно не говорю о сильно действующих препаратах.
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Законодательная норма устанавливает отпуск лекарственнх средств по рецепту врача и определенный перечень (устанавливается приказом Минздрава") может отпускаться без рецепта. Эта норма строго соблюдалась до 1992 г. Однако, с 1992 г., когда фармацевтическая отрасль вышла из под монополии государства, повсеместно начался отпуск всех лекарственных препаратов по запросу больного. К сожалению, на сегодняшний день эта проблема не только аптек. Многие врачи не выписывают рецепты, потому что ЛПУ не имеют рецептурных бланков, так как Минздрав передал полномочия по обеспечению и контролю за наличием рецептурных бланков региональным органам управления здравоохранением. Данный вопрос не решается только административным наказанием аптек, он должен быть решен Минздравом совместно с врачебным сообществом, чтобы в конечном итоге не пострадали потребители.
Вопрос: MG
В каких переменах и реформах нуждается фарм.рынок РФ?
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
В отношении фармацевтического розничного рынка необходим переход на саморегулирование по ряду вопроов. Начнем с образования. Сегодня профессиональное сообщество практически не участвует в разработке образовательных стандартов по специальности "Фармация", поэтому "в одном флаконе" готовят специалиста широкого профиля, который может разработать инновационный препарат, оргаизовать его производство, разработать систему сбора и хранения лекарственных растей, провести контроль качества лекарственных средств и растений, изготовить лекарственную форму в аптечных условиях и осуществлять продажу лекарственных средств и растений, изделий медицинског назначения и медицинской техники, сопроводив фармацевтической консультацией. В результате ни производство, ни аптеки и контрольно-аналитические лаборатории не получают квалифицированного специалиста. Только профессиональное сообщество может оказать существенную помощь в составлении стандартов обучения. Тоже самое в отношении разработки и исполнения стандартов профессий и т.п. Сегодня на законодательном уровне определяется что может продавать аптека наряду с лекарственными средствами. Это ограничивает права коммерческого предприятия, так как в законе приведены группы товаров, которые отсутствует в классификаторах продукции и каждый проверяющий трактует , что к какой группе относится "на свой лад". Например в некоторых регионах запрещают продавать подгузники детские, так как по ОК 005-93 они относятся к бумажно- беляным изделиям. Наделив полномочиями профессиональное сообщество разработки перечней товаров для здорового образа жизни, которые можно продавать в аптеках, чиновники облегчили бы жизнь и аптекам и пациенту, который, к примеру, сегодня приобретая в аптеке аромомасла не может купить аромолампу и специальную литературу по их применению. Таких примеров можно привести еще много. Все эти проблемы, как показывает практика, отсутствуют в тех странах, где государство передало часть своих полномочий профессиональному сообществу.
Вопрос: Валентина
Можно ли оценить, хотя бы приблизительно, насколько снизилось производство и потребление лекарств в России по сравнению с 91 годом?
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
В 1991 г. норма населения на 1 аптеку составляла 10 тыс.чел. в городе и 6 тыс.чел. в сельской местности. Сегодня 1 аптека в среднем обслуживает 2.8 тыс. чел. (правда это как показатель "средней температуры по больнице"). В Европе на 1 аптеку приходится от 1.5 до 2,5 тыс.чел. Локальное расположение большого количества аптек в точках скопления людей - станции метро, торговые центры и тп., можно наблюдать только в крупных городах с высоким платежеспособным спросом . В целом же по России можно говорить, что в некоторых раонах у нас крайне низкая физическая доступность лекарственной помощи для населения.
Вопрос: Антосик
Возможно ли создание еще одной госкорпорации в сфере производства и сбыта лекарственных препаратов и как вы оцениваете перспективу такого проекта?
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Создание возможно, но иерархия интересов такой корпорации явно будет не в пользу потребителей лекарств.
Вопрос: Арсений, акционер
А вообще, какая задача важнее - повышение производства лекарст в России или их доступность для населения?
Отвт: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Еще одна важная задача - избавиться от "импортозависимости". В конечном итоге это вопрос национальной безопасности.
Вопрос: Сергей Кокоев
Как вы оцениваете рентабельность розничного аптечного бизнеса, есть ли ей куда снижаться? Будет ли правительство в лице МЭР в том числе давить на розницу в дальнейшем? Как это может отразиться на обеспеченности населения лекарствами?
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Сегодня рентабельность аптечного бизнеса не превыщает 1,5% в месяц. В ряде случаев, выгоднее деньги положить на срочные вклады (правда где взять столько надежных банков), поэтому многие собственники стали "заложниками" своего бизнеса. К сожалению в отношении частного аптечного бизнеса государство занимается только регулированием, не давая взамен никаких преференций. При этом следует отметить, что по ряду вопросов (уровень наценки на ЖНВЛС, установления предельных наценок на остальные группы товаров в аптеках, закупки по ДЛО и т.п) полномочия переданы в субъекты Федерации. Поэтому "выживать" аптечным сетям в условиях пестрой картины регулирования в регионах становится все труднее. Многие аптечные организации закрыли не рентабельные точки, понятно, что не в "зонах повышенного трафика", а в спальных районах. Понятно, что этот процесс продолжится и тогда "физическая" доступность для локальных потребителей безусловно снизится.
Вопрос: Павел Журавлев, ВВЮР
ФАС неплохо проявила себя в регулировании рынка РФ нефтепродуктов, однако пока не особо активна на фармацевтическом - почему, на ваш взгляд? Следует ли государству ограничивать рост цен на фармацевтическую продукцию? Возможны ли на этом рынке рыночные методы ценового регулирования, не приводящие к росту стоимости товаров?
Ответ: Олег Фельдман, генеральный директор компании "КОМКОН-Фарма"
Считайте. что ФАС Вас уже давно услышал и занимается этим. Но есть одно противоречие -ФАС должен заниматься контролем за нарушением антимонопольных норм, фактически же ФАС старается заниматься практически всем, поскольку не создан сам финансовый контур системы здравоохранения. В нерегулируемой части ценообразования рынок сам по себе является и будет являться мощнейшим регулятором, а регулируемая часть должна относиться к тому сегменту, в котором есть мегаплательщик (государство, страховые компании и т.д.). Здесь можно эффективно регулировать цены и при этом давать толчок развитию рынка. Например, фиксируются минимальные цены на стоимость МНН, возмещаемые плательщиком, а конечный потребитель имеет возможность доплатив, купить, например, не восточно-европейский препарат, а швейцарский - т.е. работает так называемый механизм со-финансирования (cj-payment)
Ответ: Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Если Минздраву пересмотреть ряд нормативно-правовых актов, ограничивающих коммерческую деятельность аптечых организаций, таких как минимальный ассортимент, который должна держать аптека как в крупном городе, так и сельской местности, отменить ограничительный список ассортимента сопутствующих товаров, упростить условия хранения лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету в аптеках и т.п., можно требовать и снижения торговой надбавки. Пока у нас получается так, регулируем и ограничиваем в аптеках все, а коммунальные платежи растут, аренда не снижается, ЕСН заменяем на страховые взносы и тоже с повышением. А ведь аптека независимо от формы собственности - коммерческое предприятие и в уставе записана цель - получение прибыли, ФНС об этом всем аптекам напоминает.
Вопрос: Илья Хрусталёв
Уважаемые участники конференции, как вы относитесь к существующей политике регулирования фарм. рынка и ее ужесточению в последнее время? Как, по вашему, это отразится на рынке в будущем? Каким образом необходимо регулировать рынок, на ваш взгляд?
Ответы: Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент"
Определенный контроль в сфере ценообразования с учетом специфики рынка ЛС, безусловно, необходим (речь, прежде всего, о ЖНВЛС). Однако, как мы уже отмечали, исключительно административное регулирование вряд ли может способствовать качественному улучшению ситуации. Необходимо создавать условия для более комфортные инвестиционные условия, способствующие динамичному развитию индустрии как в сфере внутреннего производства, так и в части розничной торговли.
Олег Фельдман, генеральный директор компании "КОМКОН-Фарма"
Отношусь, безусловно, негативно. И не к самому факту регулирования, а к тому, что намеченные действия как бы формируют обратный вектор нормального и везде принятого подхода - страховая медицина с активным участие государства как основного плательщика. Кстати, и механизм ДМС может быть также здесь запущен, но при этом нужно не реформировать порядок выплаты ЕСН, а создать такие условия, когда работодателю будет выгодно оплачивать страховки для своих сотрудников. Но, в любом случае, сегодняшние идеи регулирования долго не просуществуют. А система преференций отечественным компаниям еще больше отодвинет их от мировой фарминдустрии.
Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Участники фармацевтического розничного рынка согласны с тем, что регулировать цены на ЖНВЛС нужно, при этом некоторые отмечают необходимость применения единой цены на всей территории РФ. правда много вопросов вызывает сам Перечень ЖНВЛС и принцип включения туда ряда медикаментов. Но к сожалению, сегодня в 65 регионах цены регулируются на весь ассортимент товаров, продаваемых в аптеках (лекарства не ЖНВЛС, медизделия, детское питание и тп.п), при этом если этот ассортимент продается в других торговых точках, то там возможно свободное ценообразование на этот товар. Вот такая дискриминационная политика регулирования.
Вопрос: Григорий
Можно ли предполагать, что в результате ужесточения регулирования сократиться число аптек?
Ответы: Олег Фельдман, генеральный директор компании "КОМКОН-Фарма"
Можно, поскольку фактически все это может негативно повляить на доходость бизнеса существующих операторов, но затем все равно количество аптек стабилизируется. Оно в принципе, не может колебаться в широком диапазоне.
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент"
Пожалуй, более принципиальным фактором, который может стать причиной некотрого сокращения розничного рынка в части сокращения числа торговых объектов, можно считать негатвиное влияние кризиса.
Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Можно, и к сожалению в тех местах, где низкий "пешеходный" или "транспортный" трафик. Это приведет к тому, что в ряде локальных мест аптечных точек не останется вовсе. Это безусловно затруднит получение своевременной лекарственной помощи некоторым группам потребителей.
Вопрос: Владимир Андреевич Дубровский, военнослужащий
Регулирование цен должно как-то повлиять на уменьшение количества посредников? Ведь сейчас, насколько я понимаю, цены накручиваются не только за счет торговой надбавки аптек, но и длинной посреднической цепочки? И каким образом будет определяться цена лекарства?
Ответы: Давид Мелик-Гусейнов, директор по исследованиям компании "Фармэксперт"
де-юро сегодня подавляющее большинство участников рынка работают в легальном поле. есть возможность, например, в оптовом звене сделать 30%, так все участники этого этапа в товаропроводящей цепочке "пилят" этот пирог, но, повторюсь, что в подавляющем большинстве случаев, их действия законны. В РФ - более 1000 оптовиков. Если бы этих учстников было бы меньше (например, в США всего 40 дистрибуторов на рынок с объемом более 800 млрд долл США), то оставшиеся участники вполне могли бы обходиться наценкой в 10-15, максимум 20%.
также отмечу, что сегодня 65 субъектов РФ регулируют цены на все лекарственные препараты (рецептурные и безрецептурные). Т.е. сегодня уже есть регулирование, и надо отметить, что оно довольно жесткое, но не прозрачное.
новая методика ценобразование на группу ЖНВЛС (именно по этой группе сейчас обсуждается методика) обязывает производителей фикисровать в реестре "Входящую в рынок" цену. Далее, согалсно единой методике каждый субъект РФ рассчитывает свои наценки. Принцип методики такой. Чем дороже препарат, тем меньше оптовая и розничная наценка. Однако, регионы должны расчитывать наценки по единой методике, подсталяя свои поправочные логистические коэффициенты. Что это будут за коэффициенты, какой у них будет уровень пока никто не знает.
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент"
Пожалуй стоит добавить, что кроме указанных факторов, к постпенному сокращению числа посредников и, как следствие, определенной стабилизации ситуации в ценообразовании в среднесрочной перспективе будет приводить и дальнейшая консолидация рынка. В том числе, дальнейшая консолидация розничного сегмента.
Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Сегодня существует 2 варианта применения розничной надбавки: к ценепроизводителя или к цене оптовика, если он приобрел товар за счет собственных средств, порядок применения того или иного варианта устанавливается в регионе. При этом, если установлен порядок "от цены производителя", то механизма где аптека может выяснить эту цену, если она не зарегистрирована в реестре, нет. Поэтому аптека за основу берет цену, указанную в документах поставщика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 654, с 2010 года розничная наценка будет применяться к зарегистрированнной цене производителя. Безусловно такой подход приведет к прозрачности ценообразования на этапе дистрибьюции. Пока единая методика определения оптовых и розничных надбавок не утверждена, трудно сказать приведет ли такая прозрачность к снижению розничной цены.
Вопрос: Зинаида, менеджер
Вопрос по списку жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств - это список лекарств, который приобретается за счет государства? Или это список лекарств, на которые будут распространяться ограничения по торговой надбавке?
Ответы: Давид Мелик-Гусейнов, директор по исследованиям компании "Фармэксперт"
ЖНВЛС - список препартов, ценообразование по которым будет под госудаственным контролем. список ЖНВЛС пока не включает в себя 100% препаратов, которые закупаются государством под гос программы. (Хотя, на мой взгляд, так должно быть). Более того, в новой редакции этот список заметно похудел, из него исключили много преаратов. Отмечу, что ВОЗ рекомендует примерно 600 молекул, как наиболее важные для вопросов терапии. В РФ современная редакция списка включает порядка 250 молекул, из котроы больше половины нет в списке ВОЗ. делайте выводы сами.
Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Само понятие ЖНВЛС в документах отсутствует. Однако, в Постановлении Правительства РФ № 376 от 29.03.2007. указано, что перечень составлен "в целях обеспечения государственного регулирования цен..."
Вопрос: Оксана Аркадьевна, менеджер
Появление "свиного гриппа" значительно обогатило фармкомпании. Как вы считаете, такие эпидемии теперь станут традицией?
Ответы: Давид Мелик-Гусейнов, директор по исследованиям компании "Фармэксперт"
Спасибо за вопрос. Любая эпидемиологическая вспышка увеличивает привлекательность рынка лекарств для лечения этого заболевания. и то, что A Н1N1 увеличил рынок сбыта противовирусных препаратов для лечения и профилактики вируса гриппа - ничего неожиданного, сверхестественного в этом нет. сейчас на тему свинного гриппа будет много спекуляций. Буду обвинять ВОЗ в необоснованности принятого решения по объявлению пандемии. Воз, в свою очередь, также найдет аргументы, которые обоснуют его позицию. Сегодня, правда в этом вопросе не найдешь. думаю, должно пройти достаточно много времени, чтобы мы на самом деле осознали что же происходило в наши дни. была ли критическая ситуация, был ли коррупционный аспект в этой истории. Отмечу, что вирус свиного гриппа на самом деле является высокопатогенным, на самом деле имеет достаточно высокий риск к мутации. Но пока эпид. ситуация во многих странах - стабильна. возможно, это произошло за счет массовой вакцинации и примении противовирусных препаратов. На счет Вашего вопроса, будут ли такие эпидемии традиционными, сложно ответить. Хочется верить, что нет.
Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"
Такой разнонаправленный подход в СМИ, который мы наблюдали в ноябре к проблеме "свиного гриппа" недопустим: от "нагнетания" обстановки с хроникой летальных исходов, до объявления корррупционной составляющей ВОЗ при объявлении пандемии. Это приводит к "легкомысленному" отношению населения к собственному здоровью здоровью окружающих.
Полная версия конференции http://www.finam.ru/analysis/conf00001002F1/default.asp