Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Десять лет с профессиональной заботой о человеке
13.01.2012

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ПУГАЮТ НАС ТРЕВОЖНЫМИ СООБЩЕНИЯМИ О НАСТУПЛЕНИИ ТРУДНЫХ ВРЕМЕН ДЛЯ ФАРМРОЗНИЦЫ И ЗАКРЫТИИ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ОДИНОЧНЫХ АПТЕК И МАЛЕНЬКИХ СЕТЕЙ. НО, К СЧАСТЬЮ, ЕСТЬ АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ПОДОБНЫЕ ПРОГОНОЗЫ, НЕ ТОЛЬКО НЕ СОБИРАЮТСЯ ПРЕКРАЩАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НО И АКТИВНО РАЗВИВАЮТСЯ, УВЕЛИЧИВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ АПТЕК.

ОДНА ИЗ ТАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – МОСКОВСКАЯ АПТЕЧНАЯ СЕТЬ “НОВА ВИТА” – В ЭТОМ ГОДУ ОТМЕЧАЕТ ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ. О СЕКРЕТАХ ЕЕ УСПЕХА НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ГОВОРИТ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА СЕТИ “НОВА ВИТА” ДАНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ АЛБОРОВОЙ.

 

-Дана Александровна! Ваша аптечная сеть в этом году отмечает десятилетний юбилей. А как все начиналось?

-В 2001 г. три энтузиаста – Маргарита Кабаева, Владимир Кабаев и я, имея успешный опыт создания аптеки в родном Владикавказе, решили попробовать свои силы в Москве. Несмотря на то, что у нас было смутное подозрение, что в огромном мегаполисе все может сложиться по-другому, 3 января 2002 г. мы открыли первую аптеку на бульваре Яна Райниса. Общая площадь аптеки составляла 27 кв. м, но нам тогда она казалась очень большой. Работали втроем, без выходных, все делали сами, не было возможности платить зарплату сотрудникам.

С первых дней работы нас удивило, что покупатели, особенно пожилые, благодарили нас за консультации, да и просто за человеческое отношение к ним и их проблемам. И мы поняли, что, как и в любом мегаполисе, людям в Москве не хватает внимания. И мы твердо решили, что наряду с глубокими профессиональными знаниями наши сотрудники в первую очередь должны обладать человечностью, ведь люди приходят в аптеку за помощью. Наши выводы оказались верными, и уже в сентябре 2003 г. мы открыли вторую аптеку на ул. Авиационной. Это было нелегко, не хватало денег, проходимость была не такая, как в нашей первой аптеке, которая располагалась у выхода из метро. В этой аптеке мы сделали акцент на консультации специалистов и на большой ассортимент лекарств, в т. ч. на дорогостоящие препараты, и лечебную косметику. Эта аптека далась с трудом, но нам повезло с сотрудниками. Они стали нашими единомышленниками, костяком сети аптек “Нова Вита”. При большой текучке кадров в Москве не каждая аптечная сеть может похвастаться людьми, которые работают в ней уже 10 лет. Мы гордимся своими сотрудниками, они получают прибавку к заработной плате за выслугу лет, награждаем их поездками в Европу и на отдых.

В марте 2005 г. мы открыли еще одну – третью – аптеку у метро Чертановская. В ней мы решили организовать службу доставки лекарств, для чего был создан сайт www.nvita.ru, где можно было ознакомиться с описаниями препаратов, узнать o наличии и ценах на лекарства в каждой нашей аптеке и сделать интернет- заказ. Операторы в нашей службе доставки – это провизоры, которые могут проконсультировать по интересующему препарату по телефону.

Через два года мы открыли сразу две аптеки – у метро Варшавская и на ул. Фабрициуса – с открытой формой торговли. Нам все время хотелось попробовать что-то новое в работе, сделать это самим и получить результат. Еще через год мы открыли шестую аптеку у метро Тушинская. Это небольшая, но уютная аптека. Здесь у нас другая ценовая политика, не хочу называть нашу аптеку дискаунтером, как сейчас многие делают. Для нас это аптека с низкими ценами, но со стандартами обслуживания “Нова-Вита”.

 

-Значит, Вы не жалуете дискаунтеры?

-Мы не жалуем то, что называется дискаунтерами. Дискаунтер – это немецкое изобретение. Правильный дискаунтер – это ритейл с агрессивной ценовой политикой и узким ассортиментом, состоящий из быстро обращающихся товаров с доминированием торговых марок и большей долей собственных торговых марок. Классическое правило любого дискаунтера: “Здесь сервис вы не получите! Для этого есть другие форматы!”. Базой для низких цен служит не только отсутствие сервиса, но и лидерство по низким затратам. Большинство аптек- дискаунтеров отличают низкие цены, низкие зарплаты работников первого стола, часто в таких аптеках – ограниченный ассортимент высокоэффективных клинически проверенных лекарственных средств, страдает качество обслуживания. Такая политика противоречит нашей профессиональной позиции. Поэтому аптеки “Нова Вита” отличают доступные цены, профессионализм сотрудников, над которым мы работаем каждый день, работа с ассортиментом, постоянное повышение квалификации и неравнодушное отношение к людям. Для нас очень важна репутация наших аптек, это один из способов конкурировать с крупными сетями, которые также в последнее время открывают аптеки-дискаунтеры. Для этого мы разработали стандарты обслуживания, вкладываем деньги в обучение своих сотрудников, т. к. именно они и их профессиональная забота о человеке – это основной бренд аптек “Нова Вита”.

 

- Как же Вам удается держать низкие цены на лекарства?

- В 2011 г. мы вступили в АСНА (Ассоциацию независимых аптек). Участие в АСНА дает нам все преимущества принадлежности к крупной аптечной сети, при этом мы не теряем своей индивидуальности. Здесь мы встретили людей, которые, также, как и мы, стремятся создать эталонные аптеки, ориентированные на покупателя, внедрять новые идеи и технологии, каждый день анализируя фармрынок и играя на опережение.

Благодаря новым технологиям мы оптимизировали ассортимент и ценовую политику, и даже высвободили квалифицированных сотрудников, и в январе 2012 г. открываем четыре новые аптеки, которые они возглавят.

 

- Что отличает политику сети “Нова Вита” в области персонала?

- Сейчас количество сотрудников в нашей сети достигло 80 человек. Среди них и молодые специалисты, для которых наши аптеки стали первым местом работы. Здесь они встретили своих наставников, получили навыки и знания, которые так необходимы для того, чтобы стать профессионалом в своем деле. Все заведующие нашими аптеками начинали работать первостольниками. Помню, как к нам пришла работать молодая выпускница вуза, почти без опыта работы, знания по препаратам у нее были не очень обширные, поэтому никто не хотел работать с ней вместе в одной смене, т. к. работать с новичком всегда труднее. После первой недели работы она подошла и сказала: “Дайте мне время, я все выучу, и вам никогда не будет стыдно за меня”. Вот такие качества мы очень ценим в людях: стремление к знаниям, умение признавать то, что всегда есть чему учиться, желание идти вперед. Эта сотрудница никогда не дала нам повода пожалеть o том, что мы взяли ее на работу. Сейчас она заместитель заведующей, а с января 2012 г. переходит на должность заведующей одной из новых аптек.

Мы постоянно повышаем профессиональный уровень своих сотрудников и не ограничиваемся только фармкружками, которые проводят у нас производители лекарственных средств. У нас регулярно бывают тренинги и консультации с практикующим психологом, которые помогают нашим сотрудникам разбирать и решать проблемы, возникающие при работе с покупателями, а заведующим аптеками – в организации эффективного управления. Кроме того, у нас есть штатный инструктор, который обучает наших сотрудников на местах, тестирует их и составляет общий рейтинг сотрудников по каждой аптеке.

Мы стараемся, чтобы сеть аптек “Нова Вита” стала для наших сотрудников не только местом работы. Летом мы всегда вместе отмечаем День медицинского работника, в январе празднуем день рождения сети, каждая аптека готовит музыкальный номер, иногда это даже мини-спектакль. Бывает очень весело.

 

- В последнее время много пишут o продаже кодеинсодержащих препаратов, ожидается решение Правительства, запрещающего отпуск этих препаратов без рецепта врача. Какова ваша позиция по этому вопросу?

- Мы не стали ждать этого момента, и уже четыре года назад приняли решение отказаться от их продажи, т. к. не хотели быть причастными к вырождению нашего народа. Это наша гражданская позиция, и мы призываем всех коллег последовать этому примеру.

 

- Ваши аптеки отличаются очень красивым и необычным фирменным оформлением. Почему так?

- После открытия третьей аптеки, мы задумались над разработкой логотипа и фирменного стиля аптек. Название “Nova Vita” с латинского языка переводится как “новая жизнь”, у нас это название ассоциировалось с цветущим деревом, с весной. Весной вся природа пробуждается, оживает и обновляется. Весна – это еще и символ возрождения и выздоровления. Теперь аптеки “Нова Вита” запоминаются благодаря единому стилю, логотипу с цветущей сакурой, интерьеру в сине-белых цветах и фирменным шарфикам наших сотрудниц. Как-то программа “Вести” снимала репортаж в нашей аптеке у метро Чертаново, и на следующий день в остальных наших аптеках покупатели утверждали, что именно эту аптеку видели в программе “Вести”.

 

- Как Вы охарактеризуете свой стиль обслуживания?

- Мы приверженцы старого стиля аптеки в самом понимании ее как таковой. То есть, покупатель, который приходит к нам, становится нашим приверженцем. В наших аптеках культура обслуживания (это то, к чему мы стремимся) такая, как была во времена, когда обращались к покупателям “господа” и “что изволите?”, знали каждого покупателя в лицо, а аптекарь был членом семьи.

 

- Что важного было для Вас в прошедшем периоде, может быть, были награды?

- Группа компаний “Протек” 25 ноября 2010 г. оценила большой вклад нашей сети в развитие партнерских взаимоотношений и отметила аптечную сеть “Нова Вита” наградой в номинации “За активную профессиональную позицию”.

Прошедший 2011 г. стал для нас новым этапом. Мы вступили в “Аптечную гильдию”. Это некоммерческое партнерство содействия аптечной отрасли, которое привлекает аптечные предприятия к разработке отраслевых стандартов в области торговли лекарственными средствами, а затем помогает в их внедрении, консолидирует участников фармрынка и представляет их интересы в органах государственной власти.

 

- Что бы Вам хотелось сказать в заключение нашего разговора?

- Итак, 10-летие мы встречаем с десятью аптеками и не собираемся на этом останавливаться. Спасибо всем нашим сотрудникам, тем, кто давно с нами, и тем, кто пришел совсем недавно! Вместе мы занимаемся очень нелегким, но очень нужным делом. Именно благодаря вам у нас появилось так много постоянных покупателей, для которых аптеки “Нова Вита” – это место, где их встретят профессионалы, неравнодушные к чужим бедам. Здоровье – это самый главный человеческий капитал. Все вместе поможем людям сохранить его на долгие годы.

 

Ирина Кравчук

От редакции: От всей души поздравляем руководителей и сотрудников аптечной сети “Нова Вита” с юбилеем! Желаем всем здоровья, счастья, профессиональных успехов и новых свершений!