Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Увесистое лобби
08.02.2012

НП «Аптечная гильдия» в скором времени сможет претендовать на статус крупнейшего лоббиста интересов фармрозницы. Как стало известно «ФВ»,«Аптечная гильдия» договорилась об объединении с Ассоциацией аптечных учреждений (ААУ) «СоюзФарма», объединяющей около 2 тыс. аптек. Таким образом, под эгидой «Аптечной гильдии» и «Союзфармы» окажется в общей сложности более 5 тыс. сетевых и единичных аптечных учреждений. Впрочем, обе ассоциации утверждают, что речь идет лишь об объединении усилий в целях лоббирования интересов отрасли, а вовсе не о слиянии НКО. И «СоюзФарма», и «Аптечная гильдия» продолжат работу в соответствии с уставными целями и задачами, взаимодействуя каждая со своей категорией участников рынка.

 Как стало известно «ФВ», ААУ «СоюзФарма» и НП «Аптечная гильдия» завершают процесс объединения. Эту информацию подтвердила исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина. «Это взаимная инициатива, возникшая в ходе недавних переговоров», — отметила она. В рамках данного объединения, по словам г-жи Неволиной, «Аптечная гильдия» предоставляет аптекам — членам «СоюзФармы» сведения об изменениях в законодательстве и инициативах органов власти.

В свою очередь «СоюзФарма» обязуется предоставить партнерам «данные, показывающие срез по рынку». «Такое взаимодействие приобретает особую актуальность в период регулирования цен на лекарственные препараты», — добавила Елена Неволина. В объединении двух структур она противоречия не видит: «Каждая имеет сильные наработки в ряде областей. «Аптечная гильдия» ведет более активную работу по взаимодействию с регулирующими органами, «СоюзФарма» обладает хорошим знанием практики работы единичных аптек».

В «Аптечной гильдии» подчеркивают, что принципиально важным является тот факт, что ААУ «СоюзФарма», и НП «Аптечная гильдия» продолжат деятельность по направлениям, определенным их уставными целями и задачами, взаимодействуя со своими категориями участников розничного сегмента. По мнению Елены Неволиной, объединение усилий двух организаций на общественно-политических направлениях позволит выступать перед органами власти в качества сообщества, способного представить консолидированную позицию розничного звена по наиболее острым проблемам фармрынка. Кроме того, убеждена Елена Неволина, объединение позволит расширить сферы влияния каждой из ассоциаций для выхода в новые регионы, вести конструктивный диалог с другими сегментами рынка, создавая взаимовыгодные партнерские программы. «Полагаем, что совместная деятельность двух НКО будет способствовать формированию цивилизованного фармацевтического рынка России.

Таким образом, говоря об объединении усилий, мы говорим не об объединении НКО, а лишь только об усилении лоббирования интересов отрасли», — пояснила Елена Неволина.

В «СоюзФарме» факт переговоров подтвердили. Исполнительный директор ассоциации Дмитрий Целоусов также подчеркнул, что речь идет только об объединении усилий в лоббировании интересов отрасли, а не об слиянии двух НКО.

«Нельзя забывать, что слияние двух компаний — дело рискованное. Любой рост требует дополнительных затрат, в т.ч. на интеграцию нового персонала, а это повлечет увеличение членских взносов. Мы не хотим создавать дополнительную нагрузку на представителей наших организаций, поэтому выбрали такую форму сотрудничества», — пояснил он. 

По словам Дмитрия Целоусова, вопросы, которые сегодня решают профессиональные некоммерческие организации — будь то вопросы по законодательной или нормативно-правовой базе или вопросы предоставления льгот участникам аптечного бизнеса из-за чрезмерного государственного регулирования, — общие для всех представителей фармацевтического розничного рынка.

 «Разработка стандартов профессиональной деятельности, этического кодекса фармацевтических работников, стандартов профессий должна производится совместно, с учетом мнения представительного большинства, в т.ч, и при переходе на саморегулирование отрасли, — уверен Дмитрий Целоусов. —Присоединение «СоюзФармы» может прибавить веса «Аптечной гильдии», основными задачами которой ее члены определили выработку стандартов профессиональной деятельности для розничного бизнеса, отстаивание интересов профессионального сообщества и организацию диалога с исполнительной и законодательной властью».

Генеральный директор петербургского ОАО «Фармация» Евгений Богданов считает, что основной задачей в случае объединения «Аптечной гильдии» и «СоюзФармы» станет поиск компромисса интересов крупных и мелких розничных игроков. «Все предприятии лоббируют свои интересы, и у них они разные на самом деле. Это плохо, т.к. иначе не произошло бы то, что произошло с ценообразованием», — говорит он.

Директор «Фармэксперт. Консалтинг и Аналитика» Николай Беспалов отмечает, что именно аптечная розница — как сетевая, так и несетевая — оказалась наиболее уязвимой в рыночных реалиях: «Повод для объединения у аптечной розницы сейчас есть как никогда. Без консолидированной позиции донести до властей, рассчитывающих загнать отрасль в жесткие рамки ценообразования, будет крайне сложно», - уверен эксперт.

Источник: газета "Фармацевтический вестник" №4 (662) 7 февраля 2012 г.