Чем является сегодня аптечная организация? То ли объектом социального назначения, то ли торгового? Производство остается у настолько в аптеках при лечебно-профилактических учреждениях, а аптеки переходят в общем-то на чистую торговлю. Что подтверждает и код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) – получается только розничная торговля. И самое интересное, что изготовление лекарств в аптеке тоже приравняли к розничной торговле фармацевтическими товарами и парфюмерно-косметической продукцией.(Код ОКВЭД 52.31. Подраздел «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Группировка «Розничная торговля фармацевтическими товарами» также включает пункт «Изготовление аптеками лекарственных средств». – Прим. ред.)
В регионах мы столкнулись с тем, что если аптека производственная, то она не имела права перейти на ЕНВД (единый налог на вмененный доход – применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности. – Прим. ред.). Получается, налоговые органы трактуют по-своему, т.е. как продукцию собственного производства, а код экономической деятельности трактует как розничную торговлю. Поэтому, если это произошло на территориях, то нужно добиваться применения ЕНВД. Основанием для этого является код именно экономической деятельности. Товарооборот сейчас у аптек стал расти. Но при этом достаточно резко падает рентабельность. Наверное, это обусловлено в первую очередь тем, что аптеки практически во всех регионах применяют ЕНВД, таким образом сказался рост страховых взносов, который мы получили (20%). Отмечу, что большинство аптечных организаций у нас не используют серые схемы, а работают по белым и платят реальную сумму налога. И это, конечно, не могло не сказаться на рентабельности, т.к. увеличение налоговой базы произошло в два с лишним раза. Коммунальные и арендные платежи практически во всех регионах выросли.
Наши аналитики зафиксировали, что падает доля лекарственных препаратов в общем обороте аптеки. Статистика такова: в 2008 г. резко упал спрос на ЛП, в 2009 г. восстановился и даже с опережением. В 2010 г., к сожалению, опять падение (хотя и не уровня 2008 г.), в 2011 г. также отмечается потеря оборота ЛП. Просчитав долю ЖНВЛП в обороте аптеки, видим, что также идет падение. Но это связано с тем, что в указанный перечень вошли препараты больше госпитального направления. Отсюда – в наших коммерческих аптеках спрос закономерно падает. А вот доля безрецептурных препаратов в обороте лекарственных средств все же растет. Сегодня функционирует регулирование цен на ЖНВЛП. Как известно, перечень минимального ассортимента, который должна иметь каждая аптека, ведомственным министерством был значительно переработан и уточнен. Сейчас он уже не вызывает таких нареканий, как раньше. Тем не менее мы недополучаем свою прибыль, потому что идет регулирование наценки в регионах.
Наценка очень сильно разнится от региона к региону, т.к. это отдано на откуп региональным властям. Окончательное решение о ее величине они принимают сами. Мы запросили в некоторых регионах сегментацию, какой объем занимает каждая ценовая группа в товарообороте ЖНВЛП. Самый большой, самый важный «кусок» – это те препараты, которые находятся в стоимостном диапазоне от 50 до 500 руб. (Но, оказалось, группа свыше 500 руб. даже выше в объеме реализации, чем группа до 50 руб.) Мы провели мониторинг с учетом наценки в каждом регионе и на основании полученных региональных процентных сегментаций рассчитали среднюю наценку на этот перечень ЛП в регионе. И вот что получилось. В Волгограде средняя наценка на ЖНВЛП – 24,5%, в Казани – 29,1%, в Набережных Челнах – 29,3%. Пензенская обл. дала 19,4% (потому что на самый ходовой сегмент – от 50 до 500 руб. – установили достаточно низкую наценку – 19%, объясняя большой популярностью этого сегмента). В Самаре достаточно высокий уровень средней наценки на ЖНВЛП. Саратовская обл. тоже показала неплохой процент, несколько ниже он в Ульяновской обл.
В «Аптечную гильдию» приходили просьбы, чтобы сделать анализ в следующих диапазонах – от 150 до 600 руб. и свыше 600 руб., чтобы предприятиям было легче работать и получить более высокую среднюю наценку. Тогда бы несколько сократился диапазон свыше 600 руб. Сократился бы диапазон от 150 до 600 руб. включительно и достаточно хорошо вырос диапазон цен до 150 руб. Но мы увидели, что рост средней наценки оказался бы настолько незначительным, и еще не приняли решение, стоит ли по всей стране менять эту градацию во имя увеличения средней наценки на 1%. Мы не стали обращаться ни в Минздрав, ни в Федеральную службу по тарифам, т.к. сочли, что это будет незначительное изменение, и аптечным организациям оно, к сожалению, ничего не принесет. А вот для населения эти лекарства в розничной продаже стали бы дороже, чем сейчас. Тем более что самая высокая наценка – на диапазон до 50 руб.
Нами было проанализировано, каковы на сегодня существуют приемлемые наценки в регионах и какие из них считать приемлемыми. На ценовую группу до 50 руб. включительно установлены наценки от 20 до 180%. Но это допустимо, т.к. распространено, как правило, в труднодоступных районах, например, на Севере. В сегменте от 50 до 500 руб. наценки от 10 до 94%. Свыше 500 руб. тоже разброс в 43%. Свыше 600 руб. – от 10 до 70%. Это все данные по лекарственному ассортименту, т.е. по тому, что делает аптеку аптекой и дает ей шанс быть приравненной к предприятиям социальной сферы.
В конце прошлого года был принят закон, который предоставил льготы малому бизнесу, занятому в производственной и социальной сферах. К социальной сфере у нас относится даже ветеринарная служба, причем по обслуживанию домашних животных в т.ч. Как известно, там цены договорные, но при этом на фонд оплаты труда они получили страховые взносы в размере 20%. А вот аптеки в эту сферу не вошли, потому что по коду вида экономической деятельности это «розничная торговля»!
Но льготы будут предоставлены в т.ч. и фармацевтическим организациям, правда, только тем, кто осуществляет розничную торговлю и применяет налоговый режим ЕНВД, и для индивидуальных предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения.
Проанализируем, на чем же зарабатывают аптеки на Западе? В отличие от нас, там, если лекарство отпускается по рецепту врача и производитель написал это на упаковке или на листке-вкладыше, то лекарство в аптеке просто так купить невозможно. Я подсчитала, сколько в Великобритании МНН находятся в свободном доступе – 11 всего. Все остальные – лекарства рецептурного отпуска. При этом тщательно соблюдается закон, хотя все аптеки частной формы собственности. Отсюда вопрос: «А как аптеки выживают?» А за счет объединения (не всегда под одним владельцем) и за счет продажи сопутствующих товаров. А основная у них группа товаров, конечно, БАД, к которым в России существует почему-то негативное отношение (видимо, так настроили население предприятия сетевого маркетинга). Кстати, витамины в большинстве стран тоже относятся к группе БАД и зарегистрированы как лекарственные препараты, готовые к продаже. Поэтому мы считаем, что в ухудшившихся условиях всем аптечным организациям, применяющим общий режим налогообложения, нужно внимательно смотреть, на чем можно заработать. Аптеки, к сожалению, на самом деле уделяют совсем немного внимания тому, что можно и нужно продавать, а именно – сопутствующим товарам, БАД, безрецептурным препаратам, лечебной косметике, за которой потребители, в общем-то, идут в аптеку.
Со времен Советского Союза у потребителя осталось большое доверие к аптекам: т.е. все, что там продается, – проверено и качественно! И если написано «Лечебная косметика», то медицинский эффект будет обязательно.
Нужно не бояться позиционировать этот сегмент как препараты, продаваемые только в аптеках. Это интересное направление, оно поможет выживать в условиях тяжелого налогообложения.